Культура средневековья (V – XIV вв.)

Содержание

Слайд 2

ХРОНОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: 476г. – начало Средневековья: захват Рима варварами и падение

ХРОНОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

476г. – начало Средневековья: захват Рима варварами и падение последнего

римского императора Ромула Августула
V – IX вв. – раннее Средневековье и Каролингское Возрождение
X – XIII вв. – зрелое Средневековье
XIV – XVI вв. – позднее Средневековье
Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: Формирование европейских государств, народностей, языков Распространение христианства в

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Формирование европейских государств, народностей, языков
Распространение христианства в Европе и

формирование христианского типа культуры
Христианизация Руси
Развитие иконописи (родина – Византия)
Византийский, романский и готический стили в искусстве
Появление первых университетов
Развитие рыцарской культуры
Развитие народной городской смеховой культуры
Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ: Христианский теоцентризм: триединый Бог как центр мироотношения А.Рублев «Троица»

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

Христианский теоцентризм: триединый Бог как центр мироотношения

А.Рублев «Троица»

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ: Синкретизм: единство христианизированного антично-романского и варварско- языческого начал Распятие

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

Синкретизм: единство христианизированного антично-романского и варварско- языческого начал

Распятие

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ: Противоречивость: сосуществование в культуре полярных противоположностей (религиозного и

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

Противоречивость: сосуществование в культуре полярных противоположностей (религиозного и светского,

святого и «низкого», серьезного и смешного и т.п.)
Сословность: существование самостоятельных культурных «слоёв» - христианско-церковной, рыцарско-феодальной, крестьянской и народной городской культур
Символичность: условные формы для выражения религиозных идей, рыцарских и народных идеалов
Слайд 7

ХРИСТИАНСТВО КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ : МЕСТО И ВРЕМЯ

ХРИСТИАНСТВО КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ : МЕСТО И ВРЕМЯ
Территория Палестины,

разделенная на несколько областей (Галилея, Самария, Иудея, Перея, Идумея) и населенная в основном еврейским народом
с I века до н.э. по V век – провинция Римской империи
Слайд 8

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА ИУДАИЗМ: Монотеизм (единобожие) Креационизм (творение Богом мира «из ничего»

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

ИУДАИЗМ:
Монотеизм (единобожие)
Креационизм (творение Богом мира «из ничего» за 6 дней
Персонализм

(человек есть «образ и подобие Бога»)
Ревеляционизм (учение о божественном откровении как источнике познания)
Ожидание мессии (спасителя)
Некоторые этические идеи
Слайд 9

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА 2. ИДЕИ ЕССЕЕВ (II в. до н.э.– I в.)

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

2. ИДЕИ ЕССЕЕВ (II в. до н.э.– I в.) И

ДРУГИХ НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН:
Целомудрие
Трудовая этика
Вера в посмертное воздаяние
Очищение водой (в т.ч. и как крещение)
Глубокое почтение к «Учителю праведности» (или «Законодателю»)
Осуждение рабства и возвеличивание бедности
Исповедание грехов
Причастительная трапеза
Слайд 10

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА: Учение об Едином –

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА:
Учение об Едином – духовном бесконечном

творческом начале: «Единое – самопродуцирующая активность,.. Благо, которое само себя творит. Его воля и его бытие совпадают, чем быть хотело, то и есть» (Плотин)
Понятие Логоса-закона как творящего Слова
Идея прирожденной греховности всех людей
Идея непрерывного творения (эманации)
Формулировка «золотого правила морали»
Слайд 11

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА 4. Мифология древних народов, некоторые древние языческие культы

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА

4. Мифология древних народов, некоторые древние языческие культы

Слайд 12

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ: «Христианство» - от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ:

«Христианство» - от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает «спаситель»:
«Родит

же [Мария] Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
(Мф 16:16)
Слайд 13

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ: «Христос» - греческая форма еврейского слова «машЍах», т.е «помазанник»:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ:

«Христос» - греческая форма еврейского слова «машЍах», т.е «помазанник»: умащенный

священным елеем с целью передачи пророческого дара или при возведении в царское достоинство
Впоследствии словом «помазанник» стали обозначать Царя Последних Времен, чей приход напряженно ожидался евреями на пороге Нового Завета.
Таким образом, Христос – второе «политико-обрядовое» имя Иисуса
Слайд 14

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА ДРЕВНОСТЬ: Равносторонний крест + как символ грозы,

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

ДРЕВНОСТЬ:

Равносторонний крест +
как символ грозы, молнии, урагана и

дождя;
как символ четырех сторон света;
как символ четырех сторон человеческой сущности – интеллект, чувство, жизнь и смерть;
как атрибут богов;
как графическое изображение колеса с перекрещивающимися спицами и др.

Свастика (санскр. «благоденствие»)
символ удачи;
символ солнечного прохода по небесам;
символ плодородия и возрождения жизни;
символ бессмертия и бесконечности;
символ ночи и черной магии и др.

Крест «анх»
наиболее значимый символ у древних египтян. В нем объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также символизирует объединение женского и мужского божеств.

НЕТ НИКАКОЙ СВЯЗИ С ХРИСТИАНСКИМ КУЛЬТОМ !

Слайд 15

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА АНТИЧНОСТЬ: У римлян крест был орудием пытки

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

АНТИЧНОСТЬ:
У римлян крест был орудием пытки и казни

для рабов, т.е. унизительным и не приемлемым для свободных способом наказания. Иногда использовался как символ страдания, но еще не сакрализировался
II – III вв. – в христианстве начинает применяться в качестве символа «косой крест» как начальная буква греческого слова «Христос» и как осторожный намек на распятие
В раннем христианстве «якорный крест» является знаком безопасности, устойчивости и надежды
Слайд 16

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА Крест Константина - монограмма, известная как "Хи-Ро",

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

Крест Константина - монограмма, известная как "Хи-Ро", по

форме состоящей из Х (греческой буквы "хи") и Р ("ро"): первые две буквы имени Христа по-гречески.
Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись "с этим победишь". Именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой.
Последовавшая победа 27 октября 312 г. сделала его единственным императором. На следующий год был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи. Эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства.
Слайд 17

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА Конец IV – V вв. – после

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА

Конец IV – V вв. – после отмены

императором Константином пытки на кресте стал использоваться как христианский символ:
Греческий крест:
Латинский крест:

Русский крест:
Распятие:

Слайд 18

М.Шонгауэр «Рождество» Ок.1480 ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 25 декабря в 1 г. н.э.

М.Шонгауэр
«Рождество»
Ок.1480

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

25 декабря в 1 г. н.э. (754г. от основания Рима)

родился Иисус
дата выбрана при императоре Константине и связана с древним обрядом поклонения Солнцу («возрождение» Солнца)
Слайд 19

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 30-33 гг. – проповедническая деятельность Иисуса. А.Верроккьо «Крещение» 1475 Дж.Беллини «Преображение» Ок.1490

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

30-33 гг. – проповедническая деятельность Иисуса.

А.Верроккьо «Крещение» 1475

Дж.Беллини «Преображение»

Ок.1490
Слайд 20

И.Босх «Суд над Христом» 1480-1485 Дж.Беллини «Моление в Гефсиманском саду»

И.Босх «Суд над Христом» 1480-1485

Дж.Беллини «Моление в Гефсиманском саду»

Слайд 21

33 г. - Распятие. Воскресение. Дж.Беллини «Снятие с креста» 1460 М.Грюневальд «Воскресение» 1512-1516 М.Грюневальд «Распятие»

33 г. - Распятие. Воскресение.

Дж.Беллини «Снятие с креста» 1460

М.Грюневальд «Воскресение»

1512-1516

М.Грюневальд «Распятие»

Слайд 22

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: I в. – образование первых христианских общин (т.н. «иудеохристианство»);

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

I в. – образование первых христианских общин (т.н. «иудеохристианство»); деятельность

12 апостолов и других раннехристианских миссионеров
II-IV вв. – окончательное размежевание христианства с иудаизмом. Распространение христианства в Римской империи и преследование христиан. Возникновение монашества и церковной организации

А.Дюрер «Четыре апостола» 1526

Слайд 23

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 311 г. – запрет гонений на христиан при императорах

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

311 г. – запрет гонений на христиан при императорах

Константине и Галерии
313 г. – объявлена свобода христианского вероисповедания при императоре Константине (312 – 337 гг.)
324 г. – эдикт императора Константина о преимущественном положении христианства перед другими религиями
394 г. – признание христианства государственной религией Рима и запрет языческого вероисповедания
Слайд 24

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 325 г. – Никейский Вселенский Собор (начало догматизации основных

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

325 г. – Никейский Вселенский Собор (начало догматизации основных

положений христианской веры)
381 г. – Константинопольский Вселенский Собор (составление единого «Символа веры», заключающего в себе все основные догматы христианства)
V в. – сложились основные таинства христианства; монах Дионисий Малый изобрел новое летоисчисление

Храм Св. Софии в Константинополе (Стамбуле)

Слайд 25

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: V – X вв. – развитие и усиление католической

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:

V – X вв. – развитие и усиление католической Церкви;

образование института папства; уточнение христианской догматики на последующих Соборах; распространение христианства в Европе; повсеместный переход к новому летоисчислению
1054 г. – разделение Церквей на католическую и православную
С XIII в. – деятельность инквизиции
XVI в. – образование протестантизма

ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ МИРОВОЙ РЕЛИГИЕЙ И НАСЧИТЫВАЕТ СЕЙЧАС СВЫШЕ 1 МЛРД. ВЕРУЮЩИХ

Слайд 26

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА ВЕРА В ТРИЕДИНОГО БОГА Бог – Отец Бог

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА

ВЕРА В ТРИЕДИНОГО БОГА
Бог – Отец Бог –

Сын Бог – Св.Дух
как Демиург, т.е (Иисус Христос) как вечное
творящий Разум как человеческое животворящее,
чувствующее а для человека
начало и личное начало

Божественная Троица может быть интерпретирована как семья (Отец+Мать=Сын), т.к. в древнееврейском языке «дух» («руах») – женского рода. Встречается во многих религиях.

Слайд 27

Мазаччо «Троица» 1427 «Троица» Икона

Мазаччо «Троица» 1427

«Троица» Икона

Слайд 28

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА ВЕРА В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ХРИСТА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА

ВЕРА В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ХРИСТА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОТ

ВСЕХ ГРЕХОВ, КРОМЕ ПЕРВОРОДНОГО -
нарушения Адамом и Евой запрета Бога – вкушать плоды «от древа познания добра и зла» (Быт.1:17)

И.Босх «Изгнание из рая»

Слайд 29

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА 3. ВЕРА В БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ – таинственную силу,

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА

3. ВЕРА В БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ – таинственную силу, ниспосылаемую

Богом для освобождения человека от греха
4. ВЕРА В ПОСМЕРТНОЕ ВОЗДАЯНИЕ за совершенное в жизни и, сл-но, вера в Рай и Ад
5. ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ и др.

И.Босх «Вознесение праведников в рай»

Слайд 30

Х.Мемлинг «Страшный суд» 1466-1473 Левая и правая части триптиха

Х.Мемлинг «Страшный суд» 1466-1473

Левая и правая части триптиха

Слайд 31

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Теология (богословие) – учение о Боге, основанное

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Теология (богословие) – учение о Боге, основанное на

Откровении и объясняющее богооткровенные истины: патристика ( I – VI вв.) и схоластика (VII – XVI вв.)

Августин

Фома Аквинский

Слайд 32

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Библия (Священное Писание) – собрание 66 книг,

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Библия (Священное Писание) – собрание 66 книг, признаваемых

Церковью богодухновенными, т.е. написанными избранными Богом людьми по вдохновению и откровению Святого Духа, и другая христианская литература, написанная Святыми, мучениками, священниками
Слайд 33

Слайд 34

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Практическая (культовая, инквизиторская, образовательная, миссионерская, издательская) деятельность Церкви

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Практическая (культовая, инквизиторская, образовательная, миссионерская, издательская) деятельность Церкви

Слайд 35

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Христианское искусство (раннехристианское, византийское, романское и готическое)

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Христианское искусство (раннехристианское, византийское, романское и готическое)

Слайд 36

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.) I –IV вв. – искусство

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.)

I –IV вв. – искусство

для погребального ритуала и украшения надгробий
Тематика: Библейские сюжеты из греко-римской мифологии, которым придавался христианский смысл
Символика: рыба, «косой крест», якорь, насаженный на трезубец дельфин, крылатые Амуры, Христос как Добрый пастырь
Слайд 37

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.) II –IV вв. – возникновение

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.)

II –IV вв. – возникновение иконописи:

условных изображений Христа, Богоматери, святых и сцен из Библии по строгим канонам в качестве молельных образов

Спас Вседержитель Энкаустическая икона конца VI в.

Слайд 38

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.) С IV в. – развитие

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.)

С IV в. – развитие

церковной архитектуры центрического типа, выражающей христианские идеи
. . .
Слайд 39

С V в. – развитие мозаики и витража с христианскими сюжетами

С V в. – развитие мозаики и витража с христианскими сюжетами

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ

ИСКУССТВО (I – IX вв.)
Слайд 40

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.) IX в. – строительство монастырских

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.)

IX в. – строительство монастырских

комплексов

Сан-Витале г.Равенна 526 – 547 гг.

Слайд 41

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.) Возникновение и развитие агиографии (от

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (I – IX вв.)

Возникновение и развитие агиографии (от

греч. «святой» + «писать») – литературы о жизни и деятельности святых (мартирологи, жития)
Слайд 42

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО (X – XII вв.) Искусство Центральной и Западной Европы,

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО (X – XII вв.)

Искусство Центральной и Западной Европы, подчиненное

потребностям католицизма после разделения Церквей в 1054 г. (в отличие от искусства восточного христианства, т.е. Византии)

Романский Собор

Крестово-купольный (византийский) храм

Слайд 43

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (интерпретация названия) Первоначально романским стилем называли архитектуру римского образца,

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (интерпретация названия)

Первоначально романским стилем называли архитектуру римского образца, т.е.

из камня со сводчатым перекрытием

Крепость

Замок

Собор

Слайд 44

ОСОБЕННОСТИ РОМАНСКОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ Суровый внешний вид (мощные стены, массивные

ОСОБЕННОСТИ РОМАНСКОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ

Суровый внешний вид (мощные стены, массивные башни,

узкие окна)
Округлые формы (арки, цилиндры, конусы)
Компактность, лаконизм и ясность силуэта
Соединение разномасштабных объемов
Преобладание горизонталей

Замок Хербург Германия

Слайд 45

РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Слайд 46

ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОГО ХРАМА Огромное пространство вширь и вверх Массивные колонны с

ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОГО ХРАМА

Огромное пространство вширь и вверх
Массивные колонны с «повествовательными» капителями
Система

арочных перекрытий
Пучки полуколонн
Украшение рельефами, фресками, мозаикой, витражами, скульптурой
Слайд 47

ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОГО ХРАМА

ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОГО ХРАМА

Слайд 48

«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ» КАПИТЕЛИ РОМАНСКОГО ХРАМА

«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ» КАПИТЕЛИ РОМАНСКОГО ХРАМА

Слайд 49

РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ как «проповедь в камне» Нарушенные пропорции Стилизация

РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ как «проповедь в камне»

Нарушенные пропорции
Стилизация
Эмоциональность и одухотворенность
Часто

мифологические и фантастические мотивы
Витиеватость орнамента

Круглая скульптура
Колонны в виде человеческой фигуры

Слайд 50

РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ

РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ

Слайд 51

РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ Монументальная роспись в храмах Иконопись Мозаика Витраж Книжная миниатюра

РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Монументальная роспись в храмах
Иконопись
Мозаика
Витраж
Книжная миниатюра

«Богоматерь на троне» Церковь Сан-Педро в

Сорпе Ок. 1123
Слайд 52

РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ «Ноев ковчег» Фреска XI – XII вв. «Св. Петр» Мозаика XII в.

РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

«Ноев ковчег» Фреска XI – XII вв.

«Св. Петр» Мозаика XII

в.
Слайд 53

РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ «Благовещенье» Витраж «Жертвоприношение Каина и Авеля» Фреска XI в.

РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

«Благовещенье» Витраж

«Жертвоприношение Каина и Авеля» Фреска XI в.

Слайд 54

ОБРАЗ ХРИСТА В РОМАНСКОЙ ЖИВОПИСИ Христос изображается как Царь, Учитель, Вседержитель

ОБРАЗ ХРИСТА В РОМАНСКОЙ ЖИВОПИСИ

Христос изображается как Царь, Учитель, Вседержитель (Пантократор),

т.е. во Славе, в Силе
Слайд 55

ИКОНОПИСЬ: Возникает во II – IV вв. и развивается преимущественно в

ИКОНОПИСЬ:

Возникает во II – IV вв. и развивается преимущественно в Византии,

Египте, Эфиопии, Балканских странах, Грузии, России
В Западной Европе не получила такого распространения и была вытеснена другими видами христианской живописи

Св.Николай XII –XIII вв.

Слайд 56

ИКОНА (от греч. eikon – образ) – изображение сверхчувственного мира в

ИКОНА (от греч. eikon – образ) – изображение сверхчувственного мира в

материальных формах
НАЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ:
Для моления, во время которого осуществляется связь человека с Божественным миром
Для напоминания об архетипе-первообразе, который должен быть узнаваем

Богоматерь XII в.

Слайд 57

Иконописец должен следовать общепринятым КАНОНАМ ИКОНОПИСИ: Нормативным схемам изображения лиц и

Иконописец должен следовать общепринятым КАНОНАМ ИКОНОПИСИ:
Нормативным схемам изображения лиц и событий

сакральной истории в соответствии с иконописными подлинниками
Символике цвета, жеста, предметов и знаков
Особым приемам стилизации (разномасштабность, обратная перспектива, плоскостное изображение, нейтральный фон и т.п.)

Иконописец является не творцом, а посредником в воплощении первообраза. Иконопись преимущественно анонимна.

Слайд 58

ИКОНЫ

ИКОНЫ

Слайд 59

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (XII – XVI вв.) Зародилось в 1137 г. в

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (XII – XVI вв.)

Зародилось в 1137 г. в провинции

Иль-де-Франс и получило развитие в городах Европы
Слово «готика» (от итал. gotico – готский, связанный с германским племенем готов, разрушивших Рим) подчеркивает различие с романским (римским) стилем
Слайд 60

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ (ГОРОДСКОЙ СОБОР, РАТУША) Вертикализм форм Тонкие стены,

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ (ГОРОДСКОЙ СОБОР, РАТУША)

Вертикализм форм
Тонкие стены, поддерживаемые снаружи опорами-«ребрами»


Тонкие «игольчатые» башни (пинакли)
Длинные стрельчатые окна-витражи
Ажурные и декоративные детали украшения
Большое количество скульптур, выстроенных в ряды

Собор в Амьене

Слайд 61

ИНТЕРЬЕР ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА Высокие нервюрные стрельчатые своды, которые опираются на пучки

ИНТЕРЬЕР ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА

Высокие нервюрные стрельчатые своды, которые опираются на пучки колонн
Все

элементы декора устремляются ввысь

Большое пространство, наполненное преобразованным через витражи светом

Слайд 62

ИНТЕРЬЕР ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА Сент-Шапель Париж

ИНТЕРЬЕР ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА

Сент-Шапель Париж

Слайд 63

ВИТРАЖИ

ВИТРАЖИ

Слайд 64

Слайд 65

ГОТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА Вытянута, экспрессивна, динамична, портретна, психологична, условна, угловата, S-образна

ГОТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Вытянута, экспрессивна, динамична, портретна, психологична, условна, угловата, S-образна

Слайд 66

ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ Религиозна и очень серьезна Условна и символична Изысканна и

ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Религиозна и очень серьезна
Условна и символична
Изысканна и утонченна
Эмоциональна и психологична
Назидательна
С

натурным задним планом вместо нейтрального романского фона

Х.Мемлинг «Пьета»

Слайд 67

ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ Р.ван дер Вейден «Благовещение» «Снятие с креста» «Снятие с креста»

ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Р.ван дер Вейден «Благовещение»

«Снятие с креста»

«Снятие с креста»

Слайд 68

И.Босх «Семь смерт-ных грехов»

И.Босх «Семь смерт-ных грехов»

Слайд 69

ОБРАЗ ХРИСТА В ГОТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ Христос изображается как мученик: «страсти Христовы»

ОБРАЗ ХРИСТА В ГОТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Христос изображается как мученик: «страсти Христовы»

Слайд 70

ГОТИКА

ГОТИКА

Слайд 71

ГОТИКА

ГОТИКА

Слайд 72

Слайд 73

ФЕОДАЛЬНО-РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА (X-XVвв.) замкнутая культура рыцарского сословия средневековой Европы: Рыцарские идеалы

ФЕОДАЛЬНО-РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА (X-XVвв.)

замкнутая культура рыцарского сословия средневековой Европы:
Рыцарские идеалы служения сеньору,

Богу, Добродетелям, Даме
Рыцарская мораль: кодекс чести
Военные традиции (сражения, турниры, поединки)
Ритуалы (посвящения, служения, поведения)
Деятельность рыцарских орденов
Куртуазная любовь – культ Прекрасной Дамы
Рыцарские развлечения и игры
Рыцарское искусство (рыцарский роман, куртуазная поэзия)
Слайд 74

СЕНЬОРАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА В СРЕДНИЕ ВЕКА Сеньор (от фр.) – дворянин Титулованные

СЕНЬОРАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Сеньор (от фр.) – дворянин
Титулованные дворяне (короли,

герцоги, маркизы, графы) - суверены целых провинций, владельцы многих деревень, содержащие на службе несколько тысяч рыцарей
Нетитулованные богатые дворяне (бароны, капитаны, лорды, сиры, т.е. господа) – владельцы нескольких деревень и отряда рыцарей
Дворяне-рыцари (фр.- шевалье, исп.– кабальеро, англ.– найты) – владельцы одного поместья, состоящие на службе у крупных феодалов
Оруженосцы – первоначально военные слуги рыцаря, впоследствии – владельцы земли и поместья
Слайд 75

В рыцарской культуре соединяются христианское (религиозное) и светское начала: Родоначальником рыцарства

В рыцарской культуре соединяются христианское (религиозное) и светское начала:

Родоначальником рыцарства считается

Архангел Михаил:
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы»
(Библия, Откр. 20:1-3)

Идея рыцарства связана также с Античностью как подражание римским героям, их великим и блестящим подвигам

Слайд 76

КОДЕКС РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ: Беспрекословное следование долгу Верность сеньору, Церкви, Даме сердца

КОДЕКС РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ:

Беспрекословное следование долгу
Верность сеньору, Церкви, Даме сердца
Воинская доблесть и

мужество
Стремление к риску, пренебрежение смертью
Щедрость и великодушие
Личное честолюбие и жажда славы
Благочестие
Куртуазность
Слайд 77

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - походы западноевропейских феодалов на Ближний Восток, организованные католической

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ -

походы западноевропейских феодалов на Ближний Восток, организованные католической Церковью

во главе с папой Урбаном II в 1096-1270 гг. (всего 7 походов).
Официально провозглашенной целью походов было освобождение «гроба Господнего» и «Святой земли» (Палестины) из-под власти «неверных» (мусульман, сарацин), однако в большинстве случаев это были военно-колониальные мероприятия европейцев на Ближнем Востоке.
Слайд 78

РЫЦАРСКО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА: Иоаннитов (госпитальеров) Мальтийцев Тамплиеров Меченосцев Тевтонцев Ордена для борьбы

РЫЦАРСКО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА:

Иоаннитов (госпитальеров)
Мальтийцев
Тамплиеров
Меченосцев
Тевтонцев

Ордена для борьбы с «неверными», сопровождения паломников в Святую

землю и для миссионерской деятельности
Слайд 79

ТАМПЛИЕРЫ (рыцари Храма Гроба Господня): Основан в 1118 г. Хуго де

ТАМПЛИЕРЫ (рыцари Храма Гроба Господня):

Основан в 1118 г. Хуго де Пэйнсом

при дворе рыцаря-короля Балдуина I в Иерусалиме.
Осуществлял военную и миссионерскую функции, а также сопровождал паломников в Святую землю.
Внёс большой вклад в организацию финансовой деятельности в средневековье: изобрёл вексель, дорожные деньги и другие системы оформления финансовых расчетов.
Просуществовал официально до 1332 г., когда был обвинен папой и королем Филиппом Красивым в ереси и истреблен.
Символ – красный крест на белом плаще.
Слайд 80

ЛЮБИМЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ РЫЦАРСТВА: Охота и рыбалка Фехтование Турниры Игра в шахматы

ЛЮБИМЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ РЫЦАРСТВА:

Охота и рыбалка
Фехтование
Турниры
Игра в шахматы
Пирушки
Торжественные собрания
Беседа с дамами
Прогулки по

лугам
Слушать пение актеров
Смотреть на бой медведей
Греться у огня
Ставить себе банки и пускать кровь
Смотреть, как падает снег
(Из средневековых источников)
Слайд 81

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОС, САГА, РОМАН повествование о героическом прошлом: «Песнь о

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭПОС, САГА, РОМАН
повествование о героическом прошлом:
«Песнь о моем

Сиде»
«Песнь о Роланде»
«Песня о Нибелунгах»
«Тристан и Изольда»
«Поэма о Беовульфе»
«Парсифаль»

КУРТУАЗНАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ о рыцарской доблести и любви:
произведения трубадуров, труверов, миннезингеров, менестрелей, бардов

Слайд 82

Слайд 83

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД

Слайд 84

РОСТОВЩИЧЕСТВО В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДАХ: ссужение денег под проценты, обмен валюты. Осуществлялись

РОСТОВЩИЧЕСТВО В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДАХ:

ссужение денег под проценты, обмен валюты.
Осуществлялись в «лавках

менял» иудеями, т.к. им было запрещено ссужать деньги друг другу, а христианам, в свою очередь, было запрещено заниматься ростовщичеством. Евреи в Европе не могли владеть землей, поэтому ростовщичество стало одним из немногих доступных им средств существования.
Слайд 85

НАРОДНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ Носители: бюргеры, ремесленники, актеры, учащиеся, маргиналы СВЕТСКОСТЬ

НАРОДНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА

ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ
Носители: бюргеры, ремесленники, актеры, учащиеся, маргиналы

СВЕТСКОСТЬ
сознательно противостоит церковной

культуре

КАРНАВАЛЬНОСТЬ
главными началами являются жизнеутверждающий смех и игра

Слайд 86

ФОРМЫ НАРОДНОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ Карнавалы и праздники Шутовство и скоморошество Профессиональное

ФОРМЫ НАРОДНОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Карнавалы и праздники
Шутовство и скоморошество
Профессиональное актерство (жонглеры, дрессировщики,

фокусники, кукольники, музыканты, танцоры, акробаты и т.п.)
Народный театр (пародии, травестии, профонации, буффонады, фарсы)
Слайд 87

СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ: БАЛЛАДА – лирико-эпический жанр поэзии Англии и Франции

СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:

БАЛЛАДА – лирико-эпический жанр поэзии Англии и Франции XIV-XVI

вв.
МАДРИГАЛ – небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания
БАРКАРОЛА – песня венецианских гондольеров, бытовой музыкальный жанр
БАЛЛЕТО – небольшое вокальное или инструментально полифоническое сочинение танцевального характера
Слайд 88