Культура второй половины 19 века

Содержание

Слайд 2

литература

литература

Слайд 3

Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев) эстетическая (Страхов)

Критика

социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев)
эстетическая (Страхов)

Слайд 4

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)

философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель
19 мая

1864 в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера
романе «Что делать?»
Слайд 5

Журналы Солодченкова Ю.К

Журналы

Солодченкова Ю.К

Слайд 6

«Современник» 1836 г. – основан А.С. Пушкиным В 1847 году журнал

«Современник»

1836 г.
– основан А.С. Пушкиным

В 1847 году журнал взяли в

аренду
И.И.Панаев и Н.А. Некрасов
Слайд 7

«Современник» 1811 - 1848 А.И. Герцен Н.П. Огарев И.С.Тургенев Ф.М. Достоевский

«Современник»

1811 - 1848

А.И. Герцен

Н.П. Огарев

И.С.Тургенев

Ф.М. Достоевский

Л.Н. Толстой

В.Г. Белинский – руководитель критического

отдела

Н.Г. Чернышевский

Н.А. Добролюбов

Слайд 8

«Современник» Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких

«Современник»

Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников,

как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки.
Начальник корпуса жандармов Тимашев

Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена.
Анонимный доносчик

15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.

1866 г. – закрытие «Современника»

Слайд 9

«Отечественные записки» К руководству журналом был привлечен М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика)

«Отечественные записки»

К руководству журналом был привлечен М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и

Г. З. Елисеева (публицистика)

Руководитель журнала Н. А. Некрасов

.

Слайд 10

«Отечественные записки» После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором

«Отечественные записки»

После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин,

соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт.
Слайд 11

«Библиотека для чтения» 1834-1865 А.В. Дружинин В Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге

«Библиотека для чтения»

1834-1865

А.В. Дружинин

В Москве (1856—1887) и
Санкт-Петербурге (1887—1906).

М.Н. Катков

«Русский

вестник»

и

Солодченкова Ю.К

Слайд 12

«Полярная звезда» 1855-1868 литературно-политический альманах, издаваемый А.И.Герценом и Н.П.Огаревым за границей

«Полярная звезда» 1855-1868

литературно-политический альманах, издаваемый А.И.Герценом и Н.П.Огаревым за

границей (в Лондоне, последняя книга в Женеве) на русском языке в 1855-1868 годах в Вольной русской типографии.
Слайд 13

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века Середина века: духовно-нравственные

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Середина века:
духовно-нравственные искания человека;
вера

в общественный прогресс и достижение свободы
обращение к народу в поисках нравственного идеала.
Слайд 14

Литературно – художественные направления Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании

Литературно – художественные направления

Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой

и истинностью авторского идеала;
Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

РЕАЛИЗМ

Слайд 15

Литературно – художественные направления стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. НАТУРАЛИЗМ

Литературно – художественные направления

стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание

научному.

НАТУРАЛИЗМ

Слайд 16

Литературно – художественные направления Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный

Литературно – художественные направления

Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в

его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Слайд 17

Проза. глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем, высокий

Проза.

глубокий психологизм,
гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,
высокий уровень

литературного языка.

Ведущий жанр – Р О М А Н.

Слайд 18

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Произведения; «Отцы и дети», «Записки охотника», «Му му».

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Произведения; «Отцы и дети», «Записки охотника», «Му му».

Слайд 19

Гончаров Иван Александрович В роман «Обломов» (1859) В романе «Обрыв» (1869)

Гончаров Иван Александрович

В роман «Обломов» (1859)
В романе «Обрыв» (1869) поиски

нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма.
Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1855-57) — своеобразный «дневник писателя»
Слайд 20

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) Бесы Преступление и наказание Идиот

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Бесы
Преступление
и наказание
Идиот

Слайд 21

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Севастопольские рассказы Война и мир Анна Каренина

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Севастопольские рассказы
Война и мир
Анна Каренина

Слайд 22

Конец XIX века Ведущие жанры: ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров:

Конец XIX века

Ведущие жанры: ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Причины возникновения малых жанров:
Утрата обобщающего

взгляда на жизнь;
Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.
Ведущие мастера жанра:
В.Г.Короленко В.М.Гаршин
А.П.Чехов
Слайд 23

Антон Павлович Чехов (1860-1904) Вишневый сад Три сестры Человек в футляре

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Вишневый сад
Три сестры Человек в футляре

Слайд 24

Островский Александр Николаевич (1823 — 1886) комедия «Свои люди — сочтёмся!»

Островский Александр Николаевич (1823 — 1886)

комедия «Свои люди — сочтёмся!»
«Добрый

барин»
«Гроза»
«Женитьба Бальзаминова»
В пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Слайд 25

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) На заре ты ее не буди... Еще

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)

На заре ты ее не буди...
Еще акация одна...
Нет,

не жди ты песни страстной...
Ты отстрадала, я еще страдаю...
Слайд 26

Тютчев Федор Иванович (1803 – 1873) «Я встретил вас – и

Тютчев Федор Иванович (1803 – 1873)

«Я встретил вас –

и все былое...»
О, как убийственно мы любим...
Последняя любовь
Слайд 27

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) поэма «Кому на Руси жить хорошо» «Саша» «Мороз, Красный нос» «Русские женщины»

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)

поэма «Кому на Руси жить хорошо»
«Саша»
«Мороз, Красный нос»
«Русские

женщины»
Слайд 28

архитектура

архитектура

Слайд 29

Архитектурная эклектика (смешение стилей) — направление в архитектуре, доминировавшее во второй

Архитектурная эклектика (смешение стилей)

— направление в архитектуре, доминировавшее во второй

половине XIX века.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.
Слайд 30

В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось

В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре

появилось направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль.
Псевдорусский стиль – строительство современных зданий с использованием элементов прошлого.

Русский стиль

Слайд 31

Константин Тон работал в стиле «русско-византийском». Им были созданы величественные сооружения:

Константин Тон работал в стиле «русско-византийском». Им были созданы величественные сооружения:

Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Николаевский (Ленинградский) вокзал.
Слайд 32

Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от

Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от

наполеоновского нашествия. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от на левом берегу Москвы-реки.

храм Христа́ Спаси́теля

Слайд 33

Исторический музей В. О. Шервуд 1875 г.

Исторический музей В. О. Шервуд 1875 г.

Слайд 34

Слайд 35

Верхние торговые ряды в Москве архитектор А.Н. Померанцев 1890-1893 гг.

Верхние торговые ряды в Москве архитектор А.Н. Померанцев 1890-1893 гг.

Слайд 36

Слайд 37

Городская Дума в Москве архитектор Д.Н. Чичагов 1890-1892 гг.

Городская Дума в Москве архитектор Д.Н. Чичагов 1890-1892 гг.

Слайд 38

Слайд 39

Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге) архитектор Альфред Парланд 1883- 1907 гг.

Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге) архитектор Альфред Парланд

1883- 1907 гг.
Слайд 40

скульптура

скульптура

Слайд 41

«Иван Грозный» Марк Матвеевич Антокольский «Нестор-летописец»


«Иван Грозный»

Марк Матвеевич Антокольский

«Нестор-летописец»

Слайд 42

Михаил Осипович Микешин «Тысячелетие России» Памятник Тысячелетию России находится в новгородском

Михаил Осипович Микешин

«Тысячелетие России»

Памятник Тысячелетию России находится в новгородском кремле

1862 г. в Новгороде.
Верхняя часть олицетворяет православие и представляет собой коленопреклоненную женщину в русском национальном костюме (символ России) и ангела с крестом.
Средняя часть состоит из шара (державы) и расположенных у его подножия шести скульптурных групп. Каждая группа ориентирована на определенную часть света: князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к Киеву, Иван III на восток, к Москве, Петр I обращен к северной столице — Петербургу, Минин и Пожарский противостоят западной угрозе, а Дмитрий Донской стоит на юго-восточной стороне, откуда было нашествие татар. Всего вокруг державы размещено 17 фигур.
Очень интересна третья, нижняя часть памятника, которая представляет собой горельефный фриз из 109 фигур.
Слайд 43

М.О. Микешин «Тысячелетие России»

М.О. Микешин

«Тысячелетие России»

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Михаил Осипович Микешин 1862 – 1873 гг. Санкт- Петербург

Михаил Осипович Микешин 1862 – 1873 гг. Санкт- Петербург

Слайд 47

Михаил Осипович Микешин Екатерине II в Петербурге

Михаил Осипович Микешин

Екатерине II в Петербурге

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

живопись

живопись

Слайд 52

Критический реализм Художественно направление – отражающее реальную жизнь со всеми её

Критический реализм

Художественно направление – отражающее реальную жизнь со всеми

её недостатками, стремящееся через выявление этих недостатков призвать людей к их устранению.
Слайд 53

Василий Григорьевич Перов Одним из крупнейших художников критического реализма является Василий

Василий Григорьевич Перов
Одним из крупнейших художников критического реализма является Василий Григорьевич

Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни.
Слайд 54

«Крестный ход на пасху» 1861 г.

«Крестный ход на пасху» 1861 г.

Слайд 55

«Чаепитие в Мытищах , близ Москвы» 1862

«Чаепитие в Мытищах , близ Москвы» 1862

Слайд 56

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Слайд 57

«Тройка» 1866 г.

«Тройка» 1866 г.

Слайд 58

товарищество передвижных художественных выставок (передвижники) Первая независимая общественная организация художников, противостоящая

товарищество передвижных художественных выставок (передвижники)
Первая независимая общественная организация художников, противостоящая официальному

центру искусства Петербургской академии художеств.
В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали в Петербурге артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.
Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской.
В состав в разные периоды входили: Крамской, Ге, Мясоедов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан. Васнецов, Куинджи
Слайд 59

Иван Николаевич Крамской Идейный руководитель Товарищества передвижников. Первая выставка открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года

Иван Николаевич Крамской

Идейный руководитель Товарищества передвижников.
Первая выставка открылась в Петербурге 29

ноября 1871 года
Слайд 60

И. Крамской «Христос в пустыне» Картина «Неизвестная»

И. Крамской

«Христос в пустыне»

Картина «Неизвестная»

Слайд 61

Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист.


Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего как выдающийся

портретист. Он создал целую серию образов деятелей русской культуры – портреты М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.
Слайд 62

Илья Ефимович Репин Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19

Илья Ефимович Репин

Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19 века

справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина.
Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»
Слайд 63

«Бурлаки на Волге» 1870-1873 гг.

«Бурлаки на Волге» 1870-1873 гг.

Слайд 64

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» В 70-80-х гг. Репин увлёкся историческими

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

В 70-80-х гг. Репин
увлёкся историческими


темами.

Иван Грозный и сын его Иван.

Слайд 65

«Не ждали» «отказ от исповеди»

«Не ждали» «отказ от исповеди»

Слайд 66

Василий Иванович Суриков Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным

Василий Иванович Суриков

Полотна Сурикова - это художественно
воссозданная история, главным героем


которой является русский народ.
«Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в
Берёзове», «Боярыня Морозова»,
«Покорение Сибири Ермаком» –
эти картины вошли в золотой фонд
Русской художественной культуры.
Слайд 67

«утро стрелецкой казни» (1881 г).

«утро стрелецкой казни» (1881 г).

Слайд 68

«Меньшиков в Берёзове» (1883 г.)

«Меньшиков в Берёзове» (1883 г.)

Слайд 69

«Боярыня Морозова» (1887 г.)

«Боярыня Морозова» (1887 г.)

Слайд 70

«покорение Сибири Ермаком» 1895

«покорение Сибири Ермаком» 1895

Слайд 71

«Взятие снежного городка» (1891 г.)

«Взятие снежного городка» (1891 г.)

Слайд 72

Переход Суворова через Альпы

Переход Суворова через
Альпы

Слайд 73

Виктор Михайлович Васнецов К жанру русских народных сказаний обратился В.М.Васнецов. Его

Виктор Михайлович Васнецов

К жанру русских народных сказаний
обратился В.М.Васнецов. Его
Картины

проникнуты духом народных сказок. Религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа – богатыря.
Слайд 74

«Алёнушка» «Иван царевич и серый волк»

«Алёнушка» «Иван царевич и серый волк»

Слайд 75

«витязь на распутье»

«витязь на распутье»

Слайд 76

«Богатыри»

«Богатыри»

Слайд 77

«После побоища Игоря Святославовича»

«После побоища Игоря Святославовича»

Слайд 78

Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи

Слайд 79

Ночь на Днепре

Ночь на Днепре

Слайд 80

Березовая роща

Березовая роща

Слайд 81

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский

Слайд 82

Иван Иванович Шишкин Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж,

Иван Иванович Шишкин

Главным объектом внимания многих
художников стал среднерусский пейзаж,
Суровая природа Русского

Севера.
Картины И.И.Шишкина создают
впечатление могущества, силы, величия
русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу.
Слайд 83

«Рожь»

«Рожь»

Слайд 84

«Хвойный лес» «Опушка леса»

«Хвойный лес» «Опушка леса»

Слайд 85

«Утро в сосновом лесу»

«Утро в сосновом лесу»

Слайд 86

Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны

Василий Васильевич Верещагин

Апофеоз войны

Слайд 87

«На Шипке все спокойно»

«На Шипке все спокойно»

Слайд 88

Импрессионизм Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в.в.,

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в.в.,

представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Слайд 89

Исак Ильич Левитан

Исак Ильич Левитан

Слайд 90

март

март

Слайд 91

Над вечным покоем - Левитан. 1894.

Над вечным покоем - Левитан. 1894.

Слайд 92

музыка

музыка

Слайд 93

В 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве было

В 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве

было организовано Русское музыкальное общество, цель которого – сделать искусство доступным для широкого круга любителей музыки.
Слайд 94

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество

«Могучая кучка» 
(Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество 
российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге

в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Слайд 95

Владиимир Васильевич Стасов (1824 -1906) — русский музыкальный и художественный критик.

Владиимир Васильевич Стасов (1824 -1906) — русский музыкальный и художественный критик.


идейный вдохновитель
«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». – писал Стасов в своей статье после одного из концертов под управлением Балакирева.
Слайд 96

«Могучая кучка» М.А.Балакирев – основатель кружка М.П.Мусоргский Н.А.Римский-Корсаков Ц.А.Кюи А.П.Бородин

«Могучая кучка»

М.А.Балакирев – основатель кружка

М.П.Мусоргский

Н.А.Римский-Корсаков

Ц.А.Кюи

А.П.Бородин

Слайд 97

Балакирев Милай Алексеевич (1836-1910) Увертюра на темы трех русских песен симфонические

Балакирев Милай Алексеевич (1836-1910)

Увертюра на темы трех русских песен
симфонические поэмы
«Тамара»,


«Русь»,
«В Чехии»,
романсы, сборник русских народных песен
Слайд 98

Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская

Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881)

Оперы
«Борис Годунов»,
«Хованщина»,
«Сорочинская ярмарка»,
цикл «Картинки

с выставки»,
песни «Калистрат».
Слайд 99

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) Опера «Князь Игорь», 2-ая богатырская симфония», песни вокальной лирики

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Опера «Князь Игорь»,
2-ая богатырская симфония»,
песни вокальной лирики

Слайд 100

Николай Александрович Римский- Корсаков (1844- 1908) 15 опер : «Псковитянка», «Майская

Николай Александрович Римский- Корсаков (1844- 1908)

15 опер :
«Псковитянка»,
«Майская ночь»,


«Царская невеста»
«Снегурочка»,
«Садко»,
«Золотой петушок»
Слайд 101

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) Оперы «Вильям Ратклиф», «Сын мандарина», романсы, музыкальная картина.

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918)

Оперы
«Вильям Ратклиф»,
«Сын мандарина»,
романсы, музыкальная картина.


Слайд 102

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

Слайд 103

Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился

Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился

мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированнием, в конце 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер.

Среди его произведений 10 опер
"Воевода", "Ундина" (обе 1869),
"Опричник" (1874),
"Евгений Онегин" (1878),
"Орлеанская дева" (1881),
"Мазепа" (1883),
"Черевички" (1885),
"Чародейка" (1887),
"Пиковая дама" (1890),

Слайд 104

3 балета - "Лебединое озеро" (1877), "Щелкунчик" и "Спящая красавица" (1889).

3 балета - "Лебединое озеро" (1877), "Щелкунчик" и "Спящая красавица" (1889).


Наиболее известные из симфонических произведений - Шестая патетическая симфония (1880), увертюра "1812 год", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1893), "Итальянское каприччио" (1880), "Манфред" (1885), фортепьянные и скрипичные концерты.
Чайковский - автор 104-х романсов.
Слайд 105

Наука и образование

Наука и образование

Слайд 106

Образование Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы) Среднее (гимназии и реальные училища)

Образование

Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы)
Среднее (гимназии и реальные училища)
Высшее (120

университетов и институтов, в них обучалось 130 тысяч студентов)

Грамотность населения повысилась: с 6 % в 60-х гг. XIX в. До 30% в начале XX в.

Слайд 107

Естественно – математические науки

Естественно – математические науки

Слайд 108

К.Э. Циолковский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Один из пионеров космонавтики. Ракетодинамика

К.Э. Циолковский

учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель.
Один из пионеров космонавтики.
Ракетодинамика
Обосновал вывод

уравнения реактивного движения.
Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.
Слайд 109

Н. В. Жуковский русский учёный, создатель аэродинамики как науки. Человек не

Н. В. Жуковский

русский учёный, создатель аэродинамики как науки.
Человек не имеет

крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума
Слайд 110

А. С. Попов Изобретение беспроволочной связи изобретатель радио

А. С. Попов

Изобретение беспроволочной связи

изобретатель радио

Слайд 111

П.Н. Яблочков русский электротехник известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова»)

П.Н. Яблочков

русский электротехник
известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под

названием «свеча Яблочкова»)
Слайд 112

П. Л. Чебышев русский математик и механик.

П. Л. Чебышев

русский математик и механик.

Слайд 113

Д. И. Менделеев русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог,

Д. И. Менделеев

русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог,

метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.
Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов,
Слайд 114

К.А. Тимирязев русский естествоиспытатель, физиолог, профессор Московского университета, основоположник русской и

К.А. Тимирязев
русский естествоиспытатель, физиолог, профессор Московского университета, основоположник русской и британской

научных школ физиологов растений, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист,
Слайд 115

И. И. Мечников русский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог

И. И. Мечников

русский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и

патолог).
Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908)
Слайд 116

И. П. Павлов один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки

И. П. Павлов

один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о

высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы;
лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Слайд 117

Слайд 118

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Слайд 119

Философия В. Соловьев (родоначальник русской философии) Н. Бердяев, С. Булгаков, П.

Философия

В. Соловьев (родоначальник русской философии)
Н. Бердяев,
С. Булгаков,
П. Флоренский,
В. Розанов и

др.
Духовность русской философии
Слайд 120

В. С. Соловьёв (1853-1900) Философские начала цельного знания Чтения о Богочеловечестве

В. С. Соловьёв (1853-1900)

Философские начала цельного знания
Чтения о Богочеловечестве
Россия и Вселенская церковь
Оправдание

добра
Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории
Слайд 121

С.М. Соловьёв 30 лет неустанно работал Соловьёв над ««История России с

С.М. Соловьёв

30 лет неустанно работал Соловьёв над ««История России с древнейших

времен», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора.
Слайд 122

В.О. Ключевский Курс русской истории в 5-и ч. «Сказания иностранцев о

В.О. Ключевский

Курс русской истории в 5-и ч.
«Сказания иностранцев о Московском

государстве»
«Боярская Дума древней Руси» «Древнерусские жития святых как исторический источник»
Слайд 123

Г.И. Невельской Российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города

Г.И. Невельской

Российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Установил,

что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.
Слайд 124

Н.М.Пржевальский действительный член Русского географического общества с 1864 года. Предпринял несколько

Н.М.Пржевальский

действительный член Русского географического общества с 1864 года. Предпринял несколько

экспедиций в Центральную Азию.
Осуществил географическое и естественно-историческое исследование хребтов Северного Тибета, истоков Жёлтой реки.
Им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюд, лошадь Пржевальского, тибетский медведь, ряд новых видов других млекопитающих, а также собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм