Культура Западноевропейского Средневековья

Содержание

Слайд 2

СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма (от

СРЕДНЕВЕКОВОЙ
принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма
(от

падения Римской империи в V веке и почти до XV века)
Слайд 3

ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Западной Европы: раннее Средневековье V-XI века зрелое Средневековье XI-XII века позднее Средневековье XII-XVвека

ЭТАПЫ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Западной Европы:
раннее Средневековье
V-XI века
зрелое Средневековье
XI-XII века

позднее Средневековье
XII-XVвека
Слайд 4

Раздел1 Раннее Средневековье V-XI века

Раздел1
Раннее Средневековье
V-XI века

Слайд 5

В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя 476

В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя
476 год

– конец Древнего мира,
начало средневекового периода
Слайд 6

ПЕРИОДИЗАЦИЯ I Искусство варварских королевств VI—X вв. II Искусство романского стиля

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I Искусство варварских королевств VI—X вв.
II Искусство романского стиля XI—XII вв.
III

Искусство готического стиля XIII—XIV вв.
Слайд 7

Ва́рвары — люди, которые для древних греков, и римлян были чужеземцами,

Ва́рвары  — люди, которые для древних греков, и римлян были чужеземцами, говорили

на непонятном им языке и чуждые их культуре.
В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).
В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.
Слайд 8

Слайд 9

кельты германцы фракийцы (в том числе даки, геты) иллирийцы и мессапы

кельты
германцы
фракийцы (в том числе даки, геты)
иллирийцы и мессапы
скифо-сарматские племена
англосаксы
остготы
лангобарды
франки
вестготы

Слайд 10

варвары Варвары сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось

варвары

Варвары сразу же приняли христианство,

но в их искусстве наблюдалось сильное

влияние язычества.

Чем дальше на север, тем больше в искусстве элементов язычества.

Слайд 11

В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры – религиозный. В центре

В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры – религиозный.

В центре христианства

находится личность Иисуса Христа – человека и бога
Слайд 12

ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ

ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ

Слайд 13

БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА В эпоху Средневековья почти единственная. Библия - с греческого «книги». .

БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА

В эпоху Средневековья почти единственная.
Библия - с

греческого «книги».

.

Слайд 14

БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА Ветхий завет – история еврейского народа

БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА

Ветхий завет – история еврейского народа

от сотворения мира

Новый Завет или Евангелие –
(В переводе с греческого «благая весть») – сочинение о земной жизни Иисуса Христа, главным образом о последних трёх годах.

Слайд 15

РЕЛИКВАРИИ - СОКРОВИЩНИЦЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РЕЛИКВИЙ – мощей святых


РЕЛИКВАРИИ - СОКРОВИЩНИЦЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РЕЛИКВИЙ – мощей святых

Слайд 16

варвары Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании

варвары

Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании

До

XI в. здесь не развивалась культовая архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные рельефами кресты
Слайд 17

КЕЛЬТЫ Крест. Муиредаг, Ирландия. 923 г.

КЕЛЬТЫ

Крест.
Муиредаг,
Ирландия.
923 г.

Слайд 18

Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали чаще всего на перепутьях.

Надписями и различными изображениями украшали
большие каменные кресты, которые устанавливали чаще всего

на перепутьях.
Слайд 19

Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были

Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были

отголоски христианского искусства римских поселений, находившихся в Англии).
Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизованных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.
Слайд 20

Ке́льты— близкие по языку и материальной культуре племена, говорившие на одном

Ке́льты— близкие по языку и материальной культуре племена, говорившие на одном из индоевропейских языков, в

древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе
Слайд 21

КЕЛЬТЫ 2- тысячелетие до н.э.– I в. до н.э. ↑ Гуннеструпский

КЕЛЬТЫ 2- тысячелетие до н.э.– I в. до н.э.

↑ Гуннеструпский котел,

I в. до н.э.
→ Щит из Баттерси, I век н.э.
Слайд 22

КЕЛЬТЫ ↑ Торквес → Браслеты

КЕЛЬТЫ

↑ Торквес
→ Браслеты

Слайд 23

КЕЛЬТЫ Евангелие из Дарроу. Ирландия, 690-е гг. символ евангелиста Матфея ↑ ← «ковровая страница»

КЕЛЬТЫ

Евангелие из Дарроу.
Ирландия, 690-е гг.
символ евангелиста Матфея ↑
← «ковровая страница»

Слайд 24

Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и

Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и

христианское содержание

Человек – символ св. Матфея

Слайд 25

Орёл – символ св. Иоанна Лев – символ св.Марка

Орёл – символ св. Иоанна

Лев – символ св.Марка

Слайд 26

Бык – символ св. Луки

Бык – символ св. Луки

Слайд 27

КЕЛЬТЫ Келлское Евангелие, Ирландия, конец VIII – начало IX в.

КЕЛЬТЫ

Келлское Евангелие,
Ирландия,
конец VIII – начало IX в.

Слайд 28

Рукописная книга Ирландии. Келлская книга

Рукописная книга Ирландии. Келлская книга

Слайд 29

Рукописная книга Ирландии. Келлская книга -щедрость орнамента -связь с ювелирным искусством

Рукописная книга Ирландии. Келлская книга

-щедрость орнамента
-связь с ювелирным искусством (страница похожа

на драгоценный оклад для священного текста)
Слайд 30

Страницы Келлской книги

Страницы Келлской книги

Слайд 31

Страницы Келлской книги

Страницы Келлской книги

Слайд 32

Фрагменты орнамента из Келлской книги

Фрагменты орнамента из Келлской книги

Слайд 33

Фрагменты текста и инициалы из Келлской книги

Фрагменты текста и инициалы из Келлской книги

Слайд 34

АНГЛОСАКСЫ Украшения, начало VII в.

АНГЛОСАКСЫ

Украшения, начало VII в.

Слайд 35

ВЕСТГОТЫ (территория современной Испании) ↑ Украшения ↑ Вотивная корона короля Рецезвинда

ВЕСТГОТЫ (территория современной Испании)

↑ Украшения ↑ Вотивная корона короля Рецезвинда

Слайд 36

ОСТГОТЫ И ЛАНГОБАРДЫ (территория Северной Италии) ↑ «Железная корона Ломбардии» Крест епископа Дезидерия →

ОСТГОТЫ И ЛАНГОБАРДЫ (территория Северной Италии)

↑ «Железная корона Ломбардии»
Крест епископа Дезидерия →

Слайд 37

ОСТГОТЫ Усыпальница Короля Теодориха, VI в.

ОСТГОТЫ

Усыпальница
Короля Теодориха,
VI в.

Слайд 38

В Равенне в 20-х гг. VI столетия закончили строительство гроб­ницы короля

В Равенне в 20-х гг. VI столетия закончили строительство гроб­ницы короля

остготов Теодориха. Это двухэтажное здание, сло­женное из крупных прямоугольных каменных блоков.
Подражая римским зодчим, мастера стремились увенчать гробницу купо­лом, но для этого им не хватило ни знаний, ни опыта.
Слайд 39

Завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в фор­ме купола. Его доставили с

Завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в фор­ме купола. Его доставили с

противоположного берега Адриати­ческого моря, подвесив между двумя кораблями.
Он является одним из самых больших монолитов в мире, когда-либо исполь­зованных в строительстве: его толщина — один метр, окруж­ность — тридцать три метра, а вес — около трёхсот тонн.
Слайд 40

Древние герма́нцы — группа родственных племен (насчитываются десятки племен), принадлежавших к

Древние герма́нцы — группа родственных племен (насчитываются десятки племен), принадлежавших к индоевропейской языковой семье и

занимавших к I веку н. э. обширную территорию между Рейном и Вислой от запада к востоку, Дунаем на юге и Балтийским и Северным морями на севере, а также южную Скандинавию.
Слайд 41

Этноним используется для обозначения народов, говоривших преимущественно на германских языках, в

Этноним используется для обозначения народов, говоривших преимущественно на германских языках, в период от бронзового

века до конца эпохи Великого переселения народов. К VII веку в результате миграций древние германцы смешались с другими народами и приняли участие в формировании многих европейских наций.
Слайд 42

Германские народы принесли свое пристрастие к орнаментике и ярким цветам. Главным

Германские народы принесли свое пристрастие к орнаментике и ярким цветам.
Главным

видом их художественного творчества были изделия из золота и других металлов с вставками из цветной эмали или драгоценных камней.
Слайд 43

Это фибулы, броши, пряжки, перстни, серьги, ожерелья и т.д. Они служили

Это фибулы, броши, пряжки, перстни, серьги, ожерелья и т.д.
Они служили

не только украшениями, но и определяли социальное положение владельцев . А древняя вера в магические свойства золота и камней придавала им характер талисманов.
Слайд 44

ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и драгоценных камней

ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ

Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и

драгоценных камней
Слайд 45

Изделия этого круга принято объединять понятием "полихромный стиль" . Эта техника

Изделия этого круга принято объединять понятием "полихромный стиль" .
Эта техника

использовалась и церковью для украшения литургических предметов – чаш, крестов, переносных алтарей, реликвариев, окладов богослужебных книг.
Слайд 46

Церковь усматривала в сиянии золота и мерцании камней отблеск божественного света,

Церковь усматривала в сиянии золота и мерцании камней отблеск божественного света,

позднее такое же понимание мы находим в произведениях готического стиля.
Слайд 47

"полихромный стиль" -яркие драгоценные камни -цветные эмали " филигранный стиль "

"полихромный стиль"
-яркие драгоценные камни
-цветные эмали
" филигранный стиль "
-металлические изделия украшались

тонкими золотыми или серебряными нитями, витыми шнурами
Слайд 48

Изделия Фибулы (застежки для плаща) Ювелирные изделия Пряжки Рукояти мечей богато

Изделия
Фибулы (застежки для плаща)
Ювелирные изделия
Пряжки
Рукояти мечей богато украшенные
Подвески
Изделия из металла, кости,

дерева
Слайд 49

Фибулы полихромного стиля

Фибулы полихромного стиля

Слайд 50

Фибулы филигранного стиля

Фибулы филигранного стиля

Слайд 51

Слайд 52

Увлечение драгоценными камнями имело в средние века мистический оттенок. Полагали, что

Увлечение драгоценными камнями имело в средние века мистический оттенок.
Полагали, что всякий

камень имеет свою тайную силу. Одновременно драгоценности были у германцев знаком доблести и заслуг и воплощением успеха и везения.
Слайд 53

Все германцы, а особенно – скандинавы, закапывали клады не столько затем,

Все германцы, а особенно – скандинавы, закапывали клады не столько затем,

чтобы уберечь сокровища во время военных нападений, сколько потому, что видели в драгоценных металлах залог счастья, военной удачи, полагая также, что зарытые в землю сокровища будут сопровождать убитого в бою воина в Вальгаллу.
Именно поэтому в германском эпосе столько рассказов о кладах и беспощадной борьбе за обладание ими.
Слайд 54

ФРАНКИ ↑ Капелла в Ахене. Современный вид →

ФРАНКИ


Капелла в Ахене. Современный вид →

Слайд 55

ФРАНКИ Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил

ФРАНКИ

Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил вестготов

и расширил границы своего государства, в котором господствовали теперь две культуры — античная и варварская.
Слайд 56

ФРАНКИ Франкские мастера считались искусными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл

ФРАНКИ

Франкские мастера считались искусными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл

Слайд 57

ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ Эмалью заполняются углубления на поверхности металла или ёмкости, сделанные тонкими перегородками.

ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ
Эмалью заполняются углубления на поверхности металла
или ёмкости,

сделанные тонкими перегородками.
Слайд 58

Варвары принесли не только страсть к многоцветью, но и элементы древнего "звериного стиля.

Варвары принесли не только страсть к многоцветью, но и элементы древнего

"звериного стиля.
Слайд 59

Изделия из дерева, металла, а потом и рукописи украшались сложными орнаментами

Изделия из дерева, металла, а потом и рукописи украшались сложными орнаментами

из плетений (варварская плетенка), в которые вкраплены стилизованные фигуры зверей, птиц и чудовищ.
Слайд 60

Резьба по камню и дереву Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль.

Резьба по камню и дереву

Резная голова фантастического
существа, украшавшая корабль.
IX

век. Норвегия.

Каменный крест.
Х век. Ирландия.

Слайд 61

Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в оформлении окладов первых рукописных книг.

Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в

оформлении окладов первых рукописных книг.
Слайд 62

Рукописная книга эпохи Меровингов. Страница из Геллонского сакраментария Каждая страница –

Рукописная книга эпохи Меровингов. Страница из Геллонского сакраментария

Каждая страница – произведение

искусства
- каллиграфия унциального шрифта
- миниатюры, фигурки рыб, птиц и т.д.
Слайд 63

Рукописная книга эпохи Меровингов. Гелазианский сакраментарий сборник священных текстов - характерный

Рукописная книга эпохи Меровингов. Гелазианский сакраментарий

сборник священных текстов
- характерный образец книг
и

времени Меровингов
- книга – особый, требующий почитания священный предмет