Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов

Слайд 2

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ. Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ.

Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение

к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Двоемыслие (двойная мораль) — способность придерживаться двух противоположных убеждений одновременно (Дж. Оруэлл). 

Здесь суставы вялы, а пространства огромны Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны Одни слова для кухонь, другие для улиц
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц И я держу равнение, даже целуясь
Илья Кормильцев

Слайд 3

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ. Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ.

Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение

к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Двоемыслие (двойная мораль) — способность придерживаться двух противоположных убеждений одновременно (Дж. Оруэлл). 

Историк, профессор ИГУ Виктор Дятлов: «Я бы определил застой как процесс приватизации человека. Люди в массе не бунтовали, они не становились идейными противниками социализма. Они просто начали жить для себя. И именно эта жизнь для себя вынесла смертный приговор системе. Да и власть сама разочаровалась в мобилизации, при Брежневе уже не было массовых репрессий. И режим стал гнить заживо. Цинизм и двоемыслие становились нормой жизни. Публично говорили одно, на кухне — другое, думали третье. Социализм постепенно превращался в ритуал, в пустую оболочку, в которую никто не верил».

Вопрос: Какие изменения в общественных настроениях отметил историк? Как он определил роль этих изменений?

Слайд 4

ИСКУССТВО В СССР (в сер. 1960-х – сер. 1980-х годов). Кинематограф

ИСКУССТВО В СССР (в сер. 1960-х – сер. 1980-х годов).

Кинематограф

А.А. Тарковский
(«Солярис»,

«Андрей Рублёв»),
С.Ф. Бондарчук («Они сражались
за Родину», «Судьба человека»),
С.Н. Ростоцкий («А зори здесь тихие»),
Г.М. Козинцев («Король Лир»).
В 1969г. премии американской киноакадемии «Оскар» в номинации
«Лучший фильм на иностранном языке» был удостоен фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир», а в 1981г. такую же награду получил фильм В.В. Меньшова «Москва слезам не верит».
Снимают кинокомедии Л.И. Гайдай («Бриллиантовая рука»,
«Кавказская пленница») и
Э.А. Рязанов («Берегись автомобиля»,
«Ирония судьбы, или С лёгким паром»).

Театр

Режиссеры:
Ю.П. Любимова в Театре на Таганке,
О.И. Ефремова и Е.Б. Волчек в «Современнике»,
М.А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола.

Скульптура и живопись

Ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде - монумент «Родина-мать» скульптора Е. В. Вучетича. Художник И.С. Глазунов панно
«Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980, здание ЮНЕСКО в Париже).
1974г. – «Бульдозерная выставка»

«Бульдозерная выставка» публичная акция неофициального искусства, выставка картин на открыт ом воздухе в сентябре 1974 г. в Москве, жестоко подавленная властями с привлечением милиции, с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название.

Слайд 5

ИСКУССТВО В СССР (в сер. 1960-х – сер. 1980-х годов). Кинематограф

ИСКУССТВО В СССР (в сер. 1960-х – сер. 1980-х годов).

Кинематограф

А.А. Тарковский
(«Солярис»,

«Андрей Рублёв»),
С.Ф. Бондарчук («Они сражались
за Родину», «Судьба человека»),
С.Н. Ростоцкий («А зори здесь тихие»),
Г.М. Козинцев («Король Лир»).
В 1969г. премии американской киноакадемии «Оскар» в номинации
«Лучший фильм на иностранном языке» был удостоен фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир», а в 1981г. такую же награду получил фильм В.В. Меньшова «Москва слезам не верит».
Снимают кинокомедии Л.И. Гайдай («Бриллиантовая рука»,
«Кавказская пленница») и
Э.А. Рязанов («Берегись автомобиля»,
«Ирония судьбы, или С лёгким паром»).

Театр

Режиссеры:
Ю.П. Любимова в Театре на Таганке,
О.И. Ефремова и Е.Б. Волчек в «Современнике»,
М.А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола.

Скульптура и живопись

Ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде - монумент «Родина-мать» скульптора Е. В. Вучетича. Художник И.С. Глазунов панно
«Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980, здание ЮНЕСКО в Париже).
1974г. – «Бульдозерная выставка»

Музыка

Симфонии:
А.Г. Шнитке, С. Губайдулиной, Балеты: Р.К. Щедрина, А.П. Петрова.
Песни А.Н. Пахмутовой,
МЛ. Таривердиева, Д.Ф. Тухманова, Я.А. Френкеля в исполнении певцов
И.Д. Кобзона, Л.В. Лещенко, М.М Магомаева, В.В Ободзинского, А.Б. Пугачёвой, СМ. Ротару, В.В. Толкуновой, Э.А. Хиля и др.
Замечательную музыку к кинофильмам написали Г.В. Свиридов (к/ф «Метель») и М.Л. Таривердиев (к/ф «17 мгновений весны», «Ирония судьбы...»).

Слайд 6

ИСКУССТВО В СССР (в сер. 1960-х – сер. 1980-х годов): альтернативная

ИСКУССТВО В СССР (в сер. 1960-х – сер. 1980-х годов): альтернативная

культура.

«Самиздат» и «тамиздат»

«Магнитофонная революция»
«квартирники»

Книги М.А. Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», стихи И.А. Бродского (Нобелевская премия 1979г.).
За рубежом издаются книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» и др.

Рост популярности авторской бардовской песни:
B . C . Берковский, А.А. Галич, A . M . Городницкий, С.Я. Никитин, А.А. Дольский и творчества B . C . Высоцкого.
Появляется рок-движение (М. Науменко, Б. Гребенщиков, А. Макаревич, гр. «Кино» и др.), распространяются битломания, металлика, молодежные контркультуры (панки, хиппи).