Мегалиты и жилье

Содержание

Слайд 2

В предыдущей серии

В предыдущей серии

Слайд 3

Мегалиты и жилье

Мегалиты и жилье

Слайд 4

Мегалиты и жилье

Мегалиты и жилье

Слайд 5

Мегалиты и жилье

Мегалиты и жилье

Слайд 6

Лекция II Месопотамия: от Шумера до Вавилона

Лекция II Месопотамия: от Шумера до Вавилона

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Месопотамия считается родиной первых городов в истории человечества, которые возникли уже

Месопотамия считается родиной первых городов в истории человечества, которые возникли уже

в конце IV т.л. до н.э.
Уже к III т.л. до н.э. на шумерийских землях сложилось около 20 городов-государств, которые имели оживленные торговые и культурные связи с Древним Египтом, Индией, Китаем.
Слайд 10

Слайд 11

Развитие искусства и архитектуры IV - начала Ш Т.Л. до н.э.

Развитие искусства и архитектуры IV - начала Ш Т.Л. до н.э.

делится на 3 периода, получившие название от местностей, где были сделаны археологические открытия
Слайд 12

I период – «Обейда» (начало IV т.л. до н.э.). Это время

I период – «Обейда» (начало IV т.л. до н.э.).

Это время

перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству, от камня к металлу.
Строительное искусство этого периода очень примитивно. Строились хижины, плетенные из тростника и лозы, круглые или прямоугольные в плане.
Покрытием служили согнутые вверху стебли, связанные пучком. Для тепла и придания прочности хижины обмазывались глиной.
Дома эти известны по целому ряду изображений на сосудах, печатях и рельефах.
Одновременно с плетеными существовали и глинобитные постройки, которые были непрочны, т.к. по мере высыхания глины рассыпались.
Слайд 13

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

появления монументальной архитектуры

В середине Ш т.л. до н.э. Урук стал крупным укрепленным городом. Он был обнесен двойными стенами, почти 10 км длиной, там было 800 сторожевых башен, стоящих через каждые 10м. В город можно было попасть через двое ворот - на юге и на севере.
Интересно, что именно в Уруке на пороге между IV и Ш Т.Л. до н.э. была изобретена письменность - пиктографическое письмо (это рисунки, передающие не отдельные слова, а целые сообщения). Именно Урук оставил самые древние письменные документы.

Слайд 14

Древнейший город Междуречья - Урук. Время, прошедшее от возведения первой городской

Древнейший город Междуречья - Урук. Время, прошедшее от возведения первой городской

стены и до бегства жителей из города в Ш в. н.э. после нашествия персов, исчисляется более трех тысяч лет. В мире нет города, который просуществовал так долго, не разрушаясь.
Слайд 15

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

появления монументальной архитектуры

В Уруке были найдены остатки древнейших храмов Месопотамии, среди которых т.н. "Белый храм". Название храму дано по белой обмазке его стен. Основанием храма служила высокая платформа из кирпича-сырца. Стены платформы были профилированы выступами и отступами (лопатки и ниши). Такой рисунок стены напоминал привычное плетение из тростника, придавал стене прочность и предохранял постройки от перегревания. Понизу стены обмазывались битумом, что предохраняло их от размокания в периоды наводнений.
В жилой архитектуре появляются усадьбы с большим огражденным двором для скота. Дома разбиты на несколько правильных в плане помещений, исполнены более тщательно, но все еще из больших комьев глины с соломой. В стенах крупных помещений дома устраивались внутренние выступы для уменьшения пролета перекрытий. Покрытия жилых домов были разнообразными. Это и бревенчатый накат, и тростниковый настил, покрытый слоем утрамбованной глины, и скатные крыши, и сырцовые своды пролетом более трех метров. Встречались и глиняные купола, которые улучшали воздухообмен в помещениях.

Слайд 16

Mosul in 1932, Iraq

Mosul in 1932, Iraq

Слайд 17

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

появления монументальной архитектуры

Храмы и храмовые центры появились в Междуречье еще раньше, чем города. Они строились в технике более передовой, в основном, из кирпича-сырца.
Уже в начале IV т.л. до н.э. сложился тип храма прямоугольного в плане с главным помещением, вытянутым по продольной оси. В этом помещении находился алтарь и жертвенник. По длинным сторонам зала шел ряд более мелких помещений. Вход находился на коротком фасаде.
Такой тип храма сохранялся на протяжении тысячелетий.
Позднее вход стал устраиваться в глубокой нише – айване – между массивными выступами стен.

Слайд 18

The palace of Sennacherib, Nineveh, Iraq

The palace of Sennacherib, Nineveh, Iraq

Слайд 19

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

II период - "Урука" (середина IV т.л. до н.э.) — время

появления монументальной архитектуры

Техника кладки стен из кирпича-сырца усовершенствовалась в связи с ростом размеров кирпича. Кирпичи позволяли создавать сложную перевязку в рядах кладки и образовывать на поверхности стен систему отступов и выступов. Двойные или тройные выступы, сгруппированные попарно, создавали сложный ритм обработки стен на фасадах и в интерьере.
Снаружи храмы покрывались известковым раствором, а внутри окрашивались в яркий красный цвет.
Во все периоды развития архитектуры Междуречья храмы ориентировались по сторонам света своими углами; такая угловая ориентация была присуща всей архитектуре – городам, крепостям, храмам, жилым домам.

Слайд 20

Слайд 21

Ш период «Джемдет-Назр» - конец IV – нач. Ш т.л. до

Ш период «Джемдет-Назр» - конец IV – нач. Ш т.л. до

н.э.

Это время сложения крупных государств Шумера и Аккада.
Государства складывались в тесной взаимосвязи с развитием ирригации – осушением болотистых земель.
Поскольку правители соединяли в своих руках гражданские, военные и культовые функции, то они считали своей главной обязанностью строительство ирригационных сооружений, храмов и крепостей.
Сам титул «энси» - правитель, расшифровывался как «закладывающий основание вождь». Энси изображался со строительной корзиной на голове, идущим впереди народа, работающего на строительстве каналов и храмов.

Слайд 22

Plan of the Palace of al-Mu’tasim from 836, Samarra, Iraq

Plan of the Palace of al-Mu’tasim from 836, Samarra, Iraq

Слайд 23

Citadel of Khorsabad, Iran

Citadel of Khorsabad, Iran

Слайд 24

В конце Ш — начале II т. л. до н.э. образовались

В конце Ш — начале II т. л. до н.э. образовались

крупные военно-деспотические государства, которые вели беспрерывные войны.
Вследствие этого техника возведения оборонительных сооружений во всем Междуречье достигла очень высокого уровня.
Ведущая роль крепостного строительства определила во многом формы и характер архитектуры в целом.
Слайд 25

Ruins from a temple in Naffur

Ruins from a temple in Naffur

Слайд 26

Шуме́р Первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата

Шуме́р

Первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в

IV—III тысячелетиях до н. э.
Слайд 27

Шуме́р Строительные материалы и конструкции В Междуречье мало деревьев и камня,

Шуме́р Строительные материалы и конструкции

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым

строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы.
Слайд 28

Шуме́р При почти полном отсутствии местного камня и леса основным строительным

Шуме́р

При почти полном отсутствии местного камня и леса основным строительным материалом

здесь всегда была глина, преимущественно в виде кирпича - сырца, укладывавшегося на асфальте и битуме (битум - горная смола).
С середины I т.л. до н.э. в качестве связующего материала стал использоваться известковый раствор.
В качестве арматуры, для придания сооружению большей прочности, в сырцовых стенах делались прокладки из тростника - циновки или плети, пропитанные битумом. Кроме того, они предохраняли конструкцию стен от влаги.
Слайд 29

Конструкции Дерево, как и в Древнем Египте, было привозное и ценилось

Конструкции

Дерево, как и в Древнем Египте, было привозное и ценилось очень

дорого. Применялось оно для перекрытий, столбов, для столярных изделий и отделки.
Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных пород камня обусловили широкое развитие в архитектуре Междуречья сводчатых конструкций. Скорее всего такие конструкции появились впервые в истории архитектуры именно здесь.
В начале III т.л. до н.э. в жилой архитектуре и в гробницах царей в Уре встречаются клинчатые и стрельчатые своды.
Естественно, что пролеты этих сводов были небольшие, а помещения, перекрытые ими, узкие.
Это придавало особый характер планировке сооружений — множество узких, длинных тоннелеобразных помещений. Даже во дворцах самые широкие залы имели пролет 7-10м.
Слайд 30

Архитектура Шумера Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия

Архитектура Шумера

Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до

н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон.
Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами.
Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей.
Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше.
Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.
Слайд 31

Гильгамеш

Гильгамеш

Слайд 32

Шуме́р

Шуме́р

Слайд 33

Во все периоды развития архитектуры Междуречья храмы ориентировались по сторонам света

Во все периоды развития архитектуры Междуречья храмы ориентировались по сторонам света

своими углами.
Такая угловая ориентация была присуща всей архитектуре – городам, крепостям, храмам, жилым домам.
Слайд 34

Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки

и здания.
Слайд 35

В культовом зодчестве Междуречья возник со временем особый тип постройки, зиккурат – храмовая ступенчатая башня

В культовом зодчестве Междуречья возник со временем особый тип постройки,

зиккурат – храмовая ступенчатая башня
Слайд 36

Большое значение для понимания принципа зарождения этих сооружений имеют культовые постройки

Большое значение для понимания принципа зарождения этих сооружений имеют культовые постройки

г. Эриду. Эриду – самый южный город Двуречья, центр множества поселений.
16 храмов были построены в городе на одном месте последовательно в течение многих веков.
Самый первый храм был поднят на платформу, чтобы защитить его от наводнений. Каждый последующий храм строился на развалинах предыдущего, причем, развалины превращали в ровную площадку.
К концу IV т.л. до н.э. храмовая платформа выросла в монументальное двухъярусное подножие, на котором стоял очередной храм.
Слайд 37

Слайд 38

Зиккурат – от «э-кур», буквально – дым горы. Первоначально все храмы

Зиккурат – от «э-кур», буквально – дым горы. Первоначально все храмы

строились на платформах. Позднее, зиккураты стали возводиться только при главном храме города.
Слайд 39

В отделке храмов появляется цветная мозаика из шляпок обожженных глиняных конусов

В отделке храмов появляется цветная мозаика из шляпок обожженных глиняных конусов

- «гвоздей». Эти «гвозди» втыкались в глиняные стены и столбы. При застывании глины разноцветные шляпки образовывали долговечную мозаику, воспроизводящую привычные узоры циновок.
В интерьерах храмов на стенах изображались фигуры, идущие к алтарю. Алтарь в центре храма представлял его миниатюрную копию.
Цвета использовались символические: черный, красный, желтый и белый.
Стены храмов были почти глухими, иногда, со щелями для проветривания под самой крышей. Покрытия – плоские.
Слайд 40

Слайд 41

Ниппур

Ниппур

Слайд 42

Эшунна. Крепость и дворец

Эшунна. Крепость и дворец

Слайд 43

Эшунна. Артефакты

Эшунна. Артефакты

Слайд 44

Элам Историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI

Элам

Историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в.

до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан).
Центр (столица) — город Сузы.
Слайд 45

Дур-Унташ— древний город и храмовый комплекс, сохранившийся от государства Элам

Дур-Унташ— древний город и храмовый комплекс, сохранившийся от государства Элам

Слайд 46

Дур-Унташ— древний город и храмовый комплекс, сохранившийся от государства Элам, находится

Дур-Унташ— древний город и храмовый комплекс, сохранившийся от государства Элам, находится

в провинции Хузестан современного Ирана.

Знаменит своим зиккуратом, одним из немногих за пределами Месопотамии.
Комплекс был построен около 1250 года до н. э. царём Элама Унташ-Напириша в честь великого бога Ишушинака
Вокруг города были возведены три концентрических стены, внутри которых находился собственно город.
Большой зиккурат во внутреннем городе был посвящён главному божеству, зиккурат был построен на месте большой ровной площади.
В центре находится 11 храмов малых божеств. Планировалось построить 22 храма, но строительство было остановлено после смерти царя.
Во внешних частях города находится королевский дворец и королевские погребальные дворцы.
Город продолжал существовать вплоть до ассирийского завоевания, его разрушил царь Ашурбанипал в 640 до н. э..
Учёные предполагают, что царь Унташ-Напириша хотел создать здесь главный религиозный центр для богов верхнего и нижнего Элама вместо Суз.
Археологические раскопки с 1951 по 1962 дали много находок. Зиккурат считается наиболее хорошо сохранившимся из всех зиккуратов в мире. В 1979 Чогха-Занбиль стал первым объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО в Иране.

Слайд 47

Слайд 48

Эриду

Эриду

Слайд 49

Зиккурат в Эриду

Зиккурат в Эриду

Слайд 50

Зиккурат в Эриду

Зиккурат в Эриду

Слайд 51

Реконструкця лодки у причала в Эриду на которых плавали в Урук

Реконструкця лодки у причала в Эриду на которых плавали в Урук

Слайд 52

Зиккурат в Мари

Зиккурат в Мари

Слайд 53

Мари

Мари

Слайд 54

Lion of Mari

Lion of Mari

Слайд 55

Ур

Ур

Слайд 56

Ур

Ур

Слайд 57

ziggurat— святая гора

ziggurat— святая гора

Слайд 58

Слайд 59

Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям

Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям

до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду.
Слайд 60

Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус.

Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус.

Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.
Слайд 61

Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор,

Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор,

вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья.
В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Слайд 62

Урук

Урук

Слайд 63

Слайд 64

Ассирия Архитектура Ассирии сыграла большую роль в истории Древнего Востока во

Ассирия

Архитектура Ассирии сыграла большую роль в истории Древнего Востока во II-I

т.л. до н.э. Ассирия, древняя страна Ашшур, располагалась на севере Междуречья, вдоль р. Тигр. Более суровый климат, горы, богатые камнем, рудой, лесом; военно-деспотический характер государства определили особенности архитектуры этой державы.
Ассирийцы возводили укрепленные дворцы, крепости, мосты, строили прочные каменные дороги. Благодаря успешным военным походам, большим грабительским войнам, Ассирия в середине первого тысячелетия становится огромной по территории и достигает наивысшего расцвета. Архитектура покоренных народов обогатила арсенал ассирийских зодчих.
Слайд 65

Ассирия Стены зданий возводились из кирпича-сырца, но ставились стены на высокие

Ассирия

Стены зданий возводились из кирпича-сырца, но ставились стены на высокие каменные

цоколи – ортостаты, которые украшались скульптурным рельефом.
На входах вместо ниш-айванов появляются портики, встроенные между двумя высокими башнями. Высокие платформы и зиккураты также перешли в архитектуру Ассирии.
Особенностью ассирийских построек является асимметричность решения планировки внутренних пространств, развивающихся не в длину, а в ширину.
Слайд 66

Дур-Шаррукин

Дур-Шаррукин

Слайд 67

Дур-Шаррукин Лучше других изученный и наиболее характерный пример дворцового строительства –

Дур-Шаррукин

Лучше других изученный и наиболее характерный пример дворцового строительства – это

Дур-Шаррукин, резиденция ассирийских царей, строившаяся в целях безопасности изолированно от города.
Дур-Шаррукин был построен царем Саргоном-II в довольно короткий срок, всего за 4 года (711-707 г.г. до н.э.).
Место для строительства дворца носило равнинный характер, что позволило довольно правильно сориентировать углы его крепостных стен по сторонам света.
Слайд 68

Дур-Шаррукин Дворец возвели на грандиозной платформе. Площадь ее основания почти 100

Дур-Шаррукин

Дворец возвели на грандиозной платформе. Площадь ее основания почти 100 тысяч

квадратных метров, высота – 14м. Объем земельных работ – 1миллион 300 тысяч кубометров глины, что немного меньше пирамиды Хеопса.
Во дворце было более 200 помещений, 33 открытых двора объединяли эти помещения.
Дворец окружал большой сад. Платформа дворца стояла на линии городской стены, поэтому часть дворца находилась за пределами города. В свою очередь дворец, храм и сад были обнесены крепостной стеной. Платформа была облицована глыбами камня, весом 14 тонн каждая.
Слайд 69

Дур-Шаррукин

Дур-Шаррукин

Слайд 70

Дур-Шаррукин Главный вход во дворец был перекрыт аркой, орнаментированной лентой из

Дур-Шаррукин

Главный вход во дворец был перекрыт аркой, орнаментированной лентой из цветных

глазурованных плиток. По сторонам входа стояли на страже гигантские статуи крылатых быков, служивших еще и опорами арок. Такие быки с головами человека – Шеду – добрые духи, хранители дворца.
Во дворце часто встречаются арки, ложные и клинчатые своды.
Слайд 71

Дур-Шаррукин. Стражи ворот Шеду

Дур-Шаррукин. Стражи ворот Шеду

Слайд 72

Дур-Шаррукин В интерьерах дворца стены оштукатурены и облицованы алебастровыми панелями с

Дур-Шаррукин

В интерьерах дворца стены оштукатурены и облицованы алебастровыми панелями с рельефами

и изразцами с изображением священных предметов. Часть покоев была расписана, причем. Раскраска изображений была символической: лошади синего цвета, всадники – красного. Стены дворца снаружи были облицованы глазурованным кирпичом.
Слайд 73

Дур-Шаррукин Несмотря на асимметричность планировки, во дворце ясно прослеживается функциональное зонирование

Дур-Шаррукин

Несмотря на асимметричность планировки, во дворце ясно прослеживается функциональное зонирование помещений.

Приемная часть с большими открытыми дворами и великолепными крупными залами, богато украшенными.
Жилая часть, к которой примыкали многочисленные хозяйственные и бытовые помещения.
Слайд 74

Дур-Шаррукин

Дур-Шаррукин

Слайд 75

Дур-Шаррукин Культовая часть дворца включала семиступенчатый зиккурат и святилища. Зиккурат, высотой

Дур-Шаррукин

Культовая часть дворца включала семиступенчатый зиккурат и святилища.
Зиккурат, высотой 42

м и длиной стороны основания 43 м, стоял на линии городской стены и был виден из любого конца города. Высота каждого яруса башни имела 6 м. Зиккурат обогащал плоский силуэт дворца по вертикали.
Стены ступеней зиккурата были облицованы покрытыми эмалью кирпичами семи цветов. До сих пор на обломках кирпичей сохранились остатки краски. Ступени башни последовательно имели окраску стен: белого, черного, красного, белого, оранжевого, серебряного и золотисто-красного тонов.
Слайд 76

Дур-Шаррукин Дворец Саргона-II имел все, что мог пожелать самый могущественный правитель

Дур-Шаррукин

Дворец Саргона-II имел все, что мог пожелать самый могущественный правитель мира

того времени, начиная со сводчатых порталов входа, замечательных статуй и великолепных рельефов, до покрытых нежной глазурью кирпичей и сводов. Четкая организация внутреннего пространства, анфилады красиво декорированных залов и комнат, ленты раскрашенных фризов – все это соответствовало торжественному ритуалу придворной жизни.
После смерти Саргона-II его столица Дур-Шаррукин осталась недостроенной и была заброшена навсегда.
Слайд 77

Дур-Шаррукин

Дур-Шаррукин

Слайд 78

Гибель Ассирии Столицей Ассирии в VIII – нач.VII в.в. до н.э.

Гибель Ассирии

Столицей Ассирии в VIII – нач.VII в.в. до н.э. стала

Ниневия, но на очень короткое время. Приблизительно, в конце VII в.в. до н.э. рухнула грозная держава ассирийцев. В 643 г. до н.э. мидийские племена на востоке Месопотамии создали новое государство. Объединившись с этим государством, вавилоняне, извечные враги Ассирии, ввергли ее в величайшую катастрофу.
В 614 г. до н.э. восстания и нашествия извне разрушили мощные стены ассирийских крепостей, погиб и дворец Саргона-II в Дур-Шаррукине.
Слайд 79

Вавило́н др.-греч. Βαβυλών, от аккад. Bābili «врата бога»,— древний город в

Вавило́н

др.-греч. Βαβυλών, от аккад. Bābili
«врата бога»,— древний город в Месопотамии

на берегах реки Евфрат.
Marduk and his dragon Mušḫuššu, from a Babylonian cylinder seal
Слайд 80

Слайд 81

Вавило́н Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских

Вавило́н

Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских источниках

упоминается под именем Кадингирра.
Во II — I тысячелетиях до н. э. — столица Вавилонского царства (Вавилонии).
В 539 году до н. э. занят войсками Кира II и вошёл в состав державы Ахеменидов.
Во второй половине IV в. до н. э. — столица державы Александра Македонского, затем — в составе государства Селевкидов;
начиная с III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.
Набу - бог грамотности
Слайд 82

Вавило́н Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связывается с эпохой

Вавило́н

Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связывается с эпохой правления

Навуходоносора II (VI век до н. э.).
В VI—IV вв. до н. э. — крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей.
Вавилон называют первым мегаполисом в истории человечества.
Слайд 83

Слайд 84

Слайд 85

The ruins of Babylon in 1932, Iraq

The ruins of Babylon in 1932, Iraq

Слайд 86

Висячие сады

Висячие сады

Слайд 87

Руины Вавилона в наши дни. В центре - реконструированный участок на месте холма Каср.

Руины Вавилона в наши дни. В центре - реконструированный участок на

месте холма Каср.
Слайд 88

Вавило́н «…Стена имела кругом 100 ворот, сделанных целиком из меди. На

Вавило́н

«…Стена имела кругом 100 ворот, сделанных целиком из меди. На стене

по обеим краям ее были поставлены одноярусные башни одна против другой. В середине между ними оставался проезд для четверки лошадей. Стена эта, как панцирь, обнимает город. Другая стена тянется кругом внутри первой, она лишь немного слабее наружной и уже ее…».
Слайд 89

Etemenanki plan

Etemenanki plan

Слайд 90

Вавило́н Основные черты нововавилонской архитектуры – это прямые линии, резко очерченные

Вавило́н

Основные черты нововавилонской архитектуры – это прямые линии, резко очерченные углы;

из криволинейных очертаний предпочтение отводится аркам. Характерны ступенчатость построек, наклонные стены для придания сооружениям устойчивости.
Слайд 91

Вавилонская башня Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Вавилонская башня

Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является

известным символом современной культуры.
Слайд 92

Клинописные тексты, найденные в развалинах Вавилона, сообщают о том, что Вавилонская

Клинописные тексты, найденные в развалинах Вавилона, сообщают о том, что Вавилонская

башня состояла из 7 суживающихся кверху ступенчатых террас. Из 90 метров общей высоты почти треть (33 м) приходилась на первый ярус. Высота второго яруса 18 м, размеры в плане 78х78 м. Остальные ярусы были по 6 м высотой, размеры в плане соответственно: 3 ярус 60х60 м; 4 ярус 51х51 м; 5 ярус 42х42 м; 6 ярус 33х33 м. На верхней террасе стоял пятнадцатиметровый храм Мардука (размеры в плане 24х24 м). Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом и увенчанный огромными золотыми рогами, храм был виден не только со всех концов города, но и далеко за его пределами.
Слайд 93

Вблизи храма Э-сагила располагался район Э-Теменанки, храм краеугольного камня неба и

Вблизи храма Э-сагила располагался район Э-Теменанки, храм краеугольного камня неба и

земли. Во внутреннем дворе этого храма, в самом его центре возвышалось удивительное сооружение – зиккурат Э-теменанки, известный всему миру как Вавилонская башня. Первым строителем зиккурата был зодчий Арадаххешу в VII в. до н.э. Раскопки обнаружили хорошо сохранившийся фундамент башни – квадрат со стороной 91.55 м, и остатки трех лестниц. Считается, что в высоту зиккурат поднимался на 90 м.
Слайд 94

1726. hypothetical representation of the hanging gardens of Babylo

1726. hypothetical representation of the hanging gardens of Babylo

Слайд 95

Слайд 96

Ворота Иштар

Ворота Иштар

Слайд 97

Ворота Иштар Восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575

Ворота Иштар
Восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г.

до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
Слайд 98

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими

стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены.
Слайд 99

Ворота Иштар

Ворота Иштар

Слайд 100

Ворота Иштар Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты,

Ворота Иштар
Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими

животных в позах, очень близких к естественным.
Слайд 101

Ворота Иштар Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов.

Ворота Иштар

Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов.

Слайд 102

Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков.

Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков.

Слайд 103

Всего на воротах около 575 изображений животных.

Всего на воротах около 575 изображений животных.

Слайд 104

Ворота Иштар Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через

Ворота Иштар

Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.
Через ворота

Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Слайд 105

Ворота Иштар Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого

Ворота Иштар
Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой,

жёлтой, белой и чёрной глазурью.
Слайд 106

Колдевей описывает ворота Иштар так: «Ряды кирпичей идут один над другим.

Колдевей описывает ворота Иштар так:
«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы

и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».
Слайд 107

Ворота Иштар Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись,

Ворота Иштар
Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая

была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:
«Я — Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»
Слайд 108

Ворота Иштар Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в

Ворота Иштар
Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных

музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.
Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.
Слайд 109

Инсталляция архаического храма Иштар с храмовым инвентарём (курильницы, ступенчатый алтарь) и

Инсталляция архаического храма Иштар с храмовым инвентарём (курильницы, ступенчатый алтарь) и

статуэтками молящихся. Ашшур, ок. 2400 до н.э.
Музей Пергамон, Берлин
Слайд 110

Ворота Иштар Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в

Ворота Иштар
Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных

музеях мира.
В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков.
В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша.
Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.
Слайд 111

Ворота Иштар Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в

Ворота Иштар

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х

гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем.
Размеры восстановленных ворот Иштар — 14 метров в высоту и 10 метров в длину.
Слайд 112

Ворота Иштар Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа

Ворота Иштар

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в

музей, строительство которого так и не было завершено.
Слайд 113

Fall of Babylon

Fall of Babylon

Слайд 114

Fall of Babylon

Fall of Babylon

Слайд 115

The ruins of Persepolis, Iran

The ruins of Persepolis, Iran

Слайд 116

Через неделю

Через неделю