Культура Древней Греции, Древнего Рима, эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции

Слайд 3

Цели проекта: Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с

Цели проекта:

Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции;
Познакомиться с различными видами

древнегреческого искусства и историческими этапами его развития;
Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы;
Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.
Слайд 4

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории.

В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом?
Слайд 5

Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии

культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.
Слайд 6

История античного искусства включает в себя несколько этапов: Искусство гомеровской эпохи;

История античного искусства включает в себя несколько этапов:
Искусство гомеровской эпохи;
Эгейский

или крито-микенский период в искусстве (III—II тысячелетие до н. э.);
Период архаики (VII— VI вв. до н. э.).
Классический период
Эллинистический период
Слайд 7

Скульптура Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их

Скульптура

Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их

вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства. Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.
Слайд 8

Греческая архитектура Афинский Акрополь Дворцовые росписи на о. Крит

Греческая архитектура

Афинский Акрополь

Дворцовые росписи на о. Крит

Слайд 9

Вазопись

Вазопись

Слайд 10

Древнегреческая письменность Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия

Древнегреческая письменность

Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых

греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы.
Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит.
Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.
Слайд 11

Литература Древней Греции Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию

Литература Древней Греции

Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской

культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие.
В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан.
Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид.
Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.
Слайд 12

Мифы о греческих богах Греки верили во множество богов. Согласно мифам,

Мифы о греческих богах

Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги

вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе.

Посейдон

Гермес

Афродита

Слайд 13

Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов.

Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов.


ГИПНОС - бог сна - помощник Аида.

Царство мертвых отделялось от остального мира  глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.

Слайд 14

Ораторское искусство Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия

Ораторское искусство

Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое

равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.

Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

Слайд 15

В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник,

В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник,

мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов:

Перикла /490-429гг.до н.э./

Демосфена /384-322гг.до н.э./

Сократа /469-399гг.до н.э./ Платона /427-347гг.до н.э./

Слайд 16

Вывод Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя

Вывод

Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция

открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Слайд 17

Литература Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней

Литература

Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994
Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции

и Рима», М., "Высшая школа",1990
Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997
Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971
«Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993
Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.
Слайд 18

Культура Древнего Рима Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку

Культура Древнего Рима
Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в

жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь .Ф.М.Достоевский
Слайд 19

Периоды возникновения Римской культуры: 1.Ранний, или царский, Рим ( 8-6 вв.

Периоды возникновения Римской культуры: 1.Ранний, или царский, Рим ( 8-6 вв.

до н.э.). 2.Ранняя Римская республика (5-4 вв.до н.э.). 3.Римская республика(3-1в.в.до н.э.) 4.Расцвет Римской империи ( 1-2 вв.н.э.). 5.Упадок Римской империи (3-5 вв. н.э.)
Слайд 20

Характерные особенности культуры Древнего Рима Христианство стало ведущей мировой религией. Римское

Характерные особенности культуры Древнего Рима
Христианство стало ведущей мировой религией. Римское

право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.
Латынь, язык древних римлян, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви.
Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.
Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру , особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.
Выдающиеся астрономы средневековья –Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер- опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца.
Теоремы Пифагора , геометрия Евклида , законы Архимеда стали основой образования в феодальной Европе
Слайд 21

Памятники культуры эпохи Базилика Цезаря- здание, предназначавшееся для судебных заседаний, парадных

Памятники культуры эпохи
Базилика Цезаря- здание, предназначавшееся для судебных заседаний, парадных

собраний.
Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои.
Термы- бани, которые играли значительную роль в жизни римлян. Термы Каракаллы были расположены на площади в 11 гектаров.
Триумфальные арки- архитектурные сооружения , воздвигавшиеся в честь военных побед.
Римские форумы- средоточия общественной жизни граждан.
Пантеон- храм в честь всех богов
Слайд 22

Яркие личности эпохи Марк Порций Катон ( 2 в.в.до н.э.). Бублий

Яркие личности эпохи
Марк Порций Катон ( 2 в.в.до н.э.).
Бублий

Теренций (3-2 в.в.до н.э.)
Тит Макций Плавт (3-2 в.в.до н.э.)
Гай Юлий Цезарь (1 в.в.до н.э.)-император, выдающийся политический деятель, полководец, автор книг «Записки о Галльской войне» , « Записки о гражданской войне».
Нерон- знаменитый император, при котором Рим заново был отстроен после пожара.
Марк Теренций Варрон (1 в.в.до н.э.)
Марк Туллий Цицерон( 1 в.в.до н.э.)- автор философских трактатов «Об ораторе» , « О государстве» и др.
Тит Лукреций Кар (1 в.в.до р.э.)- автор знаменитой поэмы «О природе вещей»
Слайд 23

Колизей(Амфитеатр Флавиев)

Колизей(Амфитеатр Флавиев)

Слайд 24

Колизей

Колизей

Слайд 25

Форум Траяна в Риме

Форум Траяна в Риме

Слайд 26

Культура Эпохи Возрождения

Культура Эпохи Возрождения

Слайд 27

Наиболее известные шедевры эпохи Возрождения Рафаэль Санти: “Нимфа Галатея” (1) Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» (2)

Наиболее известные шедевры эпохи Возрождения

Рафаэль Санти: “Нимфа Галатея” (1)

Леонардо Да Винчи

«Мона Лиза» (2)
Слайд 28

Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории культуры Европы. Отличительная черта

Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории культуры Европы. Отличительная черта

эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. (3)

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. (4

Слайд 29

Общая характеристика: • Зародилась в Италии в середине XIV в. •

Общая характеристика:
• Зародилась в Италии в середине XIV в.

Обращение к античности.
• Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе.
• Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.
Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни
Слайд 30

Возрождение делится на: Итальянское и Северное. Итальянское Италия Венеция

Возрождение делится на: Итальянское и Северное.

Итальянское
Италия Венеция

Слайд 31

Северное Испания Англия Францияи Швейцария Германия Нидерланды

Северное
Испания Англия Францияи Швейцария Германия Нидерланды

Слайд 32

Слайд 33

Периоды эпохи Итальянского Возрождения

Периоды эпохи Итальянского Возрождения

Слайд 34

Проторенессанс • Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному

Проторенессанс •
Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному

отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).
• Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане).
• Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11-13 вв. в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю.(5)
Слайд 35

Джованни Пизано Фасад кафедрального собора в Сиене.(6) Джотто ди Бондоне Исав

Джованни Пизано Фасад кафедрального собора в Сиене.(6)

Джотто ди Бондоне Исав перед

Исааком. Фреска. Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь. (7)
Слайд 36

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии

время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. (8)
Слайд 37

Живопись Раннего Возрождения Гирландайо. Джованна Торнабуонии(9) Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (10)

Живопись Раннего Возрождения Гирландайо. Джованна Торнабуонии(9)

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (10)

Слайд 38

Высокое Возрождение Третий период Возрождения — время самого пышного развития его

Высокое Возрождение Третий период Возрождения — время самого пышного развития его

стиля — принято называть «Высоким Возрождением», он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
В это время строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. (11)
Слайд 39

Микеланджело. Сотворение Адама

Микеланджело. Сотворение Адама

Слайд 40

Позднее Возрождение Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по

Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по

1590—1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.(13)
Слайд 41

Венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку

Венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку

в тревожных сумеречных отсветах (14)

Мадонна с длинной шеей. Пармиджанино (15)

Слайд 42

Северное Возрождение • Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие

Северное Возрождение
• Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие

страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
• Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
• Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека. (16)
Слайд 43

Мезальянс 1532 Кранах Лукас (17) Принц Саксонии, 1517 Кранах Лукас (18

Мезальянс 1532 Кранах Лукас (17)

Принц Саксонии, 1517 Кранах Лукас (18