Мир дворянской усадьбы

Содержание

Слайд 2

Русская помещичья усадьба — это удивительная «страна в стране», замечательное явление

Русская помещичья усадьба — это удивительная «страна в стране», замечательное

явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев в архитектуре усадебного дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек.

И конечно, усадьба — это прежде всего мир детства русских дворян.

Слайд 3

Дворянское жилище в первой половине XIX века Усадьба - это комплекс,

Дворянское жилище в первой половине XIX века
Усадьба - это комплекс, состоящий

из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий.
В XIX веке русские дворяне жили в родовых усадьбах.
Слайд 4

Как жили дворяне? . Каждую весну начиналось «великое переселение» дворян из

Как жили дворяне?

. Каждую весну начиналось «великое переселение» дворян из города

в сельскую местность. Помещики спешили отправить письма приказчикам с требованием выслать за ними лошадей. Дети собирали свои книги и игрушки. Прислуга укладывала сундуки. Так начинался «дачный сезон».

Любой зажиточный дворянин стремился
иметь особняк в городе и в деревне.


Пора тепла, цветов, работ,
Пора гуляний вдохновенных
И соблазнительных ночей.
В поля, друзья! скорей, скорей,
В каретах, тяжко нагруженных,
На долгих или на почтовых
Тянитесь из застав градских.
А.С.Пушкин “Евгений Онегин”

Существовали и поместные дворяне Они жили в деревне круглый год.

Слайд 5

Как строились дворянские особняки? Классицизм демонстрировали колонны главного дома, античные росписи,

Как строились дворянские особняки?
Классицизм демонстрировали
колонны главного дома, античные росписи, скульптура

и мраморные
статуи перед домом.

Дома декабристов в Москве

В XIX деревенские и городские особняки дворян строились в стилях классицизм и ампир.

Ампир- это массивные
монументальные формы ,
богатые украшения,
строгость линий.
Важным элементом
ампира являются
скульптуры.

Слайд 6

«У Харитонья в переулке» Москва –город церквей . В московских адресах

«У Харитонья в переулке»
Москва –город церквей .
В московских адресах после

указания района следовало название церковного прихода.
«Живет у Симеона»,- пишет А.С. Пушкин о Москве в романе «Евгений Онегин»
Адрес в Петербурге начинался указанием на улицу или полицейскую часть, к которой относится дом.
Слайд 7

У дворянского особняка В саду играли крепостные музыканты, давались театральные представления.

У дворянского особняка
В саду играли крепостные музыканты, давались театральные

представления.

перед дворянским особняком разбивали палисадник, сад с оранжереями и фонтанами, в которых расхаживали павлины и фазаны

Вид с балкона усадьбы Останкино

Парк в усадьбе

В Петербурге, в Москве ,в крупном городе

Слайд 8

Внутри петербургского дома Петербургский дом начинался с вестибюля, куда выходили двери

Внутри петербургского дома

Петербургский дом начинался с вестибюля, куда выходили двери

из швейцарской.

Онегин во время последнего свидания с Татьяной в Петербурге также проходит все помещения : прихожую, залу, гостиную:

Отсюда лестница вела в бельэтаж, где располагались основные комнаты: передняя, зала, гостиная. Из гостиной шли двери в спальню и кабинет.
Такова планировка дома графини в "Пиковой даме".

Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше : никого.
Дверь отворил он.

Слайд 9

Пейзажи московских дворов Московские дома стояли не в единую линию. Характерная

Пейзажи московских дворов

Московские дома стояли не в единую линию. Характерная

черта московского пейзажа – деление города на отдельные , замкнутые мирки : части города, церковные приходы, городские усадьбы с домами-особняками. Каждый дом был отдельной архитектурной плеядой ,был окружен зеленью.

«Вот окружен своей дубравой,
Петровский замок»
А.С.Пушкин

Дворяне , переселившиеся в Москву, обстраивали её великолепными зданиями.
На Воздвиженке, Тверской, Басманной, Покровке, Мясницкой выросли роскошные дворцы вельмож, построенные знаменитыми зодчими – Растрелли, Казаковым, Баженовым, Кваренги.

Слайд 10

Фантазии зодчих Один из характерных домов 19 века. Вход отнесен во

Фантазии зодчих

Один из характерных домов 19 века.
Вход отнесен во двор.


Фасад имеет трехчастное деление
с портиком, несущим пологий
фронтон. Высокие парадные комнаты расположены вдоль улицы. Жилая половина дома обращена во двор.
Комнаты расположены в двух этажах,
соединенных внутренней лестницей.
Второй, мансардный этаж занимала
прислуга. В подвальной части дома
размещались кухня, кладовые.

Дом А.В.Лопухина - старинный дворянский особняк

Усадьба открывала огромные возможности для проявления вкусов владельцев в архитектуре и интерьере усадебного дома

Существовали и роскошные поместья с грандиозными дворцами ,
с театрами, парками, лабиринтами дорожек, статуями, прудами.

Нижний этаж был обитаем, верхний
же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами.

Усадьба Останкино, принадлежала графу Шереметьеву

Слайд 11

Провинция В провинции состоятельные люди не отстают от столичной архитектурной моды.

Провинция

В провинции состоятельные люди не отстают от столичной архитектурной моды.

В

селе Великое Гаврилов -Ямского района
Ярославской
области
Здание создано известным архитектором 19 века
Ф.О Шехтелем. Фасад здания представляет собой дворец в стиле ампир с крышей – смотровой площадкой, с которой открывался чудесный вид на парковый ансамбль особняка. В архитектурном облике есть и отзвуки средневекового
замка и Грановитой
палаты.

Особняк купца А.В.Локалова

Слайд 12

Богатое убранство комнат Голубой зал в особняке Лепнина и бронзовые люстры

Богатое убранство комнат

Голубой зал в особняке

Лепнина и бронзовые люстры и светильники

освещали не требующий портьер зал – окна и дверные проёмы самодостаточны и не требуют драпировок.
Слайд 13

Детали архитектуры и интерьера городских и деревенских особняков Деревня . Дом

Детали архитектуры и интерьера городских и деревенских особняков
Деревня .
Дом


помещика:
«…легче тени
Татьяна прыг в другие сени…»
«В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц…»
«…для гостей
Ночлег отводят от сеней
До самой девичьи…»
« Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше; никого».

Их показывает А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин»
Москва .
Особняк дворянина: дворянина:
Садится Таня у окна.
Редеет сумрак; но она
Своих полей не различает:
Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле

Слайд 14

Деревенский дом. Усадьба Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и

Деревенский дом. Усадьба

Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и

нивы золотые.(2,1)
Мелькали сёла; здесь и там
Стада бродили по лугам,
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
И сени расширял густые
Огромный, запущённый сад...
(Дом Лариных)

Типичное описание помещичьего дома можно встретить в исторических и литературных источниках:

«Входное парадное крыльцо, с огромным навесом и двумя боковыми стенами в виде пространной будки»

Читаем у Пушкина:
Почтенный замок был построен
Как замки строиться
должны
(дом Онегина)

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,

Слайд 15

Хозяева Уклад жизни городского дворянина и сельского барина был различен, но

Хозяева Уклад жизни городского дворянина и сельского барина был различен, но развлечения

были схожи

Например ,в селе по воскресениям и церковным праздникам родители с детьми отправлялись в церковь или в
монастырь. Вернувшись домой, наносили визиты соседям.

Набор светских занятий городского дворянина к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательные балы в течение зимы, поездки в театр , гулянья в парках, катания в праздники.

Слайд 16

Усадьба — это мир детства дворян «Переношусь мысленно в старый флигель

Усадьба — это мир детства дворян

«Переношусь мысленно в старый флигель

с бревенчатыми стенами. Вот моя детская кроватка под кисейным занавесом …
Рядом кровать няни, а в углу шкаф
с образами Между двумя окнами шкаф с разными домашними припасами».
Из воспоминаний помещицы Т. Толычевой

Маленькие дворянки любили играть в куклы, няни часто водили детей на луг играть в горелки Значительную часть кругозора дворянской девушки определяли книги.

Слайд 17

Дом на лоне природы Аллеи лип сада в Останкине были подстрижены

Дом на лоне природы

Аллеи лип сада в Останкине были

подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки .
Парк состоял из Увеселительного(перед дворцом) и Прибавочного садов с несколькими живописными прудами.

Хозяева усадеб проявляли фантазию в разбивке
садов и парков.

Слайд 18

Усадьбы демонстрировали достаток хозяев И в Петербурге , и в Москве

Усадьбы демонстрировали достаток хозяев

И в Петербурге , и в Москве дворцы

и особняки высшей аристократии располагались на
набережных рек Невы и Неглинной
Слайд 19

Двухэтажный барский дом Первый этаж дома: После парадных комнат- длинный зал

Двухэтажный барский дом

Первый этаж дома:
После парадных комнат- длинный зал с

семью окнами в двух стенах .

В зале было двое дверей: первая - в коридор, ведущий к девичьей, и черный выход на двор. Вторая - в гостиную; третья -из гостиной в кабинет или в спальню. Эти две комнаты и часть зала были обращены к цветнику или к саду.
.

Дом был окружён огромным садом.

Непременная деталь - балкон. Дом ставился на склоне. С одной из сторон открывался вид на скат холма, на спуск к реке , на луга, поля, перелески.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…

Слайд 20

«Во вкусе умной старины» была обстановка первого этажа Часто стены и

«Во вкусе умной старины» была обстановка первого этажа

Часто стены и потолки в

парадных комнатах
затягивали холстом, который
расписывали краской домашние
художники

Затем в гостиную
…А вот камин;
Здесь барин сиживал один…
Здесь с ним обедывал зимою
Покойный Ленский, наш сосед.

…Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.

Слайд 21

Жилые помещения на втором этаже обставлялись просто. Комната Татьяны же обставлена

Жилые помещения на втором этаже обставлялись просто.

Комната Татьяны же обставлена

совсем иначе. Когда Татьяна осматривается вокруг себя, она видит стол с лампадой, груду книг, кровать, стоящую под окном, портрет Байрона на стене и столик со статуэткой.

Так Онегин поселился не в «высоких покоях», а в задних жилых покоях
В комнате, которую занял Онегин, было всё просто: "пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый".

Слайд 22

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет, столовая, детская , девичья, кладовая, сени

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет, столовая, детская , девичья, кладовая, сени

был в каждом помещичьем доме.

Планировки сельских домов были
похожи

Слайд 23

В интерьере хозяева проявляли индивидуальность вкусов

В интерьере хозяева проявляли индивидуальность вкусов

Слайд 24

И изысканность В зажиточных домах стояла мебель, обитая кожей и украшенная

И изысканность

В зажиточных домах стояла мебель, обитая кожей и украшенная

золотыми гвоздиками, на окнах –
шторы из парусины , на потолках- хрустальных люстры.
Останкинский дом по убранству и представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор.
Слайд 25

Картины Каждая усадьба представляет собой картинную галерею. Являясь атрибутом хорошего вкуса,

Картины
Каждая усадьба представляет собой картинную галерею. Являясь атрибутом хорошего вкуса, они

идеально вписываются в интерьера особняка. Почти обязательная принадлежность усадьбы - это фамильные портреты.
Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Лучшие творения художников попадали в коллекциях вельмож, академии художеств.

Портреты семьи Пушкиных

Два замечательных портретиста того времени,

Слайд 26

Даже в самых заурядных усадьбах собирались библиотеки, в которых хранились книги

Даже в самых заурядных усадьбах собирались библиотеки, в которых хранились книги

и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы. Художественные вкусы помещиков демонстрировали книги по ведению хозяйства, по строительству.

Оазис высокой культуры и духовного аристократизма

был изящным сборным местом всех замечательных личностей современного общества, - вспоминал С. П. Шевырев.

Поколение Татьяны - барыня уездная, "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках".

«В Москве дом княгини Зинаиды Волконской

Слайд 27

Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались. ВА.С.Пушкин

Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались. ВА.С.Пушкин

Особые масштабы

принимало музыкальное творчество в усадьбах некоторых петербургских вельмож.
В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая даже в
Москве и Петербурге.

Дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами