Народное искусство России

Содержание

Слайд 2

Народное искусство России

Народное искусство России


Слайд 3

Народное искусство – это единство материальной и духовной культуры определенного народа,

Народное искусство – это единство материальной и духовной культуры определенного народа,

синтетическое по характеру, связанное с его трудовой деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо-поэтическое видение мира. Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. Любой жанр народного искусства (резьба по дереву или кости, вязанье, роспись досок и подносов и т.д.) обладает высокой образностью, многовариантностью, синтетичностью.
Слайд 4

Особенности русского народного искусства: Искусство развивается там, где есть географические, климатические

Особенности русского народного искусства:

Искусство развивается там, где есть географические, климатические условия

и материалы (кость, глина и т.д.)
Природа дает импульс народному мастеру
Народное искусство – источник любой национальной культуры
Народное искусство неотрывно от жизни и быта
Традиции народного искусства складываются практически в эпоху неолита (10-3 тыс. до н.э.)
Важную роль играет сказочность, наивность образов, мифология
Назидательность, доброта в народном искусстве, все персонажи со знаком «+»
«Главная идея стиля народного искусства – волшебный реализм» (конь – влечет солнце по небу, единорог – под землей, русалка – оберегает рыбаков, бурлаков)
Условный, орнаментальный, лаконичный язык
Народное искусство допетровского периода объединяет все сословия
Из ремесел древних славян затем возникают народные промыслы
Слайд 5

Слайд 6

Русское народное искусство имеет синтетический характер. Один и тот же круг

Русское народное искусство имеет синтетический характер. Один и тот же круг

образов (древо жизни, «добрые» львы, райские птицы, плетенка…) можно встретить в белокаменной резьбе владимиро-суздальских соборов, ювелирных изделиях, торевтике, тканях)
Слайд 7

Слайд 8

Сасанидское серебро, попавшее на Русь по торговым путям с Ближнего Востока,

Сасанидское серебро, попавшее на Русь по торговым путям с Ближнего Востока,

оказало влияние на формирование круга образов и стилистики русского народного искусства
Слайд 9

Ювелирное искусство Древней Руси

Ювелирное искусство Древней Руси

Слайд 10

Серебряная оправа турьего рога, найденного в Черной Могиле, близ Чернигова. 10 в.

Серебряная оправа турьего рога, найденного в Черной Могиле, близ Чернигова. 10

в.
Слайд 11

Ожерелье с четырехконечным крестом, бусами и крестовидными подвесками. XII в. Людогощенский

Ожерелье с четырехконечным крестом, бусами и крестовидными подвесками. XII в.

Людогощенский крест.

Мастер Яков Федосов. 1359 г.

Северный крест в Ахенни, графство Типперэри, Ирландия. VIII в.

Слайд 12

Вятичские височные кольца 12-13 вв.

Вятичские височные кольца 12-13 вв.

Слайд 13

Височные кольца для кос из подмосковных курганов вятичей

Височные кольца для кос из подмосковных курганов вятичей

Слайд 14

Плоские зооморфные привески. X – конец XIV вв. Привески в форме

Плоские зооморфные привески. X – конец XIV вв.

Привески в форме предметов

быта. X – начало XIII вв.
Слайд 15

Зооморфные шумящие привески. Конец XII- XIV вв. Привески-лунницы, X-XIII вв.

Зооморфные шумящие привески. Конец XII- XIV вв.

Привески-лунницы, X-XIII вв.

Слайд 16

голов убор 10-11 вв. с гроздевидными наушницами по матеиалам клада из Гнёздова под Смоленском

голов убор 10-11 вв. с гроздевидными наушницами по матеиалам клада из

Гнёздова под Смоленском
Слайд 17

Металлические украшения с крючком на конце или «булавки с загнутым стержнем». XII в.

Металлические украшения с крючком на конце или «булавки с загнутым стержнем».

XII в.
Слайд 18

Крест в ромбе. А) Крест на церкви в Гдовском районе Псковской

Крест в ромбе. А) Крест на церкви в Гдовском районе Псковской

обл. Б) Композиция «Крест в ромбе» на фрагменте сосуда, III тыс. до Р.Х.. В) Фрагмент фигуры танцующего Шива, XVIII в., Индия. На ладони Шивы изображён крестообразный перун-ваджра, вписанный в ромб. Г) Кресты в ромбе на сакральном сооружении в Кашане, Иран. Д) Нательный крест, XII – XIV вв., городище Дубна, Моск. обл.
Слайд 19

Корона Константина Мономаха, XI в. Произведение византийского ювелирного искусства

Корона Константина Мономаха, XI в. Произведение византийского ювелирного искусства

Слайд 20

Слайд 21

Колт с изображением сиринов и древа жизни. XII в.

Колт с изображением сиринов и древа жизни. XII в.

Слайд 22

Колт с изображением сиринов и древа жизни. Оборотная сторона. XII в.

Колт с изображением сиринов и древа жизни. Оборотная сторона. XII в.

Слайд 23

Диадема из Сахновки. XII в./ Диадема с Деисусом. XII - начало XIII в.

Диадема из Сахновки. XII в./ Диадема с Деисусом. XII - начало

XIII в.
Слайд 24

Эмалевый убор с диадемой и колтами по материалам киевских кладов

Эмалевый убор с диадемой и колтами по материалам киевских кладов

Слайд 25

Клад золотых украшений от праздничного женского головного убора, открытый в Старой

Клад золотых украшений от праздничного женского головного убора, открытый в Старой

Рязани в 1992 г.: реконструкция головного убора по материалам клада, колт, концевая пластинка очелья, фрагмент оборотной стороны колта. XII-XIII вв.
Слайд 26

«Рязанские бармы» - ожерелье с медальонами и бусами. XII в.

«Рязанские бармы» - ожерелье с медальонами и бусами. XII в.

Слайд 27

«Рязанские бармы» - ожерелье с медальонами и бусами. Медальоны с изображениями

«Рязанские бармы» - ожерелье с медальонами и бусами. Медальоны с изображениями

Богоматери, св. Ирины и св. Варвары. XII в.
Слайд 28

Убор Великой княгини по материалам кладов Старой Рязани: венец с очельем,

Убор Великой княгини по материалам кладов Старой Рязани: венец с очельем,

рясна (подвески) с колтами и бармы на шее
Слайд 29

Слайд 30

Рясны с колтами. XII-XIII вв.

Рясны с колтами. XII-XIII вв.

Слайд 31

Часть вещей из старорязанского клада 1970 г. Звезчатые колты и трехбусинные височные кольца. XII-XIII вв.

Часть вещей из старорязанского клада 1970 г. Звезчатые колты и трехбусинные

височные кольца. XII-XIII вв.
Слайд 32

Убор с звёзчатыми колтами и трехбусинными кольцами на лентах по материалам из Старой Рязани

Убор с звёзчатыми колтами и трехбусинными кольцами на лентах по материалам

из Старой Рязани
Слайд 33

Ожерелье из эллипсовидных бусин и трех медальонов с вариациями на тему

Ожерелье из эллипсовидных бусин и трех медальонов с вариациями на тему

процветшего креста. После реставрации. XII-XIII вв.

Крест из Карндона. VIII в.

Слайд 34

Убор с колтами на ряснах и очельем из трёхбусинных дужек. На

Убор с колтами на ряснах и очельем из трёхбусинных дужек. На

шее - ожерелье из эллипсовидных бусин и подвесок
Слайд 35

Убор с кистевидными ряснами на материалах Старой Рязани и Новгородской земли

Убор с кистевидными ряснами на материалах Старой Рязани и Новгородской земли

Слайд 36

Крест-складень (энколпион). Рубеж XI—начала XII в. Косорешетчатая привеска. XII—XIII вв.

Крест-складень (энколпион). Рубеж XI—начала XII в.

Косорешетчатая привеска. XII—XIII вв.

Слайд 37

Браслет с изображением гусляра. Детали. XII-XIII вв.

Браслет с изображением гусляра. Детали. XII-XIII вв.

Слайд 38

Пластинчатый браслет. XII-XIII вв.

Пластинчатый браслет. XII-XIII вв.


Слайд 39

Потир Юрия Долгорукого с изображением Христа-Пантократора и Иоанна Предтечи. Начало XIII в.

Потир Юрия Долгорукого с изображением Христа-Пантократора и Иоанна Предтечи. Начало XIII

в.
Слайд 40

Кратир Косты. Конец XI – начало XII в.

Кратир Косты. Конец XI – начало XII в.

Слайд 41

Кратир Братилы. 1131-1134 гг.

Кратир Братилы. 1131-1134 гг.

Слайд 42

Иерусалим (сион малый). Первая половина XI в.

Иерусалим (сион малый). Первая половина XI в.

Слайд 43

Иерусалим («Большой иерусалим» или «Большой сион»). Первая четверть XII в. Изображения апостолов

Иерусалим («Большой иерусалим» или «Большой сион»). Первая четверть XII в.
Изображения апостолов


Слайд 44

Иерусалим («Большой иерусалим» или «Большой сион»). Первая чет. XII в. Фрагмент. Св. Иоанн Креститель. Фрагмент. Навершие

Иерусалим («Большой иерусалим» или «Большой сион»). Первая чет. XII в. Фрагмент.

Св. Иоанн Креститель.
Фрагмент. Навершие
Слайд 45

Оклад иконы «Апостолы Петр и Павел». Середина XII в. Оклад иконы

Оклад иконы «Апостолы Петр и Павел». Середина XII в.

Оклад иконы

«Богоматерь Одигитрия». Середина – вторая половина XII в.(?); XVII–XVII вв. – дополнения.
Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Слайд 73