НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК САМОБЫТНОЙ КРАСОТЫ Учитель ИЗО и МХК МОУ СО Богдановской школы Синебрюхова Т.В.
- Главная
- История
- НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК САМОБЫТНОЙ КРАСОТЫ Учитель ИЗО и МХК МОУ СО Богдановской школы Синебрюхова Т.В.
Содержание
- 2. Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в
- 3. История художественной культуры любого народа имеет некое условное начало, от которого тянутся нити в будущее. Есть
- 4. Дохристианский период истории славянской культуры можно назвать мифологическим. Миф — один из способов постижения окружающей действительности,
- 5. Н.Рерих. Идолы 1901-1910
- 6. Мифологические представления об устройстве вселенной неизбежно породили языческую религию. Древние славяне придумали множество богов. Им, жителям
- 7. С развитием дружинного военного дела возник культ бога Перуна — повелителя громов, молний, военных действий. Почитались
- 8. Антиномия добра и зла, столь рано прочувствованная нашими предками, оказала определяющее влияние на становление славянской мифологии.
- 9. У этого древнейшего жанра устного народного творчества есть свои особенности. Начинается сказка с нанесения какого-либо ущерба
- 10. И.Я. Билибин. Илья Муромец и Святогор И.Я. Билибин. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
- 11. Врубель Богатырь 1898
- 12. Вместе с тем очевидно, что в волшебных сказках запечатлелись нравственные установки жизни славянина-язычника. Ради поставленной цели
- 13. И.Репин. Садко в царстве подводного царя. 1876
- 14. И главным свидетельством духовной и творческой одаренности древних славян, их устремленности к красоте и гармонии является
- 15. Содержание календарных песен тесно связано с трудом славянина-земледельца, любившего свою землю и молившего богов послать хороший
- 16. Хороводные песни — одни из самых древних. В деревнях водили хороводы на протяжении почти всего года
- 17. В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением так называемых подблюдных песен. Это означало,
- 18. С незапамятных времен известны на Руси обряды Масленицы — проводов зимы. В христианском календаре Масленица совпадала
- 19. С.Судейкин. Масленица. 1923-1924
- 20. Борис Михайлович Кустодиев. Гулянья на Масленицу.
- 21. К.Е.Маковский Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1923-1924.
- 22. В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891
- 23. Весну-красну в старину завлекали песнями-веснянками. Сами же весенние обряды начинались со дня весеннего равноденствия — 22
- 24. А.Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной Рощи. 1845
- 25. В летний период года главные обряды были связаны с днем Ивана Купалы. Купало — название древнего
- 26. Рождение, вступление в брак, смерть — естественны для любого человека. В Древней Руси эти события породили
- 27. Обрядовые действия русской свадьбы были необычны. Это своеобразный спектакль, в котором нет зрителей, все — участники,
- 28. Очень древними были плачи по умершим. В похоронной обрядности дохристианской поры отразились взгляды на загробную жизнь
- 29. Плачи были особым, самостоятельным видом народного творчества, обладающего высокоразвитой системой средств выразительности. Об этом свидетельствует такой
- 30. И.Глазунов. Князь Игорь 1961
- 31. Среди замечательных, вдохновенных образов «Слова…» выделяется и образ певца Баяна (Бояна).
- 32. Боян - великий древнерусский сказитель, лицо вполне реальное историческое. Этот легендарный певец был родоначальником древнерусской певческой
- 33. Рождаются былины, повествующие о борьбе против ордынского ига, рассказывающие о новых путешественниках, о возникновении казачества на
- 34. С XV в. рождение новых видов народного пения сочетается с переосмыслением старых. В их числе особый
- 36. Скачать презентацию
Откуда же пришла красота в повседневный быт,
в резьбу, в кружева, в
Откуда же пришла красота в повседневный быт,
в резьбу, в кружева, в
Да из души, откуда же ей еще было прийти!
В.А. Солоухин
История художественной культуры любого народа имеет некое условное начало, от
История художественной культуры любого народа имеет некое условное начало, от
Но зададимся вопросами:
какое место художественное творчество занимало в более ранние эпохи?
Стерлись ли со временем из памяти народа те художественные образы, что родились в недрах канувшей в лету дохристианской цивилизации?
Что знаем мы сегодня о той духовной культуре, что сформировала поколения людей, сумевших всем сердцем принять христианское вероучение и вытекающую из него сложнейшую систему храмового православного искусства?
Дохристианский период истории славянской культуры можно назвать мифологическим.
Миф — один
Дохристианский период истории славянской культуры можно назвать мифологическим.
Миф — один
Н.Рерих. Идолы 1901-1910
Н.Рерих. Идолы 1901-1910
Мифологические представления об устройстве вселенной неизбежно породили языческую религию. Древние славяне
Мифологические представления об устройстве вселенной неизбежно породили языческую религию. Древние славяне
Современный ученый Б.А. Рыбаков выделил следующую периодизацию в истории самых древних славянских верований:
Первоначально славяне клали требы упырям и берегиням (т. е. приносили жертвы).
Затем они начали трапезу ставити Роду и роженицам (тоже приносить жертву).
Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну (сохраняя веру и в других богов).
Из этих строк становится очевидным, что славяне уже, на ранней ступени своего развития ощутили наличие в окружающем их мире действия двух противоположных начал — добра и зла. Добро людям несли берегини (от слова «беречь», «оберегать»). Злое начало — это духи, вампиры, упыри, оборотни, наносящие вред человеку. Против них составляли заговоры, носили амулеты — обереги.
С развитием дружинного военного дела возник культ бога Перуна — повелителя
С развитием дружинного военного дела возник культ бога Перуна — повелителя
С языческими богами «общались» в специально отведенных культовых сооружениях — капищах. Славянские боги не имели «биографий», их облик был весьма неопределенным. Нередко одно и то же божество почиталось в разных племенах по-разному. Поэтому сегодня ученые затрудняются в определении «имени» того или иного изображения.
Антиномия добра и зла, столь рано прочувствованная нашими предками, оказала определяющее
Антиномия добра и зла, столь рано прочувствованная нашими предками, оказала определяющее
Например, в основе многих пословиц, поговорок, ритуалов, примет, сохранившихся вплоть до наших дней, лежит противопоставление «правого» и «левого». Со временем это вылилось в представление о Правде на небе и Кривде на земле. Сочетание «верха» и «низа» также имело глобальный космический смысл. Весьма существенной была двоичная символика «свой» — «чужой». Например, «своими» считались родные по крови люди, «чужими» — все прочие (вечная неприязнь мачехи к падчерице). Или «своим» был родной дом, лес же — признак враждебного, «чужого» начала (противопоставление ребенка — Бабы-яги). Примеры «двоичного» мышления можно продолжить, если обратиться к одному из самых ярких явлений мифологической художественной культуры — русской народной сказке, в особенности — сказке волшебной.
У этого древнейшего жанра устного народного творчества есть свои особенности. Начинается
У этого древнейшего жанра устного народного творчества есть свои особенности. Начинается
И.Я. Билибин. Илья Муромец и Святогор
И.Я. Билибин. Илья Муромец и Соловей
И.Я. Билибин. Илья Муромец и Святогор
И.Я. Билибин. Илья Муромец и Соловей
Врубель Богатырь 1898
Врубель Богатырь 1898
Вместе с тем очевидно, что в волшебных сказках запечатлелись нравственные установки
Вместе с тем очевидно, что в волшебных сказках запечатлелись нравственные установки
В воображаемой мифологической картине жизни славянина-язычника человеческая личность не представляла особой ценности.
И.Репин. Садко в царстве подводного царя. 1876
И.Репин. Садко в царстве подводного царя. 1876
И главным свидетельством духовной и творческой одаренности древних славян, их устремленности
И главным свидетельством духовной и творческой одаренности древних славян, их устремленности
Самые древние образцы музыкального фольклора исследователи называют обрядовыми. Эти песни входили в обряды, приуроченные либо к определенному времени года, либо к жизненно важному событию (рождению ребенка, свадьбе и др.). В соответствии с этим обрядовый фольклор подразделяется на календарный и семейно-бытовой.
Содержание календарных песен тесно связано с трудом славянина-земледельца, любившего свою землю
Содержание календарных песен тесно связано с трудом славянина-земледельца, любившего свою землю
Цикл календарных обрядов начинался зимой. 25 декабря по старому стилю считалось «поворотом солнца на лето». В этот день открывалась череда веселых праздников, в период которых было принято колядовать — рядиться в «карнавальные» одежды (вывороченные тулупы, солому и др.) и ходить по дворам соседей, выпрашивая подарки.
Колядование появилось как обряд чествования языческого бога Коляды. Со временем забыли, кто такой Коляда, сам же обряд сохранился и в христианские времена, в деревнях он встречается и сегодня. Как правило, колядуют на Святки с Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Крещения (6 января по старому стилю) и поют песни.
Хороводные песни — одни из самых древних. В деревнях водили хороводы
Хороводные песни — одни из самых древних. В деревнях водили хороводы
Распространены были хороводы-шествия, когда участники парами или группами, двигаясь мерным шагом, шли вокруг села. Впрочем, любое движение молодежи всегда переходит в пляску, что и происходило в плясовых хороводах, зажигательный и удалой характер которых русский народ определял словами «цепочка», «гребешок», «заплетение и расплетение плетня».
В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением так
В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением так
Чаще всего гадали на воде, которую наливали в чашу, затем опускали туда мелкие вещи, накрывали платком и... затягивали подблюдную песню, слова которой как бы предсказывали судьбу. Одной из наиболее старых подблюдных песен является знаменитая «Хлебна слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов.
В святочные вечера в деревнях особенно часто устраивались посиделки (поседки, посиденки, супрядки, беседы, вечерки, вечеринки). В них принимали участие юноши и девушки, достигшие брачного возраста, т. е. 14—16 лет. На посиделках пели песни, водили хороводы, плясали. Нередко ради потехи рядились в шкуры животных и у страивал и спектакли, высмеивающие ленивых, нерадивых, скупых или слишком робких людей.
С незапамятных времен известны на Руси обряды Масленицы — проводов зимы.
С незапамятных времен известны на Руси обряды Масленицы — проводов зимы.
В период Масленицы в жизни людей царил дух праздника, развлечений, бесшабашной удали. В соответствии с древними взглядами, крестьяне славили солнце, весну, наступление тепла. Они верили, что своими песнями помогают солнцу «продвинуться по кругу», приблизить приход весенних дней.
Каждый день Масленицы имел свое название и ритуальное значение: понедельник — встреча Масленицы, вторник — заигрыши, среда — лакомства, четверг — разгул, широкая Масленица, пятница — тещины блины, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы Масленицы.
В последний день праздника люди просили друг у друга прощения, и по христианскому обычаю само воскресенье называлось «прощеным». Веселье на Масленицу было повсеместным. Люди катались на тройках и на санях с ледяных гор, играли во взятие снежных городков, устраивали кулачные бои. Красочная беззаботная Масленица была символом достатка, радости, сытой жизни. Поэтому всю неделю люди ходили друг к другу в гости, ели блины, пироги, яйца.
Масленичные песни были то светлыми, радужными, то грустными, словно выражающими сожаление о том, что прекрасный праздник, так быстро пролетел.
В день проводов соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню и под радостные крики и веселое пение сжигали. Так отмечали конец зимы.
С.Судейкин. Масленица. 1923-1924
С.Судейкин. Масленица. 1923-1924
Борис Михайлович Кустодиев. Гулянья на Масленицу.
Борис Михайлович Кустодиев. Гулянья на Масленицу.
К.Е.Маковский Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге.
К.Е.Маковский Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге.
В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891
В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891
Весну-красну в старину завлекали песнями-веснянками. Сами же весенние обряды начинались со
Весну-красну в старину завлекали песнями-веснянками. Сами же весенние обряды начинались со
В обрядах праздников Троицы и Семика удивительно органично переплелись древние языческие и христианские образы. Семик — седьмой четверг после первого весеннего полнолуния (т. е. после Пасхи) считался праздником земли, плодородия, продолжения рода человеческого. Раньше семицкую неделю называли русальной и символом ее была молодая березка. В русальную неделю ходили на могилы, поминали предков. Не случайно и поныне в субботу перед Троицей поминают родителей (родительская суббота). Оканчивалась семицкая неделя днем Святой Троицы (Пятидесятницы). В этот день (пятидесятый со дня Вознесения Христа) праздновали великое событие в истории христианства — сошествие Святого Духа на апостолов.
Дохристианские семицкие обряды исполнялись под украшенными березками и сопровождались пением ритуальных песен. Девушки плели венки и бросали их в воду, гадали, водили хороводы. Семицкие песни воспевали природу, будущий урожай, счастье и любовь.
А.Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной Рощи. 1845
А.Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной Рощи. 1845
В летний период года главные обряды были связаны с днем Ивана
В летний период года главные обряды были связаны с днем Ивана
Люди считали, что на Иванов день наступает буйное цветение всей растительности, ночью же раз в году распускается цветок папоротника. И летит-буйствует над землей в это время великая нечистая сила, властвуют колдуны и ворожеи, оборотни и домовые, лешие и русалки. Они грозятся извести род человеческий, и единственным спасением от дьявольских наваждений является... огонь. И жгли в купальскую ночь по всей Руси ритуальные костры, прыгали через них, купались в реках и озерах, рисовали на своих домах и воротах кресты. Поэтому купальские песни таинственно-мистичны и отличаются от других обрядовых мелодий несколько мрачным характером, строгостью, торжественностью.
Рождение, вступление в брак, смерть — естественны для любого человека. В
Рождение, вступление в брак, смерть — естественны для любого человека. В
Свадьбы на Руси игрались в определенное время года, свободное от неотложных крестьянских дел. Обычно после осеннего сбора урожая, перед Рождеством, на Масленицу, на Красную горку (через неделю после Пасхи).
Обрядовые действия русской свадьбы были необычны. Это своеобразный спектакль, в котором
Обрядовые действия русской свадьбы были необычны. Это своеобразный спектакль, в котором
Очень древними были плачи по умершим. В похоронной обрядности дохристианской поры
Очень древними были плачи по умершим. В похоронной обрядности дохристианской поры
Эмоциональная сторона песен-плачей была предельно насыщенной порой экстатичной. Плачи отличались высокой художественной красотой и носили характер напевного речитатива. Сначала быстрым говором произносилась основная часть текста почти на одной звуковой высоте. В конце же фразы следовало горестное «падение» мелодии вниз на терцию или кварту. Создавалось впечатление, что плач передает то тоскливую, то взволнованную речь, перемежающуюся с рыданиями... Голошение можно считать самой древней формой сольной женской лирики. В основе голошения обычно лежит краткая попевка, которая повторялась и варьировалась на протяжении всего рассказа об умершем.
Плачи были особым, самостоятельным видом народного творчества, обладающего высокоразвитой системой средств
Плачи были особым, самостоятельным видом народного творчества, обладающего высокоразвитой системой средств
«Светлое и трижды светлое солнце!
Для всех ты тепло и прекрасно.
Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи
На воинов моего милого?
В поле безводном жаждою им луки согнуло?
Горем им колчаны заткнуло?»
(Перевод Д. С. Лихачева)
И.Глазунов. Князь Игорь 1961
И.Глазунов. Князь Игорь 1961
Среди замечательных, вдохновенных образов «Слова…» выделяется и образ певца Баяна (Бояна).
Среди замечательных, вдохновенных образов «Слова…» выделяется и образ певца Баяна (Бояна).
Боян - великий древнерусский сказитель, лицо вполне реальное историческое. Этот легендарный
Боян - великий древнерусский сказитель, лицо вполне реальное историческое. Этот легендарный
В центре событий былины — главный герой, который попадает и самые необычные ситуации. Он борется с полчищами врагов, показывает чудеса храбрости и при этом являет пример высокой нравственности, отстаивая справедливость.
Рождаются былины, повествующие о борьбе против ордынского ига, рассказывающие о новых
Рождаются былины, повествующие о борьбе против ордынского ига, рассказывающие о новых
Например, в XV—XVI вв. родилась протяжная песня и первоначально исполнялась исключительно женщинами. В этих песнях речь обычно шла о любви, браке, неверности возлюбленных, тяжелой женской доле. По богатству образов, силе эмоций и красоте музыки протяжная песня не имеет равных.
Круг тем, влияющих на содержание лирических песен, необычайно широк. Семейный быт, замужество, любовь, ревность, смерть — все это становилось предметом музыкального осмысления. В тематике лирических песен не было открытий, многие «сюжеты» встречались и ранее в обрядовых жанрах. Однако в лирической песне сформировался новый, особый музыкальный мир, словно передающий необъятные просторы Руси и глубину чувств русского человека. Мелодии лирических песен неповторимы, они отличаются большой протяженностью, широким дыханием, интонационной выразительностью. Именно с лирических протяжных песен начинается в народном творчестве расцвет знаменитого русского многоголосия!
Элементы полифонии можно обнаружить и в других, более ранних жанрах, однако в лирической пеоне хоровое народное многоголосие достигает своей вершины.
С XV в. рождение новых видов народного пения сочетается с переосмыслением
С XV в. рождение новых видов народного пения сочетается с переосмыслением
Наивысшего расцвета историческая песня достигает в XVII в., когда происходит резкая смена культурных ориентиров и ломаются привычные средневековые нормы жизни. Записи же песен того времени дошли до нас лишь в вариантах XVIII в., поэтому многие напевы, существовавшие в устной традиции, следует считать безвозвратно утерянными.
И все же народная память донесла до нас многие прекрасные древние песни. А в XIX в. народное искусство стало той великой силой, что помогла русской музыке создать свою бесценную классику. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», — сказал М.И. Глинка. Его слова — не дань моде, а откровенное признание достоинств русской народной музыки и гениальности ее многочисленных безвестных творцов.