«Народное житие» (к вопросу о взаимодействии устной и книжной традиции)

Содержание

Слайд 2

Изначальная тема: «Жанр народного жития» Объем материала: Экспедиционные записи из следующих

Изначальная тема: «Жанр народного жития»

Объем материала:
Экспедиционные записи из следующих областей:
Кировская
Нижегородская
Ульяновская
Рязанская
Архангельская (Пинежский

и Каргопольский районы)

Круг проблем:
Состав жанров, входящих в «народные жития»
Взаимодействие книжной и устной традиции в «народном житии»
Подробный анализ текстов о святынях, связанных с героем жития, картографирование текстов
Сравнение «народных житий» святых, принадлежащих разным типам святости

Слайд 3

Проблемы, с которыми столкнулись Технические: нехватка времени ограниченность рамками дипломной работы

Проблемы, с которыми столкнулись

Технические:
нехватка времени
ограниченность рамками дипломной работы
неравномерно представленный материал
невозможность «перепроверить»

часть предоставленного материала

Собственно научные:
обвинения в «нефилологичности» работы
конфликтная проблема жанра в фольклоре

Слайд 4

Материал Ограничиться «своим» материалом (Кировская область и Пинежский район Архангельской области)

Материал

Ограничиться «своим» материалом (Кировская область и Пинежский район Архангельской области)
Выбрать

для анализа «народные жития» святых одного типа святости
Слайд 5

Не затрагиваем проблему жанра народных рассказов о святых Формулируем проблему как

Не затрагиваем проблему жанра народных рассказов о святых
Формулируем проблему как

соотношение роли книжной и устной традиции в «народном житии»
Выявляем общие принципы построения для текстов устного жития, находящихся на разных стадиях формирования традиции
устное житие 1 ? письменное житие ? устное житие 2
Слайд 6

Глава 1. «Народное житие Артемия Веркольского» Ареал бытования роль монастыря в

Глава 1. «Народное житие Артемия Веркольского»
Ареал бытования
роль монастыря в формировании

устной традиции
ареал почитания монастыря (представлена карта)
зависимость формы бытования и способов интерпретации житийных текстов от близости к монастырю
Слайд 7

Использованные варианты письменного жития: «Жития святых» Димитрия Ростовского Минея «Архангельский патерик»

Использованные варианты письменного жития:
«Жития святых» Димитрия Ростовского
Минея
«Архангельский патерик»
преложение жития прот. Артемием

Владимировым
канон и акафист святому
Составлен указатель мотивов книжного жития
Составлена таблица «Состав мотивов книжных версий жития Артемия Праведного»
Составлена таблица «Соотношение мотивного состава книжного и устного житий Артемия Веркольского»
Выявлены опорные мотивы для устного жития и влияние интерпретации фигуры Артемия на сочетание их в рассказах с собственно традиционными сюжетами и мотивами
Описано влияние «формульности» книжного жития на стиль устных рассказов

Книга как источник устного жития

Слайд 8

Икона как источник устного жития Представлены все найденные нами списки икон

Икона как источник устного жития

Представлены все найденные нами списки

икон св. Артемия
Проанализированно влияние иконописных образов на возникновение в устных текстах новых (по отношению к письменным) мотивов и смысловых подвижек в мотивах традиционных .
Слайд 9

Глава 2. «Народные жития» местночтимых святых Вятского края Обозначена проблема выявления

Глава 2. «Народные жития» местночтимых святых Вятского края

Обозначена проблема выявления

круга местночтимых святых – во многом оценка святости зависит от степени воцерковленности информанта
Выявлена зависимость подробности устного рассказа от популярности святого (у самых почитаемых жития содержат все необходимые элементы книжного жития – таблица «Состав мотивов, входящих в «народные жития» Сашеньки Елизаровой и о. Тихона Кролятского»)
Рассмотрены музейные жизнеописания блаженной Сашеньки Елизаровой как попытка кадификации имеющихся устных рассказов и их влияния на устные жития
Влияние сохранившихся фотографий некоторых святых на устное житие, точнее, на устойчивость мотивов, «поддерживаемых» изображением (фотографии приведены в тексте)
Слайд 10

Итоги работы На этапе, когда местночтимый святой уже канонизирован, устная агиография

Итоги работы

На этапе, когда местночтимый святой уже канонизирован, устная агиография опирается

сразу на две традиции – устную и книжную
Связь с устной проявляется в основном в плане содержания (набор устойчивых мотивов, их последовательность, детали повествования)
Устная традиция влияет не только на план содержания, но и на план выражения
В ситуации, когда праведник не имеет книжной агиографии, устные рассказы о нем все равно стремятся быть выстроенными по биографическому сценарию, т.е. порождаются тексты, напоминающие книжные житийные.
Так как процесс формирования устных житий неканонизированных святых может протекать с подключением зрительного ряда (фотографий) и опорой на эталонные тексты, то следует признать, что формирование и бытование устных житий канонизированных и неканонизированных святых происходит сходным образом.
Слайд 11

Возможные перспективы исследования Расширение материала, на котором строится работа Исследование современного

Возможные перспективы исследования

Расширение материала, на котором строится работа
Исследование современного влияния Церкви

на формирование текстов, повествующих о святых
Проведение жанрового анализа текстов, составляющих народное житие