Наши знаменитые земляки (XVI – XIX вв.). Белгородчина

Содержание

Слайд 2

Главное богатство Белгородчины -трудолюбивые и любящие свою землю люди .В самые

Главное богатство Белгородчины -трудолюбивые и любящие свою землю люди .В

самые трудные периоды истории страны они вставали на защиту отечества , а в мирное время обустраивали свой край, растили хлеб,
воспитывали новое поколение.
Белгородскую землю прославили видные деятели культуры, талантливые организаторы народного хозяйства, выдающиеся спортсмены. И сегодня , наследуя все лучшее из завещанного предками, белгородцы стремятся
сделать свой край еще краше и богаче.
Слайд 3

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1788-1863) Родился 18 (6) ноября 1788 года в

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1788-1863)
Родился 18 (6) ноября 1788 года

в Белгородском крае, в семье крепостных графа
Г. С. Волькенштейна.
Творческая жизнь Михаила Щепкина
началась в провинции, в частных театрах.
Однажды его увидел на сцене драматург М. Н. Загоскин, служивший в конторе московских
театров. Его отзыв был предельно краток:
«Актёр — чудо-юдо». Вскоре, после удачного
дебюта в Москве, Щепкина пригласили в
Императорский московский театр.
Слайд 4

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ В 1822 году он переехал в Москву уже

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ

В 1822 году он переехал в Москву уже

вольным актёром. Вступление М. С. Щепкина на сцену Императорского московского театра стало крупнейшим событием в истории сценического искусства.Приезд в Москву совпал с периодом подъёма оппозиционных настроений в дворянской среде накануне восстания декабристов. Благодаря родственным отношениям с профессором университета П. С. Щепкиным, Михаил Семёнович сразу вошёл в известный свободомыслием круг профессоров Московского университета. В доме профессора М. П. Погодина он познакомился с А. С. Пушкиным и А. Мицкевичем. Именно в это время А. С. Грибоедов сочинил свою комедию «Горе от ума», и М. С. Щепкин обратился к его творчеству.Встреча с Н. В. Гоголем стала определяющей в творческой биографии артиста. Именно в пьесах Н. В. Гоголя игра М. С. Щепкина достигла подлинных высот. Пьесы «Ревизор», «Женитьба», «Тяжба», «Игроки», представленные Щепкиным на сцене, определили принципы искусства, которые стали доминировать в театре второй половины XIX века.
Слайд 5

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ Постоянно гастролировал в разных городах России: в Петербурге,

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ

Постоянно гастролировал в разных городах России: в Петербурге,

Харькове, Киеве, Одессе, Воронеже и т. д. Каждый приезд М.С. Щепкина расценивался там как большое событие не только театральной, но и общественной жизни.Писатель И.С. Тургенев специально для Щепкина написал роли Мошкина в «Холостяке» и Кузовкина в «Нахлебнике». Роль Кузовкина явилась последней крупной работой актера в Малом театре. Пьеса, написанная в 1848 году, была разрешена к постановке, когда Щепкину исполнилось уже 74 года. Но ни
возраст, ни усталость, ни болезни не помешали великому актеру создать
цельный, правдивый, глубоко трогательный образ Кузовкина.
В апреле 1863 года с разрешением государя Щепкину был предоставлен на
лето отпуск в Крым с сохранением содержания. В Ялту М.С. Щепкин приехал совсем больным, страдая ужасной одышкой. Сначала он поселился у своих
знакомых, но вскоре его перевезли в гостиницу.Ушел из жизни 11(23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище.
Слайд 6

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), известный русский культурный деятель

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ

Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), известный
русский культурный деятель родился

в богатой помещичьей семье в Воронежской губернии. Первые годы детства
Станкевич провел на полной барской воле, среди деревенс-
кого простора. В возрасте 10 лет был отдан в острогожское
училище, а затем – в воронежский благородный пансион. В
1830 Николай Станкевич поступил в московский университет и здесь скоро сделался центром целого кружка молодых лю-дей, которых привлекал своей женственно-нежной и болез-
ненно-чуткой натурой и умом живым и восприимчивым. Популярные профессора московского университета того време-
ни, Надеждин и Павлов, оказали наиболее сильное влияние на Станкевича, воспитав в нем своими лекциями любовь к
эстетике и немецкой философии.
Слайд 7

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ По окончании университетского курса, Станкевич уехал в деревню,

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ

По окончании университетского курса, Станкевич уехал в деревню, но

ни в личной, ни в общественной жизни не нашёл там достаточных стимулов к активной деятельности. Вернувшись в 1835 в Москву, Николай Владимирович возобновил свои прежние теоретические занятия и всецело отдался им. Он усердно изучал немецкую философию, составлял планы литературных работ, но развившаяся чахотка вынудила его отказаться от ученой деятельности и уехать сначала на Кавказ, а потом за границу. За границей Станкевич возобновил занятия философией; в Берлине слушал лекции Вердера, Ренне и др. и здесь же сблизился с Грановским. В 1839 он переехал в Италию, где и скончался 27 лет от роду.В русской литературе Станкевич не оставил почти никакого следа. Все его значение определяется тем умственным и моральным влиянием, которым он пользовался в кружке собиравшейся около него в Москве молодежи. Кружок Станкевича выделил из себя позднее несколько лиц, сыгравших видную роль в русской беллетристике, науке и политике. К числу участников этого кружка относились Белинский, поэт Кольцов, писатель Иван Тургенев, славянофил Константин Аксаков, историк Грановский, основатель анархизма Михаил Бакунин. Насколько благотворно было влияние Станкевича на окружающих, показывает отзыв Грановского. «Никому на свете, – писал он после смерти своего друга, – не был я так много обязан: его (Станкевича) влияние на меня было бесконечно и благотворно». Поэт Кольцов первую горячую поддержку получил именно от Станкевича.
Слайд 8

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович был наиболее типичным и ярким представителем

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ

Николай Владимирович был наиболее типичным и ярким представителем той

группы русской интеллигенции, за которой установилось название «идеалистов 1830-х годов». По словам Герцена, «болезненный и тихий поэт и мечтатель, Станкевич естественно должен был больше любить созерцание и отвлеченное мышление, чем вопросы жизненные и чисто практические». Его стремления были возвышенны и идеальны. Отрешившись от жизни, с восторгом отдаваясь философии и искусству, Станкевич уносился на такие высоты умозрения, куда не достигал шум из мира действительности. Личная дружба, но прежде всего солидарность симпатий в поэзии и философии создавала связь между членами кружка; из-за отвлеченных же вопросов, после отчаянных споров, длившихся иногда целые ночи напролет, люди, любившие друг друга, расходились на целые недели. Сам Станкевич при этом сохранял ту обычную для него ясность, безмятежность, цельность натуры, которая внушала его друзьям такое глубокое уважение и такую горячую привязанность к нему.Нравственное обаяние его личности не заслоняет и положительной заслуги Николая Владимировича Станкевича. Именно его авторитетным указаниям кружок обязан был тем, что мог воспринимать все новое в тогдашних философии, науке и литературе. Умственное общение кружка было продолжением университетского товарищества, которое связало молодых людей одним увлечением шеллинговой философией и эстетикой, обнаружившимся еще на студенческой скамье. У себя на квартире Станкевич читал друзьям своих любимых немецких писателей и поэтов Шиллера, Гете, Гофмана, а из русских – Пушкина, Жуковского, а потом Лермонтова и Гоголя. В философии, начав с Шеллинга, Станкевич затем перешел к последовательному изучению всех германских философов, с Канта. С Гегелем он основательнее познакомился в 1835 и, став одним из первых русских последователей знаменитого немецкого мыслителя, своим энтузиазмом привлек к нему симпатии многих своих друзей.Все написанное лично Николаем Владимировичем Станкевичем, не имеет почти никакого литературного значения. Трагедия «Василий Шуйский» (1830), «Несколько мгновений из жизни графа Т.» («Телескоп», 1834), несколько стихотворений («Телескоп», 1831 – 35, «Молва», 1832 – 34) – вот и все его скудное литературное наследие. Самое ценное, что осталось от Станкевича, это – его письма.
Слайд 9

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ Владимир Григорьевич Шухов [16.0 8.1853, г. Грайворон, ныне

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ

Владимир Григорьевич Шухов [16.0 8.1853, г. Грайворон, ныне Белгородской

области, - 2.2.1939, Москва], советский инженер и ученый, почетный академик (1929; член-корреспондент 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927). По окончании МВТУ (1876) был командирован в США. В 1877-78 годах начальник чертежного бюро Варшавской железной дороги в Петербурге, с 1878 года главный инженер технической строительной конторы в Москве. После Октябрьской революции 1917 года работал в строительной конторе завода "Парострой" (Москва), затем на самом заводе.
Слайд 10

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ

Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и строительному

делу. Автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и использованию нефти. В 1891 году запатентовал промышленную установку для перегонки нефти с разложением на фракции под действием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе (Шухов признан изобретателем крекинг-процесса). Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им распыливающей форсунки (1880), позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом производства. Разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха. Произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку, 1878), несколько позже в Баку же создал первый в мире мазутопровод с подогревом. Под руководством Шухова спроектировано и построено первое в России металлическое нефтеналивное судно. Шухов ввел в практику клепаные резервуары для хранения нефти. Решение задачи о наивыгоднейших размерах резервуаров, полученное Шуховым, широко применяется во многих отраслях промышленности.
Слайд 11

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ Научная и инженерная деятельность Шухова относится к самым

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ

Научная и инженерная деятельность Шухова относится к самым различным

областям техники. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность. Разработал конструкции легких, экономичных перекрытий: висячие сетчатые, перекрывающие площадь в несколько тысяч квадратных метров, металлические арочные (перекрытие платформ Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой кривизны с пролетами до 40 м. По проектам Шухова сооружено около 200 башен оригинальной конструкции в нашей стране и за рубежом (в т. ч. Шаболовская радиобашня в Москве). Под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.), большое число сооружений и конструкций: зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота сухого дока, вращающаяся сцена МХАТа и др. По проекту Шухова и под его руководством осуществлен подъем наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде. Шухов принимал участие в разработке и производстве нескольких типов мин с сетями заграждения, минных взрывателей, платформ для тяжелых орудий. Премия им. В. И. Ленина (1929).
Слайд 12

Посвящение В. Г. Шухову 1853-1939 Автор: Игорь Киров Мы на пороге

Посвящение В. Г. Шухову 1853-1939
Автор: Игорь Киров

Мы на пороге юбилея.
Сто шестьдесят

годов назад
На свет явился не робея
Владимир Шухов, говорят!
Владимир Шухов – созидатель!
По всем статьям – изобретатель!
Его работа – крекинг нефти
Историю творила, честно…
За что ни брался – всё дотошно,
Под доказательства и точно.
Гидравликам создал расчёт,
Как жидкость по трубе течёт.

А можно строить телебашню,
На Шаболовке. Видел краше?
Стоит уж девяносто лет
От Шухова нам всем привет.
Построил башен Шухов много,
Штук двести, на широку ногу.
И даже на морских линкорах
Стояли мачты на опорах
Его наследие живо!!!
Мазут и нефть – нам всем тепло.
Как строят в мире без стропил
Владимир Шухов научил.
Велик и гениален он!
За всё, что сотворил – поклон!

Слайд 13

27 сентября 2013 года исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В.Станкевича,

27 сентября 2013 года исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В.Станкевича,


поэта, эстетика, философа.

ХIХ век, в котором жил Станкевич, давно уже занесен в исторический формуляр времени. Но имя Станкевича не затерялось на трактах и шляхах неспокойных эпох. Оно осталось и сохранено в названиях улиц, учебных заведений, учебниках по философии, литературе, искусству, в энциклопедиях, фильмах, театральных постановках, экспозициях российских и зарубежных музеев, памятниках, воспоминаниях людей, хорошо его знавших, а также тех, кто после смерти занимался или сейчас занимается исследованием его быстрой, но яркой жизни. Литературным памятником ХIХ века стала его «Переписка», которую Лев Толстой читал со слезами на глазах.

Творчество Станкевича востребовано и сегодня, о чем свидетельствуют издаваемые книги и сборники, в которые включаются его произведения и письма. Не зарастает тропа и к его могиле на семейном кладбище на меловых горах в родной Удеревке, куда приезжают и приходят люди из всех уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья. Как и в школу, построенную на деньги его друга Януария Неверова (теперь там музей Станкевича).
Такое отношение людей разных поколений и разных веков – лучший из памятников Станкевичу, поэту, философу, просветителю. Наконец, человеку, которого любили и продолжают любить все, кому дорого прошлое и настоящее России.

Слайд 14

Из воспоминаний харьковского писателя Григория Квитки-Основьяненко М.С. Щепкин… его никто не

Из воспоминаний харьковского писателя
Григория Квитки-Основьяненко

М.С. Щепкин… его никто не наставлял

и не учил: таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится и часто бывает неизвестен своему хозяину до времени. Мы все, не видевшие далее провинциальных театров, в Щепкине начали понимать, что есть и каков должен быть актер… так нам ли было учить его?