Искусство европейского модерна. Объединенное Королевство, Франция, Австро-Венгрия

Содержание

Слайд 2

МОДЕРН Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в

МОДЕРН

Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое

в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».
Отличительными особенностями модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Слайд 3

ДВИЖЕНИЕ «ИСКУССТВА И РЕМЁСЛА» И УИЛЬЯМ МОРРИС «Искусства и ремёсла» (Arts

ДВИЖЕНИЕ «ИСКУССТВА И РЕМЁСЛА» И УИЛЬЯМ МОРРИС

«Искусства и ремёсла» (Arts & Crafts) —

английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века), участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла. Движение, во главе которого стоял поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис, строилось на программе прерафаэлитизма с его идеализацией самобытного творчества ремесленников средневековья, которое противопоставлялось бездушному, обезличенному машинному производству времён капитализма. Движение «Искусства и ремёсла» послужило одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русским соответствием движения принято считать художественные содружества в Абрамцево и Талашкино.
Слайд 4

УИЛЬЯМ МОРРИС (1834 – 1896) Уильям Моррис - английский художник, дизайнер

УИЛЬЯМ МОРРИС (1834 – 1896)

 Уильям Моррис - английский художник, дизайнер по ткани

и мебели, оформитель книг, разработчик типографских шрифтов, поэт и социалист - стоял у истоков концепции синтеза - ключевого понятия нового искусства. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на этический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Для Рескина понятие красоты и неотделимо от понятий справедливости, добродетели, верности природе. Познать истину для художника означало приблизиться к природе, для чего в своем творчестве необходимо ей подражать. 
Слайд 5

ДИЗАЙНЫ МОРРИСА

ДИЗАЙНЫ МОРРИСА

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

ОБРИ БЁРДСЛЕЙ (1872 – 1898) английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один

ОБРИ БЁРДСЛЕЙ (1872 – 1898)

 английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х годов.

 Бердслей создал иллюстрации для сборника рыцарских сказаний «Смерть Артура» Томаса Мэлори и для «Саломеи» Оскара Уайльда. 
Слайд 12

«СМЕРТЬ КОРОЛЯ АРТУРА»

«СМЕРТЬ КОРОЛЯ АРТУРА»

Слайд 13

«СМЕРТЬ КОРОЛЯ АРТУРА»

«СМЕРТЬ КОРОЛЯ АРТУРА»

Слайд 14

«САЛОМЕЯ»

«САЛОМЕЯ»

Слайд 15

«ПАВЛИНЬЯ ЮБКА»

«ПАВЛИНЬЯ ЮБКА»

Слайд 16

МЭРИ УОТТС (1849 – 1938) Английский скульптор и художник по керамике.

МЭРИ УОТТС (1849 – 1938)

Английский скульптор и художник по керамике. Жена

художника-прерафаэлита Джоржда Фредерика Уоттса. С 1896 по 1898 году работала над созданием часовни-усыпальницы в Суррее.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

«ШКОЛА ГЛАЗГО» Художественное направление в шотландской живописи, объединившее в одну группу

«ШКОЛА ГЛАЗГО»

 Художественное направление в шотландской живописи, объединившее в одну группу художников и дизайнеров, процветавшее в

Шотландии с 1890 по 1910 годы.
В группу входили художественные объединения The Four (известные как Spook School), а также Glasgow Girls и Glasgow Boys, являвшиеся представителями самобытного «Стиля Глазго»
В 1900-х годах в Глазго сложилась «Группа четырех» (The Four), куда вошли архитектор и художник Чарльз Макинтош, его жена Маргарет Макдональд, художник Джеймс Макнейр и его жена Фрэнсис Макдональд (сестра Маргарет). Их общим стилем работы стал сплав Кельтского возрождения, Движение искусств и ремёсел и Японизм. Эта группа, известная также как Spook School, оказала значительное влияние на появившийся вскоре в Великобритании стиль модерн.
Слайд 22

ЧАРЛЬЗ РЕННИ МАКИНТОШ (1868 – 1928) шотландский архитектор, художник и дизайнер,

ЧАРЛЬЗ РЕННИ МАКИНТОШ (1868 – 1928)

шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.
Макинтош разработал особый декоративный

стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX—XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
Слайд 23

ШКОЛА ДИЗАЙНА В ГЛАЗГО

ШКОЛА ДИЗАЙНА В ГЛАЗГО

Слайд 24

ЦЕРКОВЬ КОРОЛЕВСКОГО КРЕСТА В ВУДСАЙДЕ

ЦЕРКОВЬ КОРОЛЕВСКОГО КРЕСТА В ВУДСАЙДЕ

Слайд 25

ПРОЕКТ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА

ПРОЕКТ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА

Слайд 26

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

МАРГАРЕТ МАКДОНАЛЬД МАКИНТОШ (1864 – 1933) Творчество Маргарет Макдональд Макинтош лежит

МАРГАРЕТ МАКДОНАЛЬД МАКИНТОШ (1864 – 1933)

Творчество Маргарет Макдональд Макинтош лежит преимущественно

в областях прикладного искусства и дизайна. Она работала с различными материалами — металлом, тканями, занималась вышивкой и пр. Художница была особенно успешна и востребована в дизайне внутренних помещений. Маргарет разрабатывала планировки и делала эскизы для чайных салонов и жилых помещений. Вначале она работает вместе со своей сестрой, тоже художницей, а затем — с мужем.
Маргарет считается ведущей женщиной-художником стиля модерн в Великобритании. Занималась также живописью и графикой.
Слайд 31

«В ЛЕСУ СРЕДИ ПУСТОШЕЙ» (ФРАГМЕНТ)

«В ЛЕСУ СРЕДИ ПУСТОШЕЙ» (ФРАГМЕНТ)

Слайд 32

«СЕРЕБРЯНЫЕ ЯБЛОКИ ЛУНЫ»

«СЕРЕБРЯНЫЕ ЯБЛОКИ ЛУНЫ»

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

ФРАНЦИЯ. АР НУВО . Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от

ФРАНЦИЯ. АР НУВО .

Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых

линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво. 
Слайд 36

ГЕРМАН ОБРИСТ «УДАР БИЧА»

ГЕРМАН ОБРИСТ «УДАР БИЧА»

Слайд 37

ЭКТОР ГИМАР (1867 – 1942) Экто́р (Гекто́р) Гима́р — французский архитектор

ЭКТОР ГИМАР (1867 – 1942)

Экто́р (Гекто́р) Гима́р  — французский архитектор и дизайнер, представитель стиля ар нуво;

создатель знаменитых входных павильонов парижского метро.
Слайд 38

ДОМ БЕРАНЖЕ

ДОМ БЕРАНЖЕ

Слайд 39

ОТЕЛЬ МЕЗЗАРА

ОТЕЛЬ МЕЗЗАРА

Слайд 40

ВЫХОДЫ ИЗ МЕТРОПОЛИТЕНА

ВЫХОДЫ ИЗ МЕТРОПОЛИТЕНА

Слайд 41

АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА (1860 – 1939) чешский живописец, декоратор, график, основатель

АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА (1860 – 1939)

чешский живописец, декоратор, график, основатель и

мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.
Слайд 42

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПЛАКАТЫ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПЛАКАТЫ

Слайд 43

КНИГА ДИЗАЙНОВ

КНИГА ДИЗАЙНОВ

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

РЕКЛАМНЫЕ ПЛАКАТЫ

РЕКЛАМНЫЕ ПЛАКАТЫ

Слайд 48

ДЕКОРАТИВНАЯ ГРАФИКА

ДЕКОРАТИВНАЯ ГРАФИКА

Слайд 49

Слайд 50

РЕНЕ ЛАЛИК (1860 – 1945) французский ювелир и стеклянных дел мастер,

РЕНЕ ЛАЛИК (1860 – 1945)

 французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся

представителей ар нуво. Приобрел популярность как автор ювелирных украшений и аксессуаров. Для своего времени Лалик выделялся использованием, помимо драгоценных металлов и камней, поделочных камней и природных материалов - опал, яшма, лунный камень, коралл, рог, кость. Создавал эксклюзивные украшения для актрисы Сары Бернар.[2]
Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).
Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

ЭМИЛЬ ГАЛЛЕ ( 1846 – 1904) Эмиль Галле (фр. Emil Gallé;

ЭМИЛЬ ГАЛЛЕ ( 1846 – 1904)

Эмиль Галле (фр. Emil Gallé; 8 мая 1846, Нанси — 23 сентября 1904), французский дизайнер,

представитель стиля модерн (фр. art nouveau), реформатор художественного стекла.
Начиная с дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 Эмиль Галле завоевал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.
Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

ВЕНСКИЙ СЕЦЕССИОН Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников

ВЕНСКИЙ СЕЦЕССИОН

Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво). Благодаря

ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.
Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Альфредом Роллером, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром[, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы.
В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом находится надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — своё искусство, искусству — своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвёртому по величине европейскому городу.
Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году.
С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (с лат. — «весна священная»).
Слайд 72

Слайд 73

ОТТО ВАГНЕР (1841 – 1918 ) О́тто Колома́н Ва́гнер (нем. Otto

ОТТО ВАГНЕР (1841 – 1918 )

О́тто Колома́н Ва́гнер (нем. Otto Koloman Wagner; 13 июля 1841, Пенцинг — 11

апреля 1918) — австрийский архитектор, мастер стиля модерн, лидер его австрийской ветви — сецессиона.  В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта, Чарлз Ренни Макинтош, Л. Н. Кекушев — поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком.
Слайд 74

МАЙОЛИКОВЫЙ ДОМ

МАЙОЛИКОВЫЙ ДОМ

Слайд 75

ХРАМ СВЯТОГО ЛЕОПОЛЬДА

ХРАМ СВЯТОГО ЛЕОПОЛЬДА

Слайд 76

ПАВИЛЬОНЫ МЕТРО

ПАВИЛЬОНЫ МЕТРО

Слайд 77

ГУСТАВ КЛИМТ (1862 – 1918) Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14

ГУСТАВ КЛИМТ (1862 – 1918)

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя — 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко

известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. 
Особенности творчества художника Густава Климта: первые заметные произведения мастера были скорее оформительскими. При этом любимой его темой на протяжении всего творческого пути оставалась обнаженная женская натура. Климту удавалось изобразить каждую женщину откровенно сексуальной и чувственной, но при этом избежать пошлости и вульгарности. В конце 90-х годов XIX века в его творчестве начинается так называемый«золотой» период. Произведения этого периода, написанные с использованием настоящего сусального золота, стали самыми знаменитыми и дорогими работами мастера. Известные картины художника Густава Климта: «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Юдифь и Олоферн», «Афина Паллада», «Даная», «Обнаженная истина», «Три возраста женщины».
Слайд 78

ПОРТРЕТ АДЕЛИ БЛОХ-БАУЭР

ПОРТРЕТ АДЕЛИ БЛОХ-БАУЭР

Слайд 79

АЛЛЕГОРИЯ МУЗЫКИ

АЛЛЕГОРИЯ МУЗЫКИ

Слайд 80

АФИНА ПАЛЛАДА

АФИНА ПАЛЛАДА

Слайд 81

ПОЦЕЛУЙ

ПОЦЕЛУЙ

Слайд 82

ЮДИФЬ

ЮДИФЬ

Слайд 83

ОЖИДАНИЕ. ДРЕВО ЖИЗНИ. СВЕРШЕНИЕ.

ОЖИДАНИЕ. ДРЕВО ЖИЗНИ. СВЕРШЕНИЕ.