Образование, наука и культура в XVIII веке

Содержание

Слайд 2

Петровская эпоха Курс на модернизацию страны строительство новой армии и флота

Петровская эпоха

Курс на модернизацию страны строительство новой армии и флота

требовали много образованных людей – чиновников, офицеров, инженеров, мастеров, купцов и т.д.
Требования времени диктовали новые условия образования.
Для дворянских детей образования стало ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
Слайд 3

14 января 1701 года учреждение школы «Математических и навигацких, то есть

14 января 1701 года учреждение школы «Математических и навигацких, то есть

мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». Первым учителем был англичанин Генри Фарварсон, в 1698 году вступивший в русскую службу. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22 456 рублей в год.
Слайд 4

Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение Санкт-Петербурге, правопреемник московской «Навигацкой

Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение Санкт-Петербурге, правопреемник московской «Навигацкой

школы», основан в 1715 году.

Военно-инженерная школа - основана в 1701 году по Указу Петра I в Москве.

Слайд 5

В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек,

В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек,

а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа

Открывались медицинские школы, школа горных инженеров, агрономов.

Слайд 6

Б.М. Кустодиев «Школа в Московской Руси» Немалую роль в развитии просвещения

Б.М. Кустодиев
«Школа в Московской Руси»

Немалую роль в развитии просвещения в сыграли

так называемые цифирные школы — общеобразовательные училища для солдатских детей.

Развитие образования требовало новых учебников, зданий для школ, учителей .

Слайд 7

Учебники «Арифметика» Леонтий Магницкий «Грамматика» Мелетий Смотрицкий

Учебники

«Арифметика» Леонтий Магницкий

«Грамматика» Мелетий Смотрицкий

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Подъем грамотности в России в конце XVIII века . XVIII век

Подъем грамотности в России в конце XVIII века

.

XVIII век -

век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
НО…

В Англии в конце XVIII века насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тысяч учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 году доходило до 8 тысяч. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

Слайд 11

Подъем грамотности в России в конце XVIII века Система образования делилась на школы нескольких типов

Подъем грамотности в России в конце XVIII века

Система образования делилась на

школы нескольких типов
Слайд 12

Первый тип солдатские школы- общеобразовательные училища для солдатских детей. Это наиболее

Первый тип солдатские школы- общеобразовательные училища для солдатских детей. Это наиболее

рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии.

Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Слайд 13

Второй тип— закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты

Второй тип— закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты

благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тысяч дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д.

Из них выходили хорошо образованные дворяне. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.

Слайд 14

Третий тип - духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в

Третий тип - духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в

них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Саратовская семинария

Слайд 15

Четвертый тип - специальные школы (горные, медицинские, штурманские, коммерческие и др.),

Четвертый тип - специальные школы (горные, медицинские, штурманские, коммерческие и др.),

а также основанная в 1757 году Академия художеств. Хотя в них училось всего около 1,5 тысяч человек, они играли важную роль в подготовке специалистов.

Академия художеств в Петербурге

Слайд 16

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,

имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества.

Особым образовательным учреждением, стал основанный в 1755 году Московский университет

Слайд 17

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. Неодинаков был

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. Неодинаков был

и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

В Москве и Петербурге появляются Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание.

Слайд 18

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной

системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования. В 1783 году основана Российская академия.
Слайд 19

Успехи русского просвещения не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны

Успехи русского просвещения не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны

от достижений культуры и образования, жили далекими от него интересами. Самодержавие боялось распространения знаний.

Вывод:

«Черни не должно давать образования, если она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь».

(Писала Екатерина II
фельдмаршалу П. С. Салтыкову)

Слайд 20

Петровская эпоха. Наука Сложились предпосылки для зарождения и развития собственно российской

Петровская эпоха. Наука

Сложились предпосылки для зарождения и развития собственно

российской науки.
Это объяснялось практическими потребностями государства – была связана с развитием мануфактурного производства, развитием торговли, развитием армии и флота, освоением территорий.
Слайд 21

1724 — Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора

1724 — Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора

Петра I , Указом правительствующего Сената.

Регламент Академии был утверждён в 1747. Первым президентом назначен Л. Л. Блюментрост. Первые академики АН (математик Я. Герман, астроном Ж. Н. Делиль, физиолог и математик Д. Бернулли и другие) приехали в Россию из Европы.

Л. Л. Блюментрост.

Слайд 22

Наука в России и ее становление в 18 веке были основаны

Наука в России и ее становление в 18 веке были основаны

на трудах М. В. Ломоносова. Именно Ломоносов занимался популяризацией науки в стране.

Н.И.Кисляков: «Юный Ломоносов на пути в Москву».

Слайд 23

«Он сам был первым нашим университетом». (А.С.Пушкин о Ломоносове) При жизни

«Он сам был первым нашим университетом».

(А.С.Пушкин о Ломоносове)

При жизни Ломоносова

его труды получили известность за границей. Он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь не только академии, но и всей науке».
Слайд 24

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой

науки.
Используя п.1 стр.81 выпишите фамилии и открытия известных европейских ученых, переехавших жить и работать в Российскую империю

Л. Эйлер

Слайд 25

Русская архитектура XVIII века

Русская архитектура
XVIII века

Слайд 26

В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII столетия были воплощены лучшие национальные

В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII столетия были воплощены лучшие национальные

традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.
Слайд 27

Петровская эпоха Петропавловская крепость – архитектор Д.Трезини Первая постройка на территории

Петровская эпоха

Петропавловская крепость – архитектор Д.Трезини
Первая постройка на
территории будущей столицы
-

Укрепление на пути к городу
Слайд 28

2. Строительство Санкт-Петербурга - регулярная планировка – город разбит на квадраты

2. Строительство Санкт-Петербурга
- регулярная планировка – город разбит на квадраты

прямыми проспектами и каналами;
- застройка города однотипными зданиями
Слайд 29

3. Архитектура Санкт-Петербурга Административные здания Дворцы знати Общественные здания Адмиралтейство (И. К. Коробов) Кунсткамера Дворец А.Д.Меншикова

3. Архитектура Санкт-Петербурга
Административные здания
Дворцы знати
Общественные здания

Адмиралтейство
(И. К. Коробов)

Кунсткамера

Дворец А.Д.Меншикова

Слайд 30

4. Ландшафтный дизайн: Сады и парки Санкт-Петербурга Петергоф

4. Ландшафтный дизайн:
Сады и парки Санкт-Петербурга
Петергоф

Слайд 31

Эпоха барокко Бартоломео Растрелли Перестройка Зимнего Дворца, Летний Дворец Елизаветы Петровны

Эпоха барокко

Бартоломео Растрелли
Перестройка Зимнего Дворца, Летний Дворец Елизаветы Петровны
- Большой Екатерининский


Дворец в Петергофе
Слайд 32

Барокко - стиль вычурный, причудливый. Это выражалась даже в постройках духовного

Барокко - стиль вычурный, причудливый. Это выражалась даже в постройках духовного

назначения.

Ансамбль Смольного монастыря (Бартоломео Растрелли)

Слайд 33

Екатеринская эпоха Активная застройка Санкт-Петербурга и Москвы; Строительство объектов различного назначения;

Екатеринская эпоха

Активная застройка Санкт-Петербурга и Москвы;
Строительство объектов различного назначения;
Строительство новых городов-крепостей;
Привлечение

русских и иностранных архитекторов;
Городские усадьбы и усадебно-парковые ансамбли русской знати;
Стили барокко и классицизм
Слайд 34

Московский университет Екатерининский собор (И.В. Старов) Усадьба Кусково под Москвой Петровский путевой дворец (М.Ф. Казаков)

Московский университет

Екатерининский собор (И.В. Старов)

Усадьба Кусково под Москвой

Петровский путевой дворец (М.Ф.

Казаков)
Слайд 35

Дом Пашкова(В.И.Баженов) Таврический дворец (И.Е. Старов)

Дом Пашкова(В.И.Баженов)

Таврический дворец (И.Е. Старов)

Слайд 36

Из русских архитекторов того времени известны В.И.Баженов и М.Ф.Казаков. Еще очень

Из русских архитекторов того времени известны В.И.Баженов и М.Ф.Казаков. Еще очень и

очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

В.И.Баженов

"Хлебные ворота" в Царицыне (Москва)

Слайд 37

М.Ф.Казаков Царицыно. Большой дворец

М.Ф.Казаков

Царицыно. Большой дворец

Слайд 38

Иностранные архитекторы – Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Чарлз Камерон. Китайский дворец

Иностранные архитекторы – Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Чарлз Камерон.

Китайский дворец

(А.Ринальди)

Академия наук (Дж.Кваренги)

Павловский дворец (Ч.Камерон)

Слайд 39

Живопись и скульптура XVIII века

Живопись и скульптура XVIII века

Слайд 40

В XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно,

В XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась

медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Слайд 41

XVIII в стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров:

XVIII в стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров:

от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Слайд 42

Петровская эпоха Скульптура - Строительство новой столицы, приобщение к европейской культуре

Петровская эпоха

Скульптура
- Строительство новой столицы, приобщение к европейской культуре требовало

выражения в скульптурных формах

Живопись
Гравюра
(дешевая, понятная,
использовалась как
обучающая);
Портретная живопись
(светская живопись)

Слайд 43

«Неизвестная в розовом платье» (Ф.С.Рокотов) Изображение дворца на гравюре XVIII века Самсон и лев (Б. Растрелли)

«Неизвестная в
розовом платье»
(Ф.С.Рокотов)

Изображение дворца на гравюре XVIII века

Самсон и

лев (Б. Растрелли)
Слайд 44

Душа Христа Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский В начале XVIII века

Душа Христа

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский
В начале XVIII века царь

Петр Великий вынуждал российских художников следовать западным канонам. В искусстве иконописи одержал верх "свободный" стиль с характерными чертами барокко.

Именно в XVIII веке иконы начали украшать металлическими покровами, получившими название окладов.

Слайд 45

Середина и вторая половина XVIII века Век Просвещения привел к развитию

Середина и вторая половина XVIII века

Век Просвещения привел к развитию

живописи.
Художественная культура отличается
разнообразием жанров;
стремлением к отображению правды жизни;
повышением художественного мастерства
Слайд 46

Наиболее крупные фигуры второй половины 18 века в живописи были Антон

Наиболее крупные фигуры второй половины 18 века в живописи были Антон

Павлович Лосенко (1737-1773), Федор Степанович Рокотов(1735-1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий(1735-1822), Владимир Лукич Боровиковский(1757-1825), Алексей Петрович Антропов(1716-1795) и др.

Но наибольших успехов в это время достигает портретный жанр.

Слайд 47

Прасковья Жемчугова (Н.И. Аргунов) Портрет М.И. Лопухиной (Боровиковский В.Л.) Камерный портрет Екатерина II (Художник Ф. Рокотов)

Прасковья Жемчугова (Н.И. Аргунов)

Портрет М.И. Лопухиной (Боровиковский В.Л.)

Камерный портрет

Екатерина II
(Художник Ф.

Рокотов)
Слайд 48

Историческая живопись Венчание Михаила Федоровича на царство (Григорий Г.И.) Владимир и Рогнеда (А. П. Лосенко)

Историческая живопись


Венчание Михаила Федоровича на царство (Григорий Г.И.)

Владимир и Рогнеда

(А. П. Лосенко)
Слайд 49

Пейзажная живопись В середине XVIII века пришел пейзажный стиль, в основе которого лежало подражание естественной природе.

Пейзажная живопись

В середине XVIII века пришел пейзажный стиль, в основе которого

лежало подражание естественной природе.
Слайд 50

Коллекционирование предметов живописи Частные коллекции И.И.Шувалова , Шереметева Императорская коллекция –

Коллекционирование предметов живописи

Частные коллекции И.И.Шувалова , Шереметева
Императорская коллекция – Эрмитаж (собрание

произведений искусств Екатерины II )
Слайд 51

Скульптура второй половины XVIII века Мода XVIII века обязательным украшением богатых

Скульптура второй половины XVIII века

Мода XVIII века обязательным украшением богатых

домов предполагала наличие предметов живописи и скульптуры.
Настольные бюсты, фонтаны, парковая скульптура – стали украшениями домов знати.
Слайд 52

Бюст А.М. Голицына ( Ф.И. Шубин) Бюст М.В.Ломоносова ( Ф.И. Шубин) Екатерина - -законодательница

Бюст А.М. Голицына ( Ф.И. Шубин)

Бюст М.В.Ломоносова
( Ф.И. Шубин)

Екатерина - -законодательница

Слайд 53

Медный Всадник (Этьен Фальконе) Монументальные скульптурные произведения должны были прославить правителей и могущество империи.

Медный Всадник (Этьен Фальконе)

Монументальные скульптурные произведения
должны были прославить правителей и
могущество империи.

Слайд 54

Вывод: Живопись XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Русская школа

Вывод:

Живопись XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Русская школа

овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета.
В архитектуре же стиль барокко сменил классицизм, который вошел в основу искусства второй половины 18 века. В этом жанре работало множество выдающихся деятелей, прославивших Россию на весь мир. Безусловно в это время было поднятие искусства и за короткий период наша страна встала на один уровень с великими державами Европы.
Слайд 55

Музыка и театр в XVIII веке

Музыка и театр
в XVIII веке

Слайд 56

Музыка в начале века Музыка народная- бытовая - народные песни (застольные,

Музыка в начале века

Музыка народная- бытовая
- народные песни (застольные,

плакальные, детские и т.д.);
- танцевальные ;
- канты – многоголосное бытовое пение в праздники.
Слайд 57

Слайд 58

Музыка петровской эпохи Д.С. Бортнянский Е.И. Фомин Начало развития светской музыки

Музыка петровской эпохи

Д.С. Бортнянский

Е.И. Фомин
Начало развития светской музыки нового типа.
Но

творчество этого времени ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.
Слайд 59

Музыка второй половины XVIII века Основным жанром середины века была опера.

Музыка второй половины XVIII века
Основным жанром середины века была опера.


Именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.
Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.
Слайд 60

Театр

Театр


Слайд 61

При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было

При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было

три:

итальянская оперная;
балетная ;
русская драматическая.

В качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа.

В 1762 году была образована французская драматическая труппа.

В 1783 году впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.

Слайд 62

Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно

Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно

часто любительские спектакли в Эрмитажном театре.

В Москве после первого московского театра при Московском университете постоянно действующая антреприза началась в Москве с открытием в 1766 так называемого Российского театра.

Слайд 63

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II количество дворовых

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II количество дворовых

крепостных театров значительно увеличивалось в помещичьих усадьбах.
Слайд 64

Наиболее популярны - крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя

Наиболее популярны - крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино,

князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров.

Крепостная актриса
Шлыкова-Гранатова

Крепостная актриса
Прасковья Жемчугова

Слайд 65

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при

160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных.

Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.

Слайд 66

Во главе художественной части образованного русского театра был поставлен Дмитревский, который

Во главе художественной части образованного русского театра был поставлен Дмитревский, который

усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных русских актёров.

«В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская…».

(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Слайд 67

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в

её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением.
Музыка приобретает четкое деление на камерную (дворянскую) и народную (бытовую).

Вывод: