Общественный строй и церковная организация на Руси

Содержание

Слайд 2

1. Формирование древнерусской народности В конце X в. Было закончено объединение

1. Формирование древнерусской народности

В конце X в. Было закончено объединение

всех восточных славян в общее гос-во – Русь.
Что поспособствовало формированию единой древнерусской народности?
Подчинение власти киевского князя (каждое племя платило ему дань (полюдье))
Военные походы (собирали ополчения со всех восточнославянских земель)
Общие дела\занятия (торговля, строили лодки для князя и купцов,)
Единый древнерусский язык
Принятие христианства (988г. – Владимир Красное Солнышко)
Слайд 3

Единая древнерусская народность Духовный фактор Военный фактор Военный фактор (оборона) Общие

Единая древнерусская народность

Духовный фактор

Военный фактор

Военный фактор
(оборона)
Общие цели походов воспитывали чувство

родства, единства Родины

Экономический фактор

Экономический фактор (общие дела, торговля)
Формировался единый древнерусский язык

Духовный фактор (христианство)
Единая вера, единые нормы поведения, праздники, традиции

Слайд 4

2. Основные слои населения Древней Руси Все люди в Древнерусском государстве

2. Основные слои населения Древней Руси

Все люди в Древнерусском государстве сплотились

в единый народ, который состоял из различных слоёв, которые мы называем сословиями.
Сословия – большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права, обязанности).
Слайд 5

Основные слои населения Древней Руси Князь Дружина Духовенство Свободные землевладельцы Ремесленники

Основные слои населения Древней Руси

Князь
Дружина
Духовенство
Свободные землевладельцы
Ремесленники

Князья(потомки Рюрика) – правящая верхушка.

Князья в своем управлении опирались на дружину.
Дружина делилась на старшую и младшую. Старшей дружиной считались бояре, выполнявшие важные княжеские поручения. Бояре – это высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Духовенство – служители культа в религиях, исповедующих веру в единого бога. *Сформировались после принятия христианства.
Основная масса населения, объединялись в общины.
6. Жили в городах

Свободное население

Слайд 6

С возникновений личных владений стало появляться и зависимое население. ХолОпы (челядь)

С возникновений личных владений стало появляться и зависимое население.

ХолОпы (челядь) –

САМЫЕ бесправные рабы. Работали на земле князей или вотчинников. *не только пленные, человек мог добровольно продать себя в холопы.
СмЕрды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князей.
ЗАкупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду(купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. *закуп продолжал вести своё хозяйство, вернул долг – становился свободным.
РядОвичи – люди, заключившие договор (ряд), согласились жить и работать у господина на опред. условиях.
Слайд 7

Слайд 8

3.Земельные отношения 1) Земля находилась в совместном пользовании общины. Как это

3.Земельные отношения

1) Земля находилась в совместном пользовании общины. Как это

осуществлялось?
Между семьями делили участки, пригодные для пашни. Леса и луга – в общинном пользовании.
!За использованием земли общинники платили дань государству.
*Т.о. гос-во постепенно утверждало своё право собст-ти на землю

2)Князья жаловали земельные владения дружинникам и церкви.
Появляются первые вотчины(отчины)- крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на правах наследования (от отца к детям). !Верховный собственник – князь. Он мог пожаловать вотчину или отобрать и передать другому.

Основным занятием населения было сельское хозяйство.

Слайд 9

3.Земельные отношения 3)Личные земельные владения Князья объявляли своей собственностью свободные земли,

3.Земельные отношения

3)Личные земельные владения
Князья объявляли своей собственностью свободные земли, сажали своих

пленных и превращали их в работников. (Хоромы, хоз. постройки, сады, огороды, конюшни и т.п)

А. Васнецов. Двор князя

Слайд 10

4. Церковная организация. Храмы и богослужение Глава Русской православной церкви –

4. Церковная организация. Храмы и богослужение

Глава Русской православной церкви – митрополит.

Подчинялся константинопольскому. Им они и назначались, в основном М. были греки.
*Первым русский митрополит – Илларион (современник Ярослава Мудрого). Резиденция(место постоянного пребывания должностного лица) М. – Киев.

Епископы – главы крупных церковных областей.

Местное духовенство (черное и белое). Черное – монахи, которые жили в монастырях. Белое – священники и дьяконы, служившие в церквях и соборах.

Слайд 11

4. Церковная организация. Храмы и богослужение Собор – центральный городской храм.

4. Церковная организация. Храмы и богослужение

Собор – центральный городской храм.
Кто

их строил? Строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы, т.е. общины людей, которые ходили на службы в свой храм.
*обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах. Такие церкви назывались домОвыми.
Кто содержал церковь?
Десятина – десятая часть доходов князя (Владимир Красное Солнышко ввел) – построил Десятинную церковь в Киеве.
Т.о. гос-во обеспечивало митрополита и епископов, а остальное духовенство содержали прихожане, основатели и верующие своими пожертвованиями.
Слайд 12

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в

1045—1050 годах. Построен при Ярославе Мудром
Слайд 13

Византийское влияние Огромное значение для церкви оказала византийская церковь (священные тексты

Византийское влияние

Огромное значение для церкви оказала византийская церковь (священные тексты на

греческом языке, богослужение, иконы)
!Однако общение в церкви с самого начала проходило на славянском языке + перевод христианских книг на родной язык.
Слайд 14

5. Монастыри (черное духовенство) Монастырь – это община монахов, живших по

5. Монастыри (черное духовенство)

Монастырь – это община монахов, живших по единым

церковным правилам.
Монахи – люди, отрешившиеся от обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя служению Богу. Монахи жили в общине.
Игумен – руководитель монастыря.
Слайд 15

Киево-Печерский монастырь Основатель: монах Антоний Он поселился в пещере (печере) на

Киево-Печерский монастырь

Основатель: монах Антоний
Он поселился в пещере (печере) на берегу Днепра.

Он хотел уединения, но со временем он стал известным и к Антонию стали приходить люди и также жить в пещерах. Это и дало название монастырю.
*позднее пещеры стали использоваться в качестве гробниц.
Феодосий – последователь Антония. Он был игуменом монастыря и превратил его в духовный центр всей Руси.
Слайд 16

Киево-Печерский монастырь (1051)

Киево-Печерский монастырь (1051)

Слайд 17

К началу XIII века монастыри существовали практически во всех землях и

К началу XIII века монастыри существовали практически во всех землях и

крупных городах в Руси (Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новогороде, Елецкий монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский во Владимире-на-Клязьме и др)
!Пользовались покровительством князей
*Монастыри были центрами культуры и письменности, там можно было получить образование
Слайд 18

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые Борис и Глеб –

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Борис и Глеб – первые

святые на Руси (убитые Святополком Окаянном).

Монахи Антоний и Феодосий Печерские и др.