Культура Европейского Средневековья (V – XIV вв.)

Содержание

Слайд 2

КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

КУЛЬТУРА
АНТИЧНОСТИ

КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

КУЛЬТУРА
НОВОГО
ВРЕМЕНИ

Слайд 3

I. Подходы к наследию средних веков Первая трактовка – негативная. Появилась

I. Подходы к наследию средних веков

Первая трактовка – негативная.
Появилась в

эпоху Возрождения, у гуманистов. Продолжили её творцы и идеологи эпохи Просвещения (XVIII в.).
Гегель: средневековье - «эпоха бесконечной лжи, перерыв в поступательном развитии человечества».
Слайд 4

Подходы к наследию средних веков Вторая точка зрения – романтическая (XIX в.).

Подходы к наследию средних веков
Вторая точка зрения – романтическая (XIX в.).


Слайд 5

Подходы к наследию средних веков Третья точка зрения – церковный взгляд

Подходы к наследию средних веков
Третья точка зрения – церковный взгляд

Слайд 6

Подходы к наследию средних веков Пик интереса к средневековой картине мира

Подходы к наследию средних веков
Пик интереса к средневековой картине мира приходится

на ХХ столетие.
Н. Бердяев «Новое Средневековье» (1924)
«Школа Анналов» на Западе, «история ментальностей», изучение средних веков через призму исследования культуры повседневности
Русские историки культуры: М. Бахтин,
А. Гуревич
Слайд 7

II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ I период - раннее Средневековье (V - X

II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I период - раннее Средневековье (V - X вв.)
христианство

стало государственной религией (в начале IV в.)
формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований
становление культуры происходило в процессе сложного взаимодействия позднеантичной, христианской и варварской традиций
«Каролингское возрождение»
Слайд 8

Слайд 9


Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Коронация Карла Великого императорской короной папой Львом III

Коронация Карла Великого императорской короной папой Львом III

Слайд 14

Коронация Карла Великого в 774 году на королевство лангобардов

Коронация Карла Великого в
774 году на королевство
лангобардов

Слайд 15

Карл Великий принимает ученого Алкуина

Карл Великий принимает ученого Алкуина

Слайд 16

Карл Великий оплакивает Роланда

Карл Великий оплакивает Роланда

Слайд 17

К концу периода раннего средневековая образовываются четыре субкультуры: 1. Рыцарство

К концу периода раннего средневековая образовываются четыре субкультуры:
1. Рыцарство

Слайд 18

2. Бюргерство (городская субкультура) 3. Крестьянство (низовая субкультура)

2. Бюргерство
(городская субкультура)
3. Крестьянство
(низовая субкультура)

Слайд 19

4. Культура клириков и монахов

4. Культура клириков и монахов

Слайд 20

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ II период - Высокое Средневековье (ХI - ХIII вв.)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

II период - Высокое Средневековье
(ХI - ХIII вв.)
Характерные

продукты культуры зрелого средневековья:
город
университет
монашеский орден
романский и готический стиль
рыцарское сословие с его культурой
Слайд 21

Слайд 22

ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ (1033) в Хильдесхайме (Германия)

ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ (1033) в Хильдесхайме (Германия)

Слайд 23

Монастырь в Провансе

Монастырь в Провансе

Слайд 24

ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ

ЦЕРКОВЬ САНКТ-МИХАЭЛЬ

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Романские колонные в костёле св. Троицы в Стшельне

Романские колонные в костёле св. Троицы в Стшельне

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Katedra w Lund - kolumna w krypcie zdobiona plaskorzezbami

Katedra w Lund - kolumna w krypcie zdobiona plaskorzezbami

Слайд 31

РОЧЕСТЕРСКИЙ ЗАМОК (графство Кент, 1088)

РОЧЕСТЕРСКИЙ ЗАМОК (графство Кент, 1088)

Слайд 32

Chartres Cathedral, by unknown, at Chartres, France, 1194 - 1260

Chartres Cathedral, by unknown, at Chartres, France, 1194 - 1260

Слайд 33

романо-готический стиль Orvieto Cathedral, by Arnolfo di Cambio, at Orvieto, Italy, 1290 to 1500

романо-готический стиль Orvieto Cathedral, by Arnolfo di Cambio, at Orvieto, Italy,

1290 to 1500
Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА в Труа. 1208 - 1638

СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА в Труа. 1208 - 1638

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Собор Парижской Богоматери. Горгулья

Собор Парижской Богоматери. Горгулья

Слайд 43

Хранитель собора Нотр-Дам

Хранитель собора Нотр-Дам

Слайд 44

Собор в Реймсе (портал)

Собор в Реймсе (портал)

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Westminster Hall, at London, 1399

Westminster Hall, at London, 1399

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

РЫЦАРСКИЙ КОДЕКС верность данному слову великодушие помощь Церкви и защита ее добра

РЫЦАРСКИЙ КОДЕКС

верность данному слову
великодушие
помощь Церкви и защита ее добра

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Рыцарь на гиппогрифе

Рыцарь на
гиппогрифе

Слайд 58

Посвящение в рыцари Франциска I

Посвящение в
рыцари
Франциска I

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Возвращение рыцаря

Возвращение
рыцаря

Слайд 63

рыцарский турнир

рыцарский
турнир

Слайд 64

Роланд атакует Марсилия

Роланд
атакует Марсилия

Слайд 65

«Два войска сошлись» Миниатюра из рукописной хроники XIII века

«Два войска сошлись»
Миниатюра из
рукописной
хроники XIII века

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

«Крестоносцы»

«Крестоносцы»

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Слайд 73

Capture of Jerusalem during the First Crusade, 1099, from a medieval manuscript

Capture of Jerusalem during the First Crusade, 1099, from a medieval

manuscript
Слайд 74

Судебный поединок

Судебный поединок

Слайд 75

Король Артур

Король Артур

Слайд 76

МИНИАТЮРА XIII в. с изображением Ричарда Львиное Сердце

МИНИАТЮРА XIII в. с изображением Ричарда Львиное Сердце

Слайд 77

Жан и Поль Лимбурги «Январь»

Жан и Поль Лимбурги
«Январь»

Слайд 78

трубадуры

трубадуры

Слайд 79

трубадуры

трубадуры

Слайд 80

труверы

труверы

Слайд 81

хуглары

хуглары

Слайд 82

гонимые жонглёры

гонимые жонглёры

Слайд 83

Слайд 84

ИЛЛЮСТРАЦИЯ из рукописной «Тесеиды» Боккаччо

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
из рукописной
«Тесеиды»
Боккаччо

Слайд 85

Шпалера «Дама с единорогом»

Шпалера «Дама с единорогом»

Слайд 86

НОВАТОРСТВО ТРУБАДУРОВ Впервые в европейской словесности они решились отождествить благо не

НОВАТОРСТВО ТРУБАДУРОВ

Впервые в европейской словесности они решились отождествить благо не

с Богом и не с Девой Марией, а с идеализированной женственностью, персонифицированной в образе Прекрасной Дамы.
Слайд 87

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ III период – позднее средневековье («золотая Осень») (XIV в.)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
III период – позднее средневековье («золотая Осень») (XIV в.)
Кризис культуры

отразился прежде всего в изменении характера религиозности людей той эпохи.
Слайд 88

Слайд 89

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

Слайд 93

Слайд 94

Слайд 95

Слайд 96

Слайд 97

Слайд 98

Слайд 99

«двоемирие» позднего средневековья жестокость ведовство праздники церковные народные (праздники карнавального типа)

«двоемирие» позднего средневековья

жестокость
ведовство

праздники

церковные

народные
(праздники
карнавального
типа)

Слайд 100

III. Основные принципы культуры средних веков 1. доминирование христианской религии

III. Основные принципы культуры средних веков

1. доминирование христианской религии

Слайд 101

Главным догматом христианства является вера в единого Бога (Он есть Бог-Отец,

Главным догматом христианства является вера в единого Бога (Он есть Бог-Отец,

Бог-любовь, а люди – дети Божии)
2. Боговоплощение. Бог-Отец в своей бесконечной любви к людям принял человеческое тело, страдал и умер как человек, будучи невиновным. Этой жертвой он искупил грехи людей и спас их для жизни вечной. Воплотившийся Бог есть Спаситель (Христос). И поэтому прийти к Богу-Отцу можно только через веру во Христа
3. Вера в царство Божие (Небесное). Царство Небесное – это божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви
Слайд 102

Христианство считает земное, видимое, природное существование несовершенным и подлежащим преодолению. Но

Христианство считает земное, видимое, природное существование несовершенным и подлежащим преодолению.

Но это не значит, что оно отвергает всякие земные ценности. Наоборот, высшей земной ценностью оно утверждает душу человека. Она выше всяких земных благ и важнее мира в целом
Слайд 103

В Новый Завет входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса или учениками

В Новый Завет входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса или учениками

его учеников (Матфеем и Иоанном, Марком и Лукой).
Слайд 104

Я. Йорданс «Четыре евангелиста»

Я. Йорданс «Четыре евангелиста»

Слайд 105

Идеал христианства – ощущение внутренней связи всех со всеми. Бог есть

Идеал христианства – ощущение внутренней связи всех со всеми.

Бог есть

любовь

Евангелие верит в возможность преодоления зла любовью

Слайд 106

П. Уччелло «Творение Евы» (фреска)

П. Уччелло «Творение Евы» (фреска)

Слайд 107

Слайд 108

Хуго ван дер Гус «Грехопадение»

Хуго ван дер Гус «Грехопадение»

Слайд 109

Пинтуриккьо «Благовещение»

Пинтуриккьо «Благовещение»

Слайд 110

ВИФЛЕЕМ. Звездой с 14 лучами отмечено место, где, по христ. преданию, родился Иисус Христос

ВИФЛЕЕМ. Звездой с 14 лучами отмечено место, где, по христ. преданию,

родился Иисус Христос
Слайд 111

Корреджо «Рождество Христово» 1530

Корреджо «Рождество Христово» 1530

Слайд 112

Слайд 113

Джорджоне «Поклонение пастухов»

Джорджоне «Поклонение пастухов»

Слайд 114

Х. Гольбейн «Мадонна с ребёнком» 1500

Х. Гольбейн «Мадонна с ребёнком» 1500

Слайд 115

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491

Слайд 116

France, Paris, 1260, Virgin and Child of Sainte-Chapelle

France, Paris, 1260, Virgin and Child of Sainte-Chapelle

Слайд 117

France, Lorraine, Seated Virgin and Child, 14th century

France, Lorraine, Seated Virgin and Child, 14th century

Слайд 118

Слайд 119

Слайд 120

Поленов «Христос и грешница»

Поленов «Христос и грешница»

Слайд 121

Рембрандт «Христос и грешница» 1644

Рембрандт «Христос и грешница» 1644

Слайд 122

Слайд 123

Слайд 124

Слайд 125

Слайд 126

Я. Йорданс «Четыре евангелиста»

Я. Йорданс «Четыре евангелиста»

Слайд 127

«Поцелуй Иуды» Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, 1160

«Поцелуй Иуды» Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, 1160

Слайд 128

Слайд 129

И. Босх «Арест Христа в Гефсиманском саду»

И. Босх «Арест Христа в Гефсиманском саду»

Слайд 130

Караваджо «Арест Христа» 1602

Караваджо «Арест Христа» 1602

Слайд 131

Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»

Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»

Слайд 132

И. Босх «Ecce Homo (Христос перед толпой)» 1490

И. Босх «Ecce Homo (Христос перед толпой)» 1490

Слайд 133

Повели на казнь

Повели на казнь

Слайд 134

Н. Ге «Голгофа» 1893

Н. Ге «Голгофа» 1893

Слайд 135

Вошли на Голгофу

Вошли на Голгофу

Слайд 136

«Страсти Христовы»

«Страсти Христовы»

Слайд 137

Слайд 138

Грюневальд «Распятие» 1510

Грюневальд «Распятие» 1510

Слайд 139

Р. Вейден «Распятие»

Р. Вейден «Распятие»

Слайд 140

П. Пикассо «Распятие» 1930

П. Пикассо «Распятие» 1930

Слайд 141

Слайд 142

Караваджо «Снятие с креста» 1603

Караваджо «Снятие с креста» 1603

Слайд 143

Слайд 144

Roy De Maistre (English) «Pieta» 1950

Roy De Maistre (English) «Pieta» 1950

Слайд 145

Luis Jimenez (American) «Southwestern Pieta» 1983

Luis Jimenez (American) «Southwestern Pieta» 1983

Слайд 146

Слайд 147

Слайд 148

Ван Эйк «Портрет Христа»

Ван Эйк «Портрет Христа»

Слайд 149

Слайд 150

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Слайд 151

Слайд 152

Слайд 153

2. традиционализм

2. традиционализм

Слайд 154

Чувство неуверенности подпитывалось Страхом смерти и Суда «в конце времён». Апокалипсис.

Чувство неуверенности подпитывалось Страхом смерти и Суда «в конце времён». Апокалипсис.

Слайд 155

Миниатюра из Апокалипсиса (Англия, 1230 г.)

Миниатюра из Апокалипсиса (Англия, 1230 г.)

Слайд 156

Слайд 157

3. СИМВОЛИЗМ Символическим были пронизаны природа и искусство, особенно архитектура. Все

3.

СИМВОЛИЗМ

Символическим были
пронизаны
природа и искусство,
особенно архитектура.

Все вещи

считаются
видимыми символами
невидимых сущностей.
У каждой вещи имеется
небесный прототип.
Разгадать сущность вещи
– значит получить
над ней власть.
Слайд 158

богиня судьбы Фортуна

богиня судьбы Фортуна

Слайд 159

Символы средневекового сознания рождаются в осмыслении Священного Писания. Осмысление духовных истин

Символы средневекового сознания рождаются в осмыслении Священного Писания.
Осмысление духовных истин

Священного Писания было направлено прежде всего на познание природы вещей и осознание их с духовной точки зрения.
Но это осмысление было у апологетов. В народе же размышления над природой вещей породило «новую» мифологию.
Слайд 160

шпалера «Дама с единорогом»

шпалера «Дама с единорогом»

Слайд 161

дьяволёнок

дьяволёнок

Слайд 162

4. ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧНОСТИ Все элементы средневековой культуры пронизаны этой идеей. Иерархия

4.

ПРИНЦИП
ИЕРАРХИЧНОСТИ

Все элементы средневековой
культуры пронизаны этой идеей.
Иерархия в

мышлении,
в понимании пространства
и времени, в появлении
различных корпоративных
объединений (монашеских и
рыцарских орденов,
цехов, гильдий).
Слайд 163

БОГ СВЯТЫЕ (АПОСТОЛЫ) АРХАНГЕЛЫ, АНГЕЛЫ СВЯЩЕННОМУЧЕННИКИ ЧЕЛОВЕК з е м л я САТАНА

БОГ

СВЯТЫЕ (АПОСТОЛЫ)

АРХАНГЕЛЫ, АНГЕЛЫ

СВЯЩЕННОМУЧЕННИКИ

ЧЕЛОВЕК

з е м л я

САТАНА

Слайд 164

ТЕСТЫ Как называется вторая, христианская часть Библии? а) Псалтирь б) Евангелие

ТЕСТЫ

Как называется вторая, христианская часть Библии?
а) Псалтирь
б) Евангелие
в) Новый Завет
г) Часослов


д) Ветхий Завет

Средневековое мировоззрение по своей сущности:
а). теоцентрично
б). антропоцентрично
в). космологично
г). мистично
д) научно

Слайд 165

Укажите одну, наиболее существенную черту духовной культуры Средневековья: атеизм основных представителей

Укажите одну, наиболее существенную черту духовной культуры Средневековья:
атеизм основных представителей культуры
во

главе духовной культуры стоит верхушка духовенства
христианство является мировоззренческой основой культуры
критика религиозных догматов, записанных в Библии
Слайд 166

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо

они утешатся» проповедовал:
а). Понтий Пилат
б). Иисус Христос
в). Будда
г) апостол Павел
д) Мухаммед
Слайд 167

Иудейские и раннехристианские произведения, по разным причинам отвергнутые господствующей церковью, называются:

Иудейские и раннехристианские произведения, по разным причинам отвергнутые господствующей церковью, называются:
глоссарии
догматы
апокрифы
азбуковники

Вероучение,

отклоняющееся от догматов господствующей религии называется:
реформа
абсентеизм
реформация
протестантизм
ересь
Слайд 168

В православии конец, уничтожение мира, гибель всего живого, сущего называется: Армагеддон

В православии конец, уничтожение мира, гибель всего живого, сущего называется:
Армагеддон
Светопреставление
Апокалипсис
Содом и

Гоморра
Варфоломеевская ночь
Слайд 169

Мировоззрение в средневековье, согласно которому промысел Бога распространяется на весь окружающий

Мировоззрение в средневековье, согласно которому промысел Бога распространяется на весь окружающий

мир и придаёт природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер:
а). креационизм
б). эсхатологизм
в). провиденциализм
Слайд 170

Бог, согласно христианскому вероучению, пожертвовал своим сыном во имя: а). влияния

Бог, согласно христианскому вероучению, пожертвовал своим сыном во имя:
а). влияния на

людей
б). новых ценностей и убеждений
в). наибольшего счастья для людей
г). победы над злом
д). любви к людям и искупления их грехов
Слайд 171

Как называют человека отступившего от христианского вероучения и общепринятых церковных правил

Как называют человека отступившего от христианского вероучения и общепринятых церковных правил

и порядков:
антихрист
супостат
изменник
еретик

Высшая кара в христианстве:
наложение эпитимьи
чтение молитвы
пение эпиталамы
предание анафеме

Слайд 172

Как согласно религиозным верованиям евреев называется ниспосланный Богом спаситель, который должен

Как согласно религиозным верованиям евреев называется ниспосланный Богом спаситель, который должен

установить на земле царство «разумный справедливости»:
Бог
ангел
мессия
архангел
апостол
Слайд 173

Основные положения христианской морали выражены: в Евангелии в Откровениях Иоанна Богослова

Основные положения христианской морали выражены:
в Евангелии
в Откровениях Иоанна Богослова
в Библии
в Нагорной

проповеди Христа

Учение о пришествии в мир посланника Бога:
мистицизм
синкретизм
мессианизм
спиритизм
эсхатологизм

Слайд 174

Идея мессианства – это идея о: а) сотворении мира Богом б)

Идея мессианства – это идея о:
а) сотворении мира Богом
б) божественном спасителе
в)

существовании Бога вне сотворённого мира
г) сыне божьем
д) человеческой греховности
Слайд 175

Как, по религиозным представлениям, называется осуществление высшей божественной справедливости, награда или

Как, по религиозным представлениям, называется осуществление высшей божественной справедливости, награда или

кара человеку в зависимости от исполнения или неисполнения им христианских заповедей?
а) воздаяние
б) евхаристия
в) таинство
Слайд 176

Какой образ жизни проповедовали в монастырях? а) отшельнический б) аскетический в)

Какой образ жизни проповедовали в монастырях?
а) отшельнический
б) аскетический
в) гедонистический
г) духовный
д) мирской

Что

выступает фундаментальной основой средневековой культуры:
мифология
философия
схоластика
христианство
искусство
Слайд 177

Согласно христианскому учению целью жизни человека является: а). разумный эгоизм б).

Согласно христианскому учению целью жизни человека является:
а). разумный эгоизм
б). познание мира
в).

спасение
г). стремление к успеху
д). самопознание

Принцип христианского учения, провозглашённый основным во взаимоотношениях между людьми:
смирения
любви
совершенствования
успеха
равенства

Слайд 178

Останки умерших людей, подвергшихся естественной мумификации и считающиеся христианской церковью святыми

Останки умерших людей, подвергшихся естественной мумификации и считающиеся христианской церковью святыми

и чудотворными:
а). скелет
б). прах
в). мощи
г). мумия
Слайд 179

Символ религиозной нетерпимости: а) день Св. Йоргена; б) Варфоломеевская ночь в)

Символ религиозной нетерпимости:
а) день Св. Йоргена;
б) Варфоломеевская ночь
в) заутреня

в Рапалло
г) день Св. Патрика
д) Сицилийская вечерня
Слайд 180

В религиозной культуре акт причисления того или иного лица к лику

В религиозной культуре акт причисления того или иного лица к лику

святых называется:
догматизация
канонизация
иконизация
обожествление

Каким термином обозначается отрицание существования Бога, а также нередко враждебное отношение к вере, религии:
неверие
антиклерикализм
безбожие
атеизм