Общество художников имени А. И. Куинджи (1909—1930)

Содержание

Слайд 2

Воз­ник­ло в Санкт-Пе­тер­бур­ге в конце 1908 года по ини­циа­ти­ве К.Я. Кры­жиц­ко­го

Воз­ник­ло в Санкт-Пе­тер­бур­ге в конце 1908 года по ини­циа­ти­ве К.Я. Кры­жиц­ко­го

и А.И. Ку­инд­жи (почетный пред­се­да­тель); от­кры­тие со­стоя­лось в 1909 году. Всё на средства А. И. Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму
Общество привлекло благосклонное внимание Николая II и император взял его под своё покровительств
Незадолго до своей смерти А. Куинджи завещал Обществу весь свой капитал
В 1930 году Общество объединилось с «Общиной художников», «Обществом живописцев» и «Обществом художников-индивидуалистов» в Общество «Цех художников»

Портрет А. И. Куинджи работы В. М. Васнецова, 1869

Слайд 3

Участники В 1910-е гг. Общество насчитывало около ста членов, многие из

Участники В 1910-е гг. Общество насчитывало около ста членов, многие из которых

одновременно были участниками других объединений

М. И. Авилов,
К. Ф. Богаевский,
И. И. Бродский,
Иван Грабовский,
В. И. Зарубин,
В. Е. Маковский,
Н. К. Рерих,
А. А. Рылов,
В. Е. Савинский,
А. Д. Кайгородов,
Я. А. Чахров,
Е. М. Чепцов,
И. Ф. Колесников,
Н. П. Богданов-Бельский,
В. К. Бялыницкий-Бируля ,
Э. О. Визель,
А. В. Щусев,
В.А. Кузнецов и другие

К. Я. Крыжицкий (председатель),

Слайд 4

Художественные принципы Общество ставило своей задачей сохранение и развитие реалистических традиций

Художественные принципы

Общество ставило своей задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского

искусства, как это понимали ученики и последователи Куинджи, в большинстве своём художники-пейзажисты
Общество организовывало выставки, а также приобретало работы близких по духу художников (всего было приобретено около 300 картин)
Бла­го­тво­рительная дея­тель­но­сть (по­со­бия ху­дож­ни­кам, при­об­ре­те­ние на вы­став­ках про­из­ве­де­ний искусства для пе­ре­да­чи их в про­винциальные му­зеи, ло­те­реи и тому подобное)
Также уст­раи­ва­ло ре­гу­ляр­ные литературно-ху­дожественные «пят­ни­цы», где про­во­ди­лись со­вме­ст­ные ри­со­валь­ные ве­че­ра, кон­цер­ты, в ко­то­рых при­ни­ма­ли уча­стие А.Я. Ва­га­но­ва, Т.П. Кар­са­ви­на, Е.П. Кор­ча­ги­на-Алек­сан­д­ров­ская, А.С. Лу­рье, И.И. Моз­жу­хин, Н.А. Тэф­фи, Ф.И. Ша­ля­пин и др.

В Уставе, принятом 1 октября 1909 г. определены задачи Общества: "оказывать как материальную, так и иную поддержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам".

Слайд 5

Обществом был учрежден «Второй конкурс им. А. И. Куинджи» с тремя

Обществом был учрежден «Второй конкурс им. А. И. Куинджи» с тремя

премиями:
а) им. императора Николая Александровича (3 000 рублей и золотая медаль им. А. И. Куинджи);
б) им. императрицы Александры Фёдоровны (2 000 рублей);
в) им. великого князя Владимира Александровича (1 000 рублей).
Конкурс проводился ежегодно в конце весеннего выставочного сезона. Произведения отбирались специальной комиссией, которая выносила их на суд общего собрания Общества.
Среди лауреатов — И. Е. Репин (1-я премия за картину «Пушкин на экзамене в лицее», 1912; от премии отказался как принципиальный противник всяких премий), А. Е. Архипов (3-я премия за картину «Гости», 1915). В течение ряда лет премии никому не присуждались.
Слайд 6

И.Е. Репин. «Пушкин на экзамене в лицее», 1912

И.Е. Репин. «Пушкин на экзамене в лицее», 1912

Слайд 7

А. Е. Архипов. «Гости», 1915

А. Е. Архипов. «Гости», 1915

Слайд 8

Одной из первых акций общества стало увековечивание памяти А. И. Куинджи

Одной из первых акций общества стало увековечивание памяти А. И. Куинджи

после его смерти: разбор архива художника, подготовка монографии о нем с подробным списком работ, мемориальные выставки (1913 и 1914), сооружение надгробного памятника (1914) на Смоленском кладбище (автор проекта А. В. Щусев).

А. В. Щусев. Памятник А.И. Куинджи на Смоленском кладбище. (1914)

Слайд 9

После Октябрьской революции по инициативе Общества был создан Союз деятелей пластический

После Октябрьской революции по инициативе Общества был создан Союз деятелей пластический

искусств, который должен был на демократической платформе объединить все существовавшие в то время группы художников.
В 1917-18 гг. члены Общества участвовали в реорганизации АХ и создании Пролеткульта. В ноябре 1917 и в мае 1918 г. члены общества организовали большие выставки.
В 1922 г. был утвержден новый Устав, в котором главной задачей провозглашено “содействовать единению художников для развития художественно-культурно-просветительской деятельности, путем устройства выставок, художественных мастерских, концертов, и тем способствовать популяризации искусства среди широких масс народа”. Председателем правления был избран А. А. Рылов; почетными членами стали А. К. Глазунов, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, В. Е. Савинский.

А.А. Рылов. Автопортрет с белкой. 1931 год. Бумага, тушь, итальянский карандаш. ТГТ

Слайд 10

В период с 1926 по 1930 г. Общество проводило большие ежегодные

В период с 1926 по 1930 г. Общество проводило большие ежегодные

выставки, а также устраивало выставки для рабочих -- в клубах и домах культуры. Однако с конца 1920-х гг. деятельность Общества все чаще подвергалась резкой критике со стороны художников пролеткультовской ориентации и находящейся под их влиянием молодежи. Для того, чтобы укрепить позиции Общества, на пост председателя был приглашен И. И. Бродский, пользовавшийся авторитетом в правительственных кругах. Но нападки не прекратились, и в начале 1930-х гг. Общество прекратило свое существование.

Портрет И.И. Бродского работы И. Репина (1913)

Слайд 11

Выставки 1-я (1917, Петроград) — 7-я (1930, Ленинград); 1923 — выставка

Выставки

1-я (1917, Петроград) — 7-я (1930, Ленинград);
1923 — выставка петроградских художников всех

направлений (Петроград);
1927 — юбилейная выставка изобразительных искусств (Ленинград);
1928/1929 — «Современные ленинградские художественные группировки» (Ленинград);
1930 — 1-я общегородская выставка изобразительных искусств (Ленинград).
Слайд 12

В ноябре 1917 и мае 1918 Общество провело большие выставки (в

В ноябре 1917 и мае 1918 Общество провело большие выставки (в

залах Общества поощрения художеств и Академии художеств), в составе второй выставки была показана посмертная выставка произведений В. А. Плотникова.
Выставки сопровождались каталогом. После них был устроен ряд небольших выставок, которые в целом положительно оценивались художественной критикой.

Так, Э. Ф. Голлербах писал в журнале «Среди коллекционеров» (1921, № 10, с. 59): «Общество художников им. А. И. Куинджи организовало периодическую выставку работ своих членов (восьмую по счету). На выставке господствует искусство пейзажа, как и подобает “Куинджистам”. Портретов и натюрмортов очень немного, свободная композиция, графика и гравюра отсутствуют вовсе. Экспонаты подобраны в границах безусловной художественной грамотности».

Слайд 13

Выставки 1917-1918 В.А. Плотников. Улица в Угличе. 1910-е

Выставки 1917-1918

В.А. Плотников. Улица в Угличе. 1910-е

Слайд 14

К. Я. Крыжицкий. Весна. Конец XIX в-нач. XX

К. Я. Крыжицкий. Весна. Конец XIX в-нач. XX

Слайд 15

Богданов-Бельский. Портрет девочки. Начало XX века

Богданов-Бельский. Портрет девочки. Начало XX века

Слайд 16

В.А. Плотников. Игра теней. Начало XX века

В.А. Плотников. Игра теней. Начало XX века