Одежда донских казачек

Содержание

Слайд 2

Костюм казачки – это целый мир. Каждое войско, каждая станица и

Костюм казачки – это целый мир. Каждое войско, каждая станица и

даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей - все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.
Слайд 3

Головные уборы Кичка

Головные уборы Кичка

Слайд 4

Голова у казачки всегда должна была быть покрытой. Это связано с

Голова у казачки всегда должна была быть покрытой. Это связано

с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой.
Выходя замуж, она становилась членом чужого рода , и чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, казачка должна была тщательно скрывать все до единого волоска.
Женский головной убор в народном костюме выражает идею неба. Символически это выражается солнцем, птицей. Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек.

Ходили в кичках все поголовно.
Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом.

Слайд 5

Повойник В повседневной жизни женщины носили повойник – мягкую шапочку, поверх

Повойник

В повседневной жизни женщины носили повойник – мягкую шапочку, поверх

которой повязывался платок или надевалась кичка.
Слайд 6

Платок Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из

Платок

Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста

с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, посиделок, для воскресенья и т. д.
Слайд 7

Платья Кубелёк Верхнее платье кубелёк шилось из дорогих тканей – парчи

Платья Кубелёк

Верхнее платье кубелёк шилось из дорогих тканей – парчи и

шёлка, которые казаки привозили из военных походов. Кубелёк до пояса застёгивался серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами. Под низ одевалась рубаха из тонкого полотна, ворот, рукава и подол которой выглядывали из – под кубелька. Ворот рубахи украшался золотым шитьём. Выше талии, поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом
Слайд 8

Сукман Сукман— верхняя одежда замужних казачек (разновидность сарафана). Это накладная одежда,

Сукман

Сукман— верхняя одежда замужних казачек (разновидность сарафана). Это накладная одежда, чаще

всего синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, отличался очень узкими и короткими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемых «базка», «пазука» и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Цветной шнур, идущий по одному из краев пазуки и в соответственных местах не пришитый к нему, образовывал петли. Вдоль подола сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а по самому краю гарусском (род тесьмы, плетенной особым образом на пальцах). Сукман подпоясывался плетеным красным или синим поясом с кистями.
Слайд 9

Понева Красную поневу (юбку) из трех полотнищ домодельной ткани казачки носили

Понева

Красную поневу (юбку) из трех полотнищ домодельной ткани казачки носили с

рубахой и рогатой кичкой. Самым легким и простым вариантом её изготовления был способ, когда кусок ткани оборачивался вокруг бедер, а если это делалось сверху рубахи, то её не нужно было даже сшивать.
Слайд 10

Так выглядит костюм с поневой сзади. Следует заметить, что понева является


Так выглядит костюм с поневой сзади.

Следует заметить, что понева является такой

же древней одеждой, как и рубаха.
Слайд 11

Яркий красочный старинный женский костюм постепенно уходит из быта, и преобладающим

Яркий красочный старинный женский костюм постепенно уходит из быта, и преобладающим

становится комплект одежды с юбкой и кофтой.
Летом носили юбки из холста , а зимой - из шерсти. Если юбка и кофта шились из одного и того же материала, такой костюм назывался «парочкой».

Юбка с кофтой

Слайд 12

Запаска — длинный кусок плотной материи, сотканной в цветные полосы, служивший

Запаска — длинный кусок плотной материи, сотканной в цветные полосы, служивший

казачкам до 19 века вместо юбки. Название от «запахнуться», потому что, действительно, запахивалась вокруг бедер и связывалась впереди пояском; передний раствор прикрывался длинной занавеской.
Запон (завеска, хвартук) был неотъемлемым элементом женского костюма. Запоны различались праздничные и будничные (расхожие). Это род короткого фартука с пришитой небольшой грудинкой, по шву закладываются мелкие складочки. Завязывается вокруг талии тесёмками. С левой стороны пришивался карман.


Костюм с запаской и завеской

Слайд 13

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба, длинная до пят, азиатского покроя

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба, длинная до пят, азиатского покроя

в виде запахивающегося халата, колоколом расходящемся книзу. Обычно шилась на лисьем или куньем меху с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена поречней (мехом выдры, в старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом).

Шуба

Слайд 14

Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый.

Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый.

Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка. В рукава с оторочкой меха можно было прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты (широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов). По праздникам с шубой носили очень красивые шали, богатые казачки надевали собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом и жемчужными чикиликами.
Слайд 15

Обувь Ичиги Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи— ичиги.

Обувь Ичиги

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной

кожи— ичиги.
Слайд 16

В восемнадцатом веке на Дону женщины носили ичиги красной кожи с

В восемнадцатом веке на Дону женщины носили ичиги красной кожи с

вышивками, а вдовы – чёрные. Еще в древности скифская женская обувь была богато орнаментирована, женщины тяготели к декорированию своей обуви. В месте, где соединялась головка обуви с голенищем, вшивалась полоска красной шерстяной тесьмы, которая была украшена кожаными аппликациями.
Слайд 17

Гусарики С нарядной одеждой носили обувь европейского типа — кожаные ботинки

Гусарики

С нарядной одеждой носили обувь европейского типа — кожаные ботинки на

шнурках. Гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.
Слайд 18

С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна. Туфли

С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна.

Туфли

Слайд 19

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и

дерево погибнет». Так и народ не знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с лица земли вообще.
Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно , что назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, от злых сил, но и быть паспортом и визитной карточкой одновременно… Когда молодые казачки шили себе приданое, они не только учились рукоделию, но и узнавали свою историю, культуру, обычаи, т.к. такие посиделки всегда проходили с песнями, былинными рассказами, которые пели и рассказывали старшие женщины. Этот костюм не изменялся около 300 лет, сохранив традиции и культуру XVIII-XIX вв.