Содержание
- 2. Олег Вещий 879-912гг. князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года. Получив
- 3. Происхождение Олега В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по
- 4. Княжение в Киеве Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь,
- 5. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил
- 6. Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это
- 7. Поход на Византию В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег
- 8. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую
- 9. В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор.
- 10. Восточные походы Олега В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает
- 11. Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл в
- 12. С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так
- 13. Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый
- 14. Смерть Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение
- 15. Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем. Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся
- 16. Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег
- 18. Скачать презентацию
Олег Вещий 879-912гг.
князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика,
Олег Вещий 879-912гг.
князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика,
В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[5].
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.
Княжение в Киеве
Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь,
Княжение в Киеве
Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь,
Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.
Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив:
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив:
Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».
898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.
Поход на Византию
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в
Поход на Византию
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани»
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый
Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой
Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…»
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.
Г. Ловмянский доказывал,
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.
Г. Ловмянский доказывал,
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX векам. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего