Онлайн-лекция, основанная на фронтовых дневниках и зарисовках Валентина Валентиновича Зимина

Содержание

Слайд 2

Мы будем всегда помнить о защитниках нашей Родины в годы Великой

Мы будем всегда помнить о защитниках нашей Родины в годы Великой

Отечественной войны - память о них живёт вместе с несколькими поколениями их потомков. Все знают, какой неоценимый вклад в Победу внесли лётчики, зенитчики, танкисты, пехота.. Но мало кто знает ещё об одной военной профессии - художник. какую роль выполнял художник
в те тяжёлые годы? А роль эта была крайне важной.
Слайд 3

Одним из художников, пожертвовавших собой ради выполнения своего долга в годы

Одним из художников, пожертвовавших собой ради выполнения своего долга в годы

ВОВ, был наш земляк, ВАЛЕНТИН ВАЛЕНТОВИЧ ЗИМИН, выпускник Академии художеств. Родился он в 1912 г. на Урале,
в селе Невьянском
Алапаевского р-на Свердловской области. С детства увлекался рисованием и мечтал о поступлении в Академию художеств в Ленинграде.
Слайд 4

Он хотел стать живописцем, передать в живописных образах пейзажи своего родного

Он хотел стать живописцем, передать в живописных образах пейзажи своего родного

Урала. В 1941 г. Зимин работал над дипломной работой "Орджоникидзе на Урале". Она так и осталась незавершённой.. С началом войны ему, как и всем выпускникам Академии, была представлена бронь. Но он, один из лучших выпускников, отказался от брони и ушел добровольцем на фронт.
Слайд 5

"НЕНАВИЖУ ВОЙНУ И ИДУ В САМОЕ ЕЁ ПЕКЛО" - писал он

"НЕНАВИЖУ ВОЙНУ И ИДУ В САМОЕ ЕЁ ПЕКЛО" - писал он

брату.
Он начал войну командиром сапёрного полка в Ораниенбауме (г. Ломоносов), воевал
на Ленинградском, Волховском, Юго-Западном и других фронтах, был сапёром и интендантом, комендантом эвакопункта, работником клуба корпуса.
Слайд 6

Что делал художник на войне? Конечно, он вместе со всеми копал

Что делал художник на войне? Конечно, он вместе со всеми копал

траншеи, ходил в атаки, эвакуировал раненых. Но кроме этого - рисовал стенгазеты, плакаты, оформлял сцены для самодеятельности и выступления музыкантов, приезжавших на фронт. На войне важно было не только уничтожить противника, но и в нечеловеческих условиях поддержать боевой дух наших солдат. Сложно сказать, сколько жизней спасли его действия.
Слайд 7

А ЕЩЁ ОН ВЁЛ ДНЕВНИК. Точнее, скетчбук, как бы мы сейчас

А ЕЩЁ ОН ВЁЛ ДНЕВНИК.
Точнее, скетчбук,
как бы мы сейчас сказали.


Он не выпускал карандаш из рук в любых условиях.
Его рисунки - арт-репортажи
с мест боёв, из окопов, портреты медсестёр, механиков и солдат,
которые через час уходили
в атаку, и многие из них так и не вернулись из боя..
Слайд 8

По оперативности с рисунком не могли сравниться ни фоторепортаж, ни документальное

По оперативности
с рисунком не могли сравниться ни фоторепортаж,
ни документальное

кино. Для подготовки их были нужны определенные условия, а художник рисовал сюжет, героя
в любых обстоятельствах, лишь бы под рукой был материал, оставляющий след на бумаге.
Слайд 9

К каждому рисунку художник оставлял подписи и недлинные отрывки текста -

К каждому рисунку художник оставлял подписи и недлинные отрывки текста -

пояснения и свои мысли.
Кроме зарисовок сцен боя
и бытовых сцен фронтовой жизни талант Зимина потрясающе воплотился в передаче женских образов – он показал женщину на войне, в тяжелейших условиях – хрупкую, нежную, добрую, - но сильную.

Зина. Военфельдшер ППГ

Слайд 10

Галя Алла Здесь важную роль сыграла тоска по горячо любимой жене,

Галя

Алла

Здесь важную роль сыграла тоска по горячо любимой жене, которой посвящено

немало дневниковых страниц.
«...Как-то она живет, ласка моя? Она, бедняжка, так желает меня видеть, так ей скучно, что собственная тоска по ней гложет где-то в глубине, и только наедине скрипнешь зубами — проклятая война! Мне с каждым днем становится труднее держаться молодцом, а ей каково?»
В.В.Зимин
Слайд 11

Некипелова Вера Кузнецова Д.П. Пономарёва А.Ф.

Некипелова Вера

Кузнецова Д.П.

Пономарёва А.Ф.

Слайд 12

Не меньше трогают и мужские портреты, созданные его рукой. В фигурах

Не меньше трогают
и мужские портреты, созданные его рукой.
В фигурах его

сослуживцев, в их
лицах – вся тяжесть жизни на передовой.
Это сильные и стойкие личности – но это живые люди, и в столкновении жизни и смерти читается вся горечь, весь ужас войны.

Гвардии генерал-майор Запорожченко

Военврач Ярошевский

Слайд 13

А. Кузнецов Фомченко. Трубач Васильев

А. Кузнецов

Фомченко. Трубач

Васильев

Слайд 14

Чугунов, командир ПДО № 6 Шофёр-узбек Его герои – люди самых

 Чугунов, командир ПДО № 6

 Шофёр-узбек

Его герои – люди самых разных чинов

и званий – здесь и его товарищи, и случайные встречные. Ему были интересны самые разные люди войны…

А. А. Репчанский

Вениаминов А.К.

Слайд 15

Капитан Невмеруштский Почтальон из автобата Орлов. С. Банное

 Капитан Невмеруштский

 Почтальон из автобата

 Орлов. С. Банное

Слайд 16

Кисбанов Соколицин Старшина Климовицкий

 Кисбанов

 Соколицин

 Старшина Климовицкий

Слайд 17

Командир отделения гужроты сержант Тихонов Петр Петрович

 Командир отделения гужроты сержант Тихонов Петр Петрович

Слайд 18

В других же своих зарисовках Валентин Зимин работает как военный корреспондент

В других же своих зарисовках Валентин Зимин работает как военный корреспондент

– с большой точностью описывает всё происходящее вокруг: сцены боёв и затиший, труда и отдыха. Особенное внимание уделяет он теме военных дорог, по которым пришлось пройти сотни вёрст к победе…

 Отдых

 Варят концентраты

Слайд 19

На башне подбитого танка «..Летом я сам, добровольно, с нетерпением, пешком

 На башне подбитого танка

«..Летом я сам, добровольно, с нетерпением, пешком —

где нельзя было проехать — пробивался в Ленинград,
в гущу событий войны, сам добровольно пошел на фронт. Я не боюсь смерти и доказал это не только себе, но и в батальоне, перед людьми. Я должен был увидеть войну — я ее увидел. Теперь я должен ее изобразить. Может быть, оттого, что я сейчас этого сделать не в силах, у меня эта проклятая раздвоенность желаний».
В.В.Зимин, 22 янв. 1942 г.
Слайд 20

Апраксин городок Школа №2, Старобельск Часто темой его работ были разрушения,

Апраксин городок

Школа №2, Старобельск

Часто темой его работ были разрушения, раны, которые

нанесла война мирной жизни. Он искал, как нарисовать войну не через изображение поля боя, а иначе, человечнее –
такими поисками и были его зарисовки:
«Кто знает, какую роль могут сыграть мои сегодняшние рисунки? Прежде всего для меня самого?.. Окажутся ли они на высоте — мне дела нет. Я хочу рисовать, я буду рисовать...»
Слайд 21

Борщёвка. Церковь «.. Село Борщевка, разбитое немцами и вновь отстроенное уже

Борщёвка. Церковь

«.. Село Борщевка, разбитое немцами и вновь отстроенное уже за

время войны. Мы приехали с кинокартинами в один из полков... Картины демонстрировались в полуразрушенной бомбами церкви. В разбитые окна свистит ветер, с куполов свешиваются на проводах гирлянды каменных остатков потолка, стены усеяны осколками. Идет фильм «Мы из Кронштадта». (Написать картину — моряки, как тридцать три богатыря, выходят из волны.) Народ доволен — четыре месяца никто не видел кино, было не до него. Сейчас тоже не особенно, но... Словом, смотрели и первую, и вторую картину, несмотря на поднявшуюся метель, ветер, холод и фрица».
В.В. Зимин, 8 марта 1943г. 
Слайд 22

Концлагерь

Концлагерь

Слайд 23

Верхний Мамон «..В Академии я учился ремеслу. Теперь я научился думать.

Верхний Мамон

«..В Академии я учился ремеслу. Теперь я научился думать. Я

стал художником? В какой воронке? Смешно, но под снарядами особенно спокойно рисовать —
во-первых, масса наблюдений, непосредственность обстановки, во-вторых, увлечен так сильно, что забываешь про все».
ВВ. Зимин, 22 янв. 1942
Слайд 24

Письмо домой Всю войну художник мечтал писать картины маслом: «Провожал Риту

Письмо домой

Всю войну художник мечтал писать картины маслом:
«Провожал Риту до проходной.

Навстречу идут мобилизованные. Отец, прижав к груди, несет сына, в глазах боль и гнев. Жена и мать идут сзади. Впереди, рядом такие же группы. Сердце сжимается, навертываются слезы — вот тема, вот картина для народа. Народное ополчение 1941 года. Мелкий ровный дождик. Народ идет и идет, спешно и твердо. Появились старики, видимо, ходившие
в 1914 году на «германца».
В.В.Зимин, 24 июня 1941 года.
Слайд 25

Тарасовка. Пленные Лахово «Написать бы — дорога на фронт. Идут бойцы.

Тарасовка. Пленные

Лахово

«Написать бы — дорога на фронт. Идут бойцы. Часовой в

окопе. Вдали танки, пейзаж с рекой. Возвращается раненый. Старуха эвакуированная несет кофейник. Старая, в черном платье, устала. Вторая картина. Пожарище было давно. Шевелятся как ленты длинные доски у полуразрушенного кирпичного сарая для сушки кирпича. Легкий ветер. Труба, дымоход — черные. Тихо. Красноармеец (одет в ватник, флотские брюки, автомат на плече) ведет «языка».
В.В.Зимин.1942
Слайд 26

На фронт 15-го вернулся из замечательной командировки — рисовал снайперов, бронебойщиков,

На фронт

15-го вернулся из замечательной командировки — рисовал снайперов, бронебойщиков, командиров

для книги и листовок…
..В Залимане работали два художника из студии имени Грекова. Сравнив их работы со своими, прихожу к выводу, что я не отстал от жизни. Если еще больше буду рисовать — буду мастером. Надо развивать композицию и «художественный глаз». Постановил за правило: ежедневно — не менее рисунка.
Вчера получил правительственную награду — медаль
«За боевые заслуги»
В.В.Зимин, 16 марта 1943г.
Слайд 27

Через Дон Почта!

Через Дон

Почта!

Слайд 28

Не прошел он и мимо трагедии детей в дни войны. Их

Не прошел он и мимо трагедии детей в дни войны. Их

хрупкость и незащищенность перед военными невзгодами больно ранили сердце художника. 

Эмма

Ср. Дон. Мальчишки

Слайд 29

Старобельск. Станция «Вчера я должен был уехать в командировку в Свердловск,

Старобельск. Станция

«Вчера я должен был уехать в командировку в Свердловск, к

своей Рите, и надежда ее увидеть так волновала меня... Вчера же, уже совершенно готовый, собравший все документы для дороги, письма секретарю Свердловского обкома от наших уральцев, все посылки и продукты на дорогу, вдруг получил приказание: все документы сдать, от поездки отказаться…
Рита, Рита! Вот такие дела».
В.В.Зимин, 27 июня 1943г.