Ооржак Маннай Намзыраевич (15.01.1892 – 1968)

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Ооржак Маннай Намзыраевич (15.01.1892 – 1968)

Ооржак Маннай Намзыраевич (15.01.1892 – 1968)

Слайд 4

Биография Ооржак Маннай Намзыраевич – фольклорист, народный сказитель, человек, отдавший всю

Биография

Ооржак Маннай Намзыраевич – фольклорист, народный сказитель,  человек, отдавший всю силу своего

самобытного и яркого таланта служению народу, оставивший бесценное фольклорное наследие.
Родился 15 января 1892 года в местечке Манчурек Сут-Хольского кожууна в бедной семье. Его отец был человеком трудолюбивым и честным, владел русским, алтайским и монгольским языками. Он – меткий стрелок, часто охотился, чтобы прокормить семью, выезжал за Саяны и обменивал пушнину на муку, чай и другие продукты.
Ооржак Маннай в 4 года остался сиротой, воспитывался у дедушки (по линии отца) Дагырыка Ооржака. С 12 лет батрачил у Бижээчи-Чалана, был пастухом, охотником, проработал 10 лет на сельскохозяйственной опытной станции в с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского района. В 1940 году Маннай Намзыраевич был избран председателем арбана в сумоне Холчуктуг Сут-Хольского кожууна.  В 1944 году трудился на строительстве школы в родном Манчуреке, потом работал там поваром и завхозом. Образования не получил, но владел грамотой.
Конкурс юных сказителей «Тоолдун чечени торгу дег чараш» (фото)
Слайд 5

Обладая исключительной памятью, Маннай воспринял исполнительские традиции тувинских сказителей в их

Обладая исключительной памятью, Маннай воспринял исполнительские традиции тувинских сказителей в их

классической форме. Он научился рассказывать сказки у своего деда – знаменитого в то время исполнителя сказаний и большого знатока произведений фольклора, перенявшего свой репертуар от матери – тоже сказительницы, женщины одаренной и эстетически богатой, по прозвищу Тоолдаар-кадай (Старуха, рассказывающая сказки). Она была из рода Тос-Кара Ооржаков из Шекпээра Барун-Хемчикского района. Дед, проживший до 84 лет, следил за тем, как растет сказительское умение внука, иногда поправляя его при исполнении. Признанным сказителем с прекрасной памятью и техникой исполнения Маннай стал уже в 20 лет.
Слайд 6

Творчество Творчество Манная освещались в научных изданиях и на страницах газет

Творчество

Творчество Манная освещались в научных изданиях и на страницах газет и

журналов такими учеными, как А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.А. Хадаханэ, Ч.Ч. Куулар, Ю.Л. Аранчын, и др. Больше всего фольклорных текстов и сведений о сказителе собрал известный фольклорист, его земляк, уроженец местечка Манчурек Сут-Хольского района О.К. Дарыма. Личность сказителя освещена также в Государственной книге РТ «Заслуженные люди Тувы ХХ в.» в числе трех самых знаменитых сказителей Тувы — это еще Баазанай Тулуш, Чанчы-Хоо Ооржак.
Слайд 7

Маннайнын тоолдары (Сказки Манная). - Кызыл : Тувинское книжное издательство,1971. В

Маннайнын тоолдары (Сказки Манная). - Кызыл : Тувинское книжное издательство,1971.
В

сборник вошли героические сказания и сказки: «Алдай-Сумбер», «Когелдей ашак» (Старик Когелдей), «Эрге Кара Сыйбын», «Артылан-Кыскыл аъттыг Артылан-Мерген» (Артылан-Мерген с конем Артылан-Кыскыл), «Алдай-Мерген», «Демир-Мерген, Амыр-Мерген адашкылар» (Отец Демир-Мерген со своим сыном Амыр-Мергеном), «Мергенчик», «Чечен-Маанай, Тенек-Дулун» (Умный Маннай и глупый Дулун),  «Кудурукпай», «Бойду, Бокан алышкылар» (Братья Бойду и Бокан), «Белергин ашак» (Старик Белергин).
Слайд 8

Выход эпического творчества Манная на всероссийскую арену состоялся в 1994 году,

Выход эпического творчества Манная на всероссийскую арену состоялся в 1994 году,

после опубликования тома «Тувинские народные сказки» в 60-томной двуязычной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», который был составлен автором этих строк. В этот том вошла сказка «Чечен-Маанай, Тенек-Дулун», записанная Маннаем. В 1997 году в той же серии в томе «Тувинские героические сказания», составленном С. М. Орус-оол, опубликовано в его исполнении героическое сказание «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», насчитывающее 5060 стихотворных строк.
Слайд 9

Слайд 10

Ооржак М.Н. был эпическим певцом с яркой, самобытной манерой исполнения. Репертуар

Ооржак М.Н. был эпическим певцом с яркой, самобытной манерой исполнения. Репертуар

О.Н. Манная велик и разнообразен. Он в одинаковой мере мастерски рассказывал и монументальные эпические сказания, и короткие бытовые сказки. Сказитель помнил наизусть свыше 30-ти эпических сказаний, среди которых такие большие по объему произведения, как «Алдай-Сумбер», «Старик Когелдей», «Боктуг-Кириш, Бора-Шээлей», насчитывающее до 5060 стихотворных строк, и многие другие героические поэмы, каждая из которых составляет целую книгу. Кроме этого, сказитель знал и исполнял множество сказок, легенд, преданий, песен, загадок, шаманских  алгышей, пословиц и поговорок. Он исполнял героический эпос и сказки от начала до конца пением и речитативом. Обладая сильным голосом, незаурядным талантом, он отличался большим мастерством исполнения эпических сказаний.
Слайд 11

Наследие сказителя Манная О.Н. Маннай оставил нам богатое художественное наследие, однако

Наследие сказителя Манная

О.Н. Маннай оставил нам богатое художественное наследие, однако далеко

не все его произведения опубликованы собирателями. В научном архиве ТИГИ хранятся следующие его неопубликованные героические сказания и сказки: «Мергелдей-Мерген», «Шулуу», «Улуг карак, улуг сал, улуг хырын» (Большие глаза, длинная борода, большой живот), «Бай болгаш кайгал» (Богач и удалец),  «Бора-Шокар Сайлыкай»,  «Сазыг ашак» (Старик Сазыг), «Оскус-оол», «Ууле-Будегекчи», «Ийи лама» (Два ламы),  «Каралбай-Хан»,  «Шевер-Мерген»,  «Дойнур-Мерген» и др., а также целый том тувинских пословиц и поговорок (научный архив ТИГИ, том 22, дела 103-106).
Слайд 12

Алдай-Мерген; Демир-Мерген, Амыр-Мерген адашкылар / Тыва тоолдар. 7-ги үндүр. – Кызыл,1968,

Алдай-Мерген; Демир-Мерген, Амыр-Мерген адашкылар / Тыва тоолдар. 7-ги үндүр. – Кызыл,1968,

ар 61-101; 103-135
Маңнайның тоолдары (Сказки Манная) – Кызыл, 1971.
Чечен-Маанай, Тенек-Дулун (Умный Маанай и глупый Дулун) / тувинские народные сказки / Сост. З. Б. Самдан / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1994. – С.324-332.
4. Бокту-Кириш, Бора-Шээлей / Сост. С. М. Орус-оол / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. – С.298-529.
1. Орус-оол, С. М. Ооржак Намзыраевич Маннай : К 120-летию со дня рождения / С.М. Орус-оол // Летопись Тувы -2012. – Кызыл: КЦО «Аныяк» — С. 76-78.
2. Ооржак Маннай Намзыраевич // Заслуженные люди Тувы ХХ века. Кызыл, 2004. – С. 283.
Слайд 13

Представленные жемчужины тувинского фольклора имеются в фондах Научной библиотеки ТувГУ :

Представленные жемчужины тувинского фольклора имеются в фондах Научной библиотеки ТувГУ :

абонемент № 2, читальный зал № 2, краеведческий сектор, книгохранение.
Читайте сказки!