Исторический анализ застройки и развития Южного Казахстана. Особо охраняемые природные территории. Заповедники

Содержание

Слайд 2

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Южный Казахстан и

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Южный Казахстан и Жетысу

на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв.
Слайд 3

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Этот период можно

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Этот период можно выделить

несколько основных центров развития городской культуры:
1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.
4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.
5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак.
6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу - города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая - Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Слайд 4

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Города Казахстана. Понятие

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Города Казахстана. Понятие "город"

в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" - дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.
Слайд 5

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Испиджаб (современное село

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Испиджаб (современное село Сайрам)

был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он,-большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная".
Слайд 6

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Испиджаб был одним

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Испиджаб был одним из

ключевых торговых пунктов Шелкового Пути на территории Южного Казахстана. По свидетельству арабского летописца, в городе располагались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети.

Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы.

Слайд 7

Маршруты Великого Шелкого пути Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки

Маршруты Великого Шелкого пути

Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ.

Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.
Слайд 8

Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам) Карашаш ана (XVIII в.) фотография 80-ых

Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам)

Карашаш ана (XVIII в.) фотография 80-ых годов

ХХ в.

Мавзолей Карашаш-Ана – мавзолей в селе Сайрам Сайрамского района Южно-Казахстанской области. По легенде, в нем покоится мать святого суфия Ходжа Ахмеда Яссави. Ныне существующее здание построено в XIX веке на месте разрушенной средневековой постройки.

Слайд 9

Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам) Мавзолей Ибрагим-Ата — мавзолей в селе

Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам)

Мавзолей Ибрагим-Ата — мавзолей в селе Сайрам (ныне входит в состав города Шымкент).

Усыпальница шейха Ибрагима, отца знаменитого суфийского поэта Ходжи Ахмета Яссави. Включён в список памятников архитектуры республиканского значения Казахстан
Слайд 10

Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам) Мавзоле́й Абдул-Азиз-Баба — архитектурный памятник эпохи

Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам)

Мавзоле́й Абдул-Азиз-Баба — архитектурный памятник эпохи караханидов.

Находится в северной части села Сайрам Южно-Казахстанской области.
Мавзолей возведён из обожжённого кирпича и состоит из трёх квадратных помещений, вытянутых по фронту и сообщающихся между собой широкими проёмами. Центральное помещение выделено монументальным порталом(пештаком) и сфероконическим куполомна высоком цилиндрическом барабане, опирающемся на восьмерик. Боковые помещения, различающиеся по высоте, также перекрыты куполами, опирающимися на арочные паруса и несущие стены.
Слайд 11

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Другим большим городом

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Другим большим городом являлся

Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.
Слайд 12

Архитектурные памятники города Отрар Мавзолей Арыстан-Баба — одна из почитаемых мусульманских

Архитектурные памятники города Отрар

Мавзолей Арыстан-Баба — одна из почитаемых мусульманских святынь,

которая находится в 150 км от города Шымкент, на территории южного Казахстана. Красивый погребальный комплекс – мазар – построен над могилой средневекового проповедника Арыстан-Баба.
Архитектурный комплекс возведен из жженых кирпичей, скрепленных алебастровым раствором. Он имеет размеры 35 на 12 м и высоту 12 м. Мавзолей Арыстан-Баба включает двухкамерную усыпальницу – гурхану и мечеть, которые объединены широким сводчатым коридором. Мечеть состоит из молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.
Слайд 13

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Наиболее известен на

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Наиболее известен на Востоке

Тараз. Как большой город впервые упоминается в источниках, датированных VII в. Он встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Туркешского и Карлыкского каганатов, был столицей Караханидского государства.
Слайд 14

Архитектурные памятники города Тараз Бабаджа Хатун Расположенный в Жамбылском районе, вблизи

Архитектурные памятники города Тараз

Бабаджа Хатун Расположенный в Жамбылском районе, вблизи мавзолея

Айша биби, мавзолей Бабаджа Хатун является уникальным архитектурным памятником XI-XII вв. Мавзолей знаменит своим оригинальным 16-ти ребристым зонтичным куполом двойной кривизны. Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет, по существу, прямых аналогов в современной ему среднеазиатской архитектуре. Эпиграфический фриз на портале мавзолея донес до нас имя женщины, погребенной под ним. Согласно легенде, она была няней Айши и сопровождала ее во время трагической поездки. После смерти Айши Бабаджа Хатун поддерживала огонь на могиле своей любимой воспитанницы. Оба мавзолея являются не только архитектурными объектами, но и местами паломничества, так как считаются святыми местами в мусульманском мире.
Слайд 15

Архитектурные памятники города Тараз Мавзолей Айша Биби – памятник архитектуры 11-12

Архитектурные памятники города Тараз

Мавзолей Айша Биби – памятник архитектуры 11-12 вв.,

расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений.
Слайд 16

Архитектурные памятники города Тараз Мавзолей Карахан расположен в центральной части города

Архитектурные памятники города Тараз

Мавзолей Карахан расположен в центральной части города Тараз

на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра. Мавзолей входит в культово-мемориальный комплекс, сформированный на территории средневекового Тараза.
Мавзолей Карахан (Аулие-Ата) представляет собой квадратное, портально-купольное сооружение. Состоит из центрального зала и трёх небольших угловых помещений, четвёртый угол мавзолея занят лестницей, ведущей на крышу сооружения.
Лицевым фасадом мавзолей обращён на юг, по краям обрамлён минаретамии. Вход находится в глубине арки, по обе стороны которой находятся по три ниши прямоугольной, квадратной и стрельчатой формы.
Слайд 17

Архитектурные памятники города Тараз Архитектурный комплекс Тектурмас Одно из древнейших культовых

Архитектурные памятники города Тараз

Архитектурный комплекс Тектурмас
Одно из древнейших культовых мест, построенное

на правом берегу р.Талас в юго-восточной части города Тараза, на холме, возвышающемся на окружающей местностью. Тектурмас считается местом погребения святого Султана-Махмуда-хана. Сам мавзолей, построенный в период ислама в 1935 году был разрушен.
В настоящее время на его месте по средневековому типу восстановлен новый мавзолей. Рядом находится мавзолей, сооруженный над могилой великого казахского батыра Мамбета. С холма, на котром находятся мавзолей открывается прекрасная панорама лежащего внизу города Тараза. Впечатление усиливает протекающая рядом река Талас, давшая название древнему городу. В этом же месте Х-ХIII веках находился каменный мост, по которому осуществлялась переправа караванов, проходивших через Тараз. Архитектурный комплекс является также местом паломничества.
Слайд 18

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Средневековый город состоял

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

Средневековый город состоял из

нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.
Слайд 19

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. План города Шавгар(Туркестан)

Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.

План города Шавгар(Туркестан)

Сначала главным

городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался г. Туркестан до XVI в.). До VIII века Шавгар был подвластен Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам (552-702 гг.). В начале VIII в. область Шавгар вошла в западные границы Тюргешского каганата (702-756 гг.), владения которого доходили до среднего течения р. Сырдарьи. В этот период началось арабское завоевание Средней Азии и Южного Казахстана. Овладев Мавераннахром, арабы стали продвигаться в районы Сырдарьи и Таласа. Во второй половине VIII в. восточной частью Сырдарьинской области и Таласской долиной овладели карлуки. Карлукский джабгу должен был платить дань, но часто нарушал обязательства и арабам приходилось совершать карательные походы на подвластные территории. В период политического господства в Средней Азии государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар вошел в его северо-восточные пределы. В IX веке близлежащие к Шавгару области подчинялись карлукам, а сначала X в. огузам. Огузское государство образовалось в конце IX - начале X веков в бассейне нижнего и среднего течения р. Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана и просуществовало до середины XI в., быстро увеличивая свои владения. IX- X века были временем наивысшего расцвета г. Шавгара.