«Певец крестьянских детей»

Содержание

Слайд 2

Николай Петрович Богданов-Бельский Родился в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии

Николай Петрович Богданов-Бельский

Родился в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии 8

декабря 1868 года в семье бобылки.
Воспитывался в семье дяди.
Слайд 3

В 6 лет выучился читать Псалтирь, эанимаясь с церковным сторожем Севастьяновичем.

В 6 лет выучился читать Псалтирь, эанимаясь с церковным сторожем Севастьяновичем.


С 9 лет два года посещал образцовую школу в селе Шопотово, устроенную на средства С.А.Рачинского.

«Крестьянский мальчик»

Слайд 4

В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную школу села Татева.

В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную школу села Татева.
«Он

стоит к нам спиной, и хотя лица его не видать, но из одной позы, наклоненной спины и снятого картуза, можно понять, какое у него внутри почтение и какая жажда самому бы в школу попасть».
(В.В.Стасов о картине
«У дверей школы»)

«У дверей школы» (1897 г.)

Слайд 5

Н.П.Богданов-Бельский о С.А.Рачинском «Это был идеалист, светлая личность. Когда Александр III

Н.П.Богданов-Бельский о С.А.Рачинском

«Это был идеалист, светлая личность. Когда Александр III пригласил

его в воспитатели к своим детям, он ответил: «Найдется много людей, которые захотят заменить меня там. Но никто не захочет заменить меня здесь».

С.А.Рачинский (1833-1902)

Слайд 6

С.А.Рачинский на картинах Н.П.Богданова-Бельского «Воскресные чтения в сельской школе » (1895

С.А.Рачинский на картинах Н.П.Богданова-Бельского

«Воскресные чтения в сельской школе »
(1895 г.)

«Устный

счет. В народной школе
С.А.Рачинского» (1895 г.)
Слайд 7

Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение в рисовальной школе

Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение в рисовальной школе

Троице-Сергиевского посада под руководством иеромонаха Симеона, а в 1884 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

«Приготовление уроков»

Слайд 8

Дипломная работа «Будущий инок» (1889 г.) В деревенской избе за столом

Дипломная работа «Будущий инок» (1889 г.)

В деревенской избе за столом мальчик

внимательно слушает странника-монаха, на лице его можно увидеть всю гамму чувств, вызванную рассказом о неизведанной и влекущей жизни, в которой служат Богу.
Прототип картины – Семен Дорофеев, один из учеников школы С.А.Рачинского.
Картина отмечена Большой серебряной медалью.
Слайд 9

Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным ей, здесь он

Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным ей, здесь он

провел много счастливых дней. Хозяйка Варвара Абрамовна Рачинская - родная сестра поэта Е.А.Баратынского, современница А.С.Пушкина, в молодости танцевавшаяся с ним на великосветских балах.

В.А.Рачинская

Слайд 10

Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об искусстве, музыке, театре,

Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об искусстве, музыке, театре,

заботой о крестьянских детях.

Знакомство с Рачинскими на всю жизнь связало
Н.П.Богданова-Бельского с высококультурными
и талантливыми людьми науки и искусства,
ввело в среду высоких нравственных и эстетических
интересов.

Слайд 11

Этапы пути художника с 1895 – член Товарищества передвижных художественных выставок

Этапы пути художника

с 1895 – член Товарищества передвижных художественных выставок
1894-1895 –

художественное училище при Петербургской Академии художеств
1903 – получает звание «академик»
1914 – действительный член Академии художеств
1913-1918 – председатель общества петербургских художников имени А.И.Куинджи
Слайд 12

Тема просвещения крестьянских детей в творчестве художника

Тема просвещения крестьянских детей в творчестве художника

Слайд 13

«У больного учителя» (1897) На картине изображен учитель школы села Татева Серяков Аркадий Аверьянович

«У больного учителя» (1897)
На картине изображен учитель школы села Татева Серяков

Аркадий Аверьянович
Слайд 14

«У больной учительницы» (1920-е гг.) Моделью послужила спутница жизни художника в 20-е гг. Наталья Антоновна Топорова.

«У больной учительницы» (1920-е гг.)
Моделью послужила спутница жизни художника в 20-е

гг. Наталья Антоновна Топорова.
Слайд 15

«За книжкой» (1915 г.)

«За книжкой» (1915 г.)

Слайд 16

«Дети за пианино»

«Дети за пианино»

Слайд 17

«Новая сказка» (1891)

«Новая
сказка»
(1891)

Слайд 18

« Я так много лет провел в деревне, так был близок

« Я так много лет провел в деревне, так был близок

сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, что полюбил их за непосредственность, даровитость, что они, как-то сами собой, сделались героями моих картин». (Н.П.Богданов-Бельский)
Слайд 19

«За работой»

«За
работой»

Слайд 20

«Веселая компания» (1920-е)

«Веселая
компания»
(1920-е)

Слайд 21

«Виртуоз»

«Виртуоз»


Слайд 22

«Девочка с фонарем» (1908)

«Девочка
с фонарем»
(1908)

Слайд 23

«Дети» (1910)

«Дети»
(1910)

Слайд 24

«Девочка» (1920-е)

«Девочка»
(1920-е)

Слайд 25

«Девочки в платочках» (1920-е)

«Девочки в
платочках»
(1920-е)

Слайд 26

«Зима» (1920-е) «Крестьянские дети» (1915)

«Зима» (1920-е)

«Крестьянские дети»
(1915)

Слайд 27

«Мальчик со скрипкой» (1897)

«Мальчик со скрипкой»
(1897)

Слайд 28

«На облаве» (1918)

«На облаве»
(1918)

Слайд 29

«Талант и поклонник» (1910-е)

«Талант и поклонник» (1910-е)

Слайд 30

Портретная живопись

Портретная живопись

Слайд 31

«Дама с розами»

«Дама с
розами»

Слайд 32

«Портрет М.С.Шереметевой» (1898)

«Портрет
М.С.Шереметевой»
(1898)

Слайд 33

«Портрет А.К.Горчакова» (1904)

«Портрет
А.К.Горчакова»
(1904)

Слайд 34

«Портрет неизвестной дамы в черном платье с кружевным воротником» (1907)

«Портрет
неизвестной
дамы в черном
платье с
кружевным
воротником»
(1907)

Слайд 35

«Портрет артиста Московского художественного театра А.Р.Артёма»

«Портрет
артиста Московского художественного театра
А.Р.Артёма»

Слайд 36

«Портрет девочки»

«Портрет
девочки»

Слайд 37

Темы, навеянные жизнью…

Темы, навеянные жизнью…

Слайд 38

«За чтением письма» (1892) Помощница, муза, натурщица, Наталья Антоновна Топорова на

«За чтением письма» (1892)


Помощница, муза, натурщица, Наталья Антоновна Топорова на

протяжении шестнадцати лет помогала Николаю Петровичу в трудных ситуациях. По ее настоянию они выехали после революции за границу и поселились в Риге. Но судьба все же развела их: в середине 1920-х годов она отправилась в Берлин по поводу устройства выставки работ художника, вела переговоры с берлинским издательством Ольги Дьяковой по выпуску открыток и репродукций с его картин. Затем путь ее лежал в Сопот, Париж, Ниццу. В Ригу она писала письма художнику, звала его на Запад, уверенная в том, что здесь он устроится лучше... Далее след ее теряется.
Слайд 39

«Венчание» (1904)

«Венчание» (1904)

Слайд 40

«Вести с войны» (1905) Новую тему принесла русско-японская война. В крестьянской

«Вести с войны» (1905)
Новую тему принесла русско-японская война.
В крестьянской

избе с низким потолком молодой учитель у окна читает деревенским старикам известия с фронта. На бородатых лицах видна тревога: сыновья на фронте, за тысячи верст от отцов. Пригорюнилась молодая солдатка, сдерживает плач подросток, прикрыв рот шапкой, серьезно и внимательно слушает учителя старая крестьянка с палкой в руках. И, конечно же, среди взрослых – оставшиеся без кормильцев дети: их чистые лица ясны, они не могут целиком осознать трагических событий.
Слайд 41

«Горе» (1909) Обхватил руками голову в безутешном горе у своей избушки

«Горе» (1909)

Обхватил руками голову в безутешном горе у своей избушки старый

крестьянин.
Умерла жена, нет больше матери у детей. Отец в отчаянии.
Что ждет их, сирот?
Слайд 42

«Новые хозяева» (1913) Гибнет, разоряется дворянско-помещичье сословие, богатые крестьяне становятся новыми

«Новые хозяева» (1913)

Гибнет, разоряется дворянско-помещичье сословие, богатые крестьяне становятся новыми хозяевами

жизни в селе, они скупают земли, старые дворянские усадьбы.
Слайд 43

«Крестьянин» Сидит у дороги старый крестьянин. Покинувший деревню в поисках работы.

«Крестьянин»
Сидит у дороги старый крестьянин. Покинувший деревню в поисках работы.

Слайд 44

"После Парижа я увлекся «пленнэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет –

"После Парижа я увлекся «пленнэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет –

вот чему с 1905 года я стал отдавать своё внимание".

(Из воспоминаний Н.П.Богданова-Бельского)

Слайд 45

«Именины учительницы» (1910) Картина представлялась на выставках в Риме, Мюнхене, приобретена

«Именины учительницы» (1910)

Картина
представлялась
на выставках в
Риме, Мюнхене,
приобретена

любителем живописи
и увезена в Лондон.
Слайд 46

«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А.Юсуповой» (1914) Красота южной природы, сидящая

«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А.Юсуповой» (1914)
Красота южной природы, сидящая в

кресле прелестная женщина с живым выражением глаз – во всем покой и гармония.
Слайд 47

«Переправа» (1915)

«Переправа» (1915)

Слайд 48

«Пейзаж»

«Пейзаж»

Слайд 49

В конце лета 1921 г. художник уехал в Ригу, где собралось

В конце лета 1921 г. художник уехал в Ригу, где собралось

много представителей русской интеллигенции. Здесь он открывает свою художественную студию. Работал много и плодотворно, постоянно участвовал в выставках вместе с русскими и латышскими художниками, устраивал и персональные.
Вел активную общественную жизнь: член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член общества охотников. Его приглашали в Кружок ревнителей русской старины, в различные комиссии. Как эксперт он участвовал в конкурсах по оформлению витрин.
Слайд 50

«Его картины просты, всем понятны приятны по технике и теплому чувству,

«Его картины просты, всем понятны приятны по технике и теплому чувству,

вложенному в них… Он остается, в общем, по-прежнему скорее наблюдательным рассказчиком, чем чистым живописцем, решающим только задачи своего искусства»
( из газеты «Сегодня»,№37 от 16 февраля 1923 г.)
Слайд 51

Третья персональная выставка Состоялась в марте 1925 года. Были представлены 83 работы. «Бывший защитник Родины» (1924)

Третья персональная выставка

Состоялась в марте 1925 года.
Были представлены 83 работы.

«Бывший защитник

Родины»
(1924)
Слайд 52

«Натюрморт»

«Натюрморт»

Слайд 53

«Пастушка»(1924)

«Пастушка»(1924)

Слайд 54

«Цветущий вереск» (1924)

«Цветущий
вереск»
(1924)

Слайд 55

«Весна. Портрет госпожи И.Баумане» (1924)

«Весна. Портрет госпожи И.Баумане» (1924)

Слайд 56

Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми глазами, чисто русский

Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми глазами, чисто русский

тип. В движениях медлителен, внешне спокоен, на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит. Не мелочный, с некоторым размахом, но все в меру. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в суть дела и делал осторожные заключения. Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился. В общении прост, умел дружить с людьми и говорил обдуманно и доброжелательно.
(Из воспоминаний П.И.Гроссена
о Н.П.Богданове-Бельском)
Слайд 57

«Человек – великое творение Бога, и к нему надо относиться с

«Человек – великое творение Бога, и к нему надо относиться с

уважением, нет ничего легче забросать его грязью,от чего добра не бывает: отмыть-то её трудно».
(Н.П.Богданов-Бельский)
Слайд 58

Дети Латгалии «А и люблю же я своих латгальских ребятишек –

Дети Латгалии

«А и люблю же я своих латгальских ребятишек – Сашек,

Машек, Петек, Гришек, их загорелые лица и лепет!»

Н.П.Богданов-Бельский с детьми

Слайд 59

«В гостях» «Деревенские дети»

«В гостях»

«Деревенские дети»

Слайд 60

«В лодке» (1930-е)

«В лодке»
(1930-е)

Слайд 61

«Вечер (Удильщик)» (1925)

«Вечер
(Удильщик)»
(1925)

Слайд 62

«Деревенские мальчики» (1936)

«Деревенские
мальчики»
(1936)

Слайд 63

«Дети на лошади» (1930-е)

«Дети
на лошади»
(1930-е)

Слайд 64

«Дети – рыбаки»

«Дети – рыбаки»

Слайд 65

«Едут» (1930-е)

«Едут»
(1930-е)

Слайд 66

«Летний день» (1931)

«Летний
день»
(1931)

Слайд 67

«Ловля форели»

«Ловля
форели»

Слайд 68

«На работу» (1927)

«На работу»
(1927)

Слайд 69

«Праздник на крылечке» (1931)

«Праздник
на крылечке»
(1931)

Слайд 70

«Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами,

«Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами,

пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью»
(из газеты «Сегодня»,
№46 от 15 февраля 1932 г.)
Слайд 71

«В церкви» (1939) Откуда-то звучит Священное Писание, И где-то слышится божественный

«В церкви» (1939)

Откуда-то звучит Священное
Писание,
И где-то слышится
божественный напев. Внимают чутко

им
в торжественном молчании Пять юных дев.
В их юные сердца незримый западает
На почву мягкую евангельский
посев.
Пречистой Девы лик любовно осеняет
Пять чистых дев.
Слайд 72

Юбилейная выставка художника (март 1936 г.) 4 тысячи посетителей ( для

Юбилейная выставка художника (март 1936 г.)

4 тысячи посетителей ( для частных

выставок количество посетителей небывалое!)
«Выставка прекрасна. В ней свежесть, дух земли, разнообразие тем, красок, мотивов, сюжетов, фигур, лиц, стран, городов, настроений. Времен года – вся жизнь всё то, что мы видим, встречаем, о чем мечтаем, что любим и чем наслаждаемся. Это живая жизнь, воскрешенная старина, это мир, спасенный от забвения»
(из статьи П.Пильского)
Слайд 73

«Балиново. Латгальский пейзаж» (1936)

«Балиново.
Латгальский
пейзаж»
(1936)

Слайд 74

«На пароме»

«На
пароме»

Слайд 75

«Юный музыкант»

«Юный
музыкант»

Слайд 76

«Солнечное утро» (1935)

«Солнечное
утро»
(1935)

Слайд 77

«Цветущий Яблоневый сад» (1936)

«Цветущий Яблоневый сад» (1936)

Слайд 78

«Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников, со славным прошлым

«Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников, со славным прошлым

и признанными заслугами, сохранил верность русским типам, которые он встречал у нас в Латгалии. Технически его картины великолепно написаны и разработаны безупречно в реалистически-импрессионистическом духе».

Из отзывов латвийских художников
Ю.Мадерниекса и
Г.Шкилтерса о
Н.П.Богданове-Бельском

Слайд 79

«В школу» (1941)

«В школу» (1941)

Слайд 80

«Кондрашка» (1939)

«Кондрашка»
(1939)

Слайд 81

«Пастушок» (1941)

«Пастушок» (1941)

Слайд 82

«Сбитенщики»

«Сбитенщики»

Слайд 83

Семья В 1922 г. художник познакомился с Антониной Максимилиановной Эрхард, которая

Семья

В 1922 г. художник познакомился с Антониной Максимилиановной Эрхард, которая

была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. В январе 1932 г. А.М.Эрхард и Н.П.Богданов-Бельский обвенчались в Риге в православном Христорождественском храме.
Слайд 84

К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался возраст и беспрерывная

К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался возраст и беспрерывная

работа. К диабету в к.1939 г. прибавилась новая болезнь, пришлось прибегнуть к операции.
В первой половине 1940-х гг., во время немецкой оккупации Богданов-Бельский продолжает писать. Известность его в западных странах и в Германии, немецкое происхождение жены способствовали получению заказов. По-прежнему о его творчестве публикуют газеты. В 1943 г. в Риге на немецком языке выходит монографический альбом «Богданов-Бельский. Жизнь и творчество русского художника».
Слайд 85

Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление советских войск заставило

Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление советских войск заставило

его семью принять решение об отъезде в Германию. Корреспондент газеты «Сегодня» застал его за мольбертом, на котором стоял небольшой холст с начатым по этюду латгальским пейзажем. На вопрос корреспондента об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне. Недавно я ездил в Латгалию... написал много этюдов и сделал много зарисовок, пополнил художественный материал».
В конце 1944 года Николай Петрович с женой выехали в Германию и после долгих мытарств, под частыми бомбежками, прибыли в Берлин. Тяжелобольного художника жена привозит в клинику знаменитого профессора Зауэрбруха. Операцию Николай Петрович не перенес. Его не стало 19 февраля 1945 года.
Слайд 86

Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы благодаря большому таланту,

Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы благодаря большому таланту,

нашел последний приют среди русских князей, на Тегельском православном кладбище Берлина.
Слайд 87

Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога-новатора, создателя авторской народной школы

Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога-новатора, создателя авторской народной школы

С.А.Рачинского живет в стенах музея села Татева Оленинского района Тверской области , носящим его имя, и ее свято берегут нынешние питомцы Татевской школы имени С.А.Рачинского.

Здание музея
им.Н.П.Богданова-Бельского
в с.Татево