Письменная литература Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Летопись, житие, поучение, хронограф Хождение («Хождение в Царь-град» Стефана Новгородцева) Повесть

Летопись, житие, поучение, хронограф
Хождение («Хождение в Царь-град» Стефана Новгородцева)
Повесть (историческая, сатирическая,

бытовая)
Исторические песни и духовные стихи

Минимум вымысла

III этап
16 – 17век
переход к литературе нового времени

Слайд 3

Житие, пришедшее на Русь Из Византии вместе с принятием христианства, стало

Житие, пришедшее на Русь Из Византии вместе с принятием христианства, стало

основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси
Слайд 4

Тема жития – рассказ о жизни воплощающей идеальное служение миру и

Тема жития – рассказ о жизни воплощающей идеальное служение миру и

Богу Стиль повествования – высокий, торжественный, несколько ученый, насыщенный цитатами из Священного Писания
Слайд 5

Композиция правильного жития: Вступление (автор просит прощение у читателей за свое

Композиция правильного жития:

Вступление (автор просит прощение у читателей за свое неумение

писать, за грубость изложения)
Собственно житие (рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти)
Заключение (похвала святому – своеобразная ода в прозе)
Слайд 6

АГИОГРАФИЯ [ Церковно-житийная литература, посвященная святым

АГИОГРАФИЯ
[< греч. Agios - святой + grafo - пишу].

Церковно-житийная литература, посвященная святым
Слайд 7

Герои жития: Положительный герой – всегда, святой, человек идеально положительный, воплощение

Герои жития: Положительный герой – всегда, святой, человек идеально положительный, воплощение всех

возможных и невозможных добродетелей Отрицательный герой – злодей, вводится в житие обычно только для контраста – на заднем плане
Слайд 8

Жанр жития утвердился в литературе Киевской Руси в 11 веке. До

Жанр жития утвердился в литературе Киевской Руси в 11 веке. До

нас дошли три оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского
Слайд 9

Икона «Преподобный Сергий Радонежский». 18 в. Сергий Радонежский. Икона 20 века.

Икона «Преподобный Сергий Радонежский».
18 в.

Сергий Радонежский.
Икона 20 века.

Слайд 10

Слайд 11

А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением

А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением

в поход на татар. 1380 год». 1880.
Слайд 12

Дионисий. Деяния Сергия Радонежского. Икона из Успенского собора в Дмитрове. Вторая половина 15 века.

Дионисий.
Деяния Сергия
Радонежского.
Икона из Успенского
собора
в Дмитрове.
Вторая половина

15 века.
Слайд 13

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76) В правление Алексея Михайловича: Усилилась центральная власть и

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76)
В правление Алексея Михайловича:
Усилилась центральная власть и

оформилось крепостное право;
Воссоединена с Русским государством Украина (1654),
Возвращены Смоленск, Северская земля
Подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71;
Произошел раскол русской церкви.
Слайд 14

НИКОН (Минов Никита) (1605-81) русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы,

НИКОН
(Минов Никита)
(1605-81)
русский патриарх с 1652.
Провел церковные реформы,

вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил патриаршество. Собор 1666-67 снял с него сан патриарха. Сослан на Север.
Слайд 15

Двуперстное крестное знамение.

Двуперстное крестное знамение.

Слайд 16

АВВАКУМ Петрович русский религиозный деятель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви.

АВВАКУМ Петрович
русский религиозный деятель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола

в Русской православной церкви.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой. 1886 год.

В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой.
1886 год.

Слайд 21

Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.

Священномученик Аввакум
(в центре)
с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.

Слайд 22

Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

Автограф «Жития Аввакума»
с припиской старца Епифания.