Полоцкая земля

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

1) Воспитание уважения к героическому и историческому прошлому нашего народа, изучение

1) Воспитание уважения к героическому и историческому прошлому нашего народа, изучение

его истории, знакомство с его наиболее яркими эпизодами минувшего.
2) Воспитание любви к родному языку, к национальным обычаям, праздникам.
3) Воспитание любви к родной земле, красоте белорусской природы.
4) Изучение жизни и деятельности лучших представителей Беларуси.
5) Воспитание человека, который стремится приумножить материальные и духовные достижения народа.

Цели:

Слайд 5

Первое упоминание о Полоцке - древнейшем городе Беларуси - относится к

Первое упоминание о Полоцке - древнейшем городе Беларуси - относится к

862 году. Более одиннадцати веков назад неподалеку от места впадения Полоты в Западную Двину кривичи основали город и назвали его по имени реки.

Город находится на пересечении европейских путей, на стыке западной и восточной цивилизаций, исторических и культурных традиций Запада и Востока. Выгодное географическое положение, многочисленные речные и сухопутные торговые пути, которые проходили через Полоцк, содействовали его хозяйственному и культурному развитию.

Слайд 6

Построенный на высоком берегу Западной Двины в середине 11в. Софийский Собор

Построенный на высоком берегу Западной Двины в середине 11в. Софийский

Собор является одним из самых ранних храмов Древней Руси. В планировке собора четко прослеживается отход от обычных планировочных схем, свойственных Киевскому и Новгородскому Софийским Соборам. Это связано с тем, какую роль сыграла Православная Церковь в Полоцком княжестве.
Слайд 7

Софийский Собор активно повлиял на развитие полоцкой школы зодчества в 12в.

Софийский Собор активно повлиял на развитие полоцкой школы зодчества в 12в.

Он несколько раз перестраивался, особенно в 15в., после чего у него появились черты храма-крепости, и в 18в., когда униатское виленское барокко полностью изменило внешний вид православной древнебелорусской святыни. Теперь от храма 11в. остались только небольшие фрагменты апсидной части и фундамента.
Слайд 8

Ефросинья Полоцкая

Ефросинья Полоцкая

Слайд 9

Знаменитая православная святая - преподобная Ефросинья Полоцкая. Она была дочерью князя

Знаменитая православная святая - преподобная Ефросинья Полоцкая.
Она была дочерью

князя Георгия Всеславича и его жены Софии. По житию преподобной, составленному для "Четий Миней митрополита Макария (1481-15631)", источнику, весьма близкому по времени к жизни святой, известно, что в 12 лет Предслава, как ее нарекли родители, пришла в монастырь к своей тетке игумений Романовой и сообщила о желании принять постриг. По летописи, князь Роман Всеславич умер в 1116 году; приход Предславы в монастырь, следовательно, произошел позднее, когда вдова Романа сама приняла ангельский образ и стала игуменией. Основываясь на этих скудных данным можно предположить, что Предслава родилась в 1102-1104 годах, а детство ее пришлось на 1102-1116 годы.
Слайд 10

Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и

Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и

сверху и снизу закрыт
золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями.
Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков.
Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с
изображением святых.
Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением.

Внутри креста хранились
христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия.
Святыня была усыпана серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга.
В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест
драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Слайд 11

Ефросинья Полоцкая была первой женщиной, которая переписывала книги. Женщин не допускали

Ефросинья Полоцкая была первой женщиной, которая переписывала книги. Женщин не допускали

к переписке книг, потому что это было очень длительное, физически сложное занятие.
Слайд 12

Франциск Скорина Создатель белорусского и восточнославянского книгопечатания Гуманист Просветитель

Франциск Скорина

Создатель белорусского и восточнославянского книгопечатания
Гуманист
Просветитель

Слайд 13

Слайд 14

«…Я Франциск Скорина сын с Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел

«…Я Франциск Скорина сын с Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел

есми Псалтырю тиснути русскими словами (литерами. – Е.Н.), а словенским языком…»
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25