Правление Николая I (1825-1855 гг.). Общественные движения. Период 1825-1855 гг. Тема 19

Содержание

Слайд 2

1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835

1825

1826

1827

1828

1829

1830

1831

1832

1833

1834

1835

1836

1837

1838

1839

1840

1841

1842

1843

1844

1845

1846

1847

1848

1849

1850

1851

1852

1853

1854

1855

1856

1857

1823

1824

1827-1830
Издание альманаха "Московский вестник" Михаилом Погодиным

1827
Клятва Герцена и Огарева в Воробьевых

горах

1825-1834
Издание журнала "Московский телеграф" Полевым

1831-1832
Кружок Станкевича в Москве (Белинский, Грановский, Бакунин).

1834
Арест Герцена и Огарева. Ссылка Герцена в Вятку

14.7.1835
Новый университетский устав

1836
Публикация в журнале «Телескоп» «Философических писем" Петра Чадаева. Закрытие «Телескопа».

1845-1849
Кружок петрашевцев в Санкт-Петербурге (Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский и др.)

1845-1847
Тайное Кирилло-Мефодиевское общество в Киеве (Шевченко, Костомаров)

1847 Отъезд Герцена за границу

1848 Революция во Франции. Герцен – свидетель восстания в Париже

1853
Основание Герценом «Вольной русской типографии»

1833
Рождение «теории официальной народности» (Уваров, Погодин)

1828-1832
Общество №11 (Белинский, МГУ)

1857
Основание Герценом журнала «Колокол»

Дискуссия западников и славянофилов

Общественные движения времен правления Николая I (1825-1855)

Слайд 3

Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные

Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные

изменения.
Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, столичная знать и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (в основном Московского) и литераторы.

Общественные движения второй четверти XIX в.

Во-вторых, важную роль в освободительном движении стала играть печать, формировавшая общественное мнение.
В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения второй четверти XIX в. привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 1830-х гг. – также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье).
В-четвертых, с рубежа 1830-х – 1840-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России – спор между западниками и славянофилами.

Московский университет в 1820 г.

Слайд 4

Подавление восстания на Сенатской площади и казнь пятерых декабристов, ужесточение цензуры

Подавление восстания на Сенатской площади и казнь пятерых декабристов, ужесточение цензуры

вызвали недовольство либерально настроенных людей, прежде всего молодежи. Для создания тайных обществ по типу декабристских в то время не было ни сил, ни возможностей.

На протяжении 1820-х – начала 1830-х гг. существовали лишь небольшие кружки (от пяти до нескольких десятков человек), в которых велись вольнодумные разговоры.
Как правило, они быстро раскрывались полицией. Сведения о некоторых из них сохранились только благодаря полицейским делам. На общественную атмосферу они не оказали серьезного влияния.
Однако сам факт их возникновения свидетельствует о недовольстве правительственной политикой.
Это подтверждается сведениями о существовании подобных кружков не только в столицах, но и в провинции.

Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.

Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра начала XIX века

Слайд 5

В 1831 г. был разгромлен кружок Николая Сунгурова, в котором наряду

В 1831 г. был разгромлен кружок Николая Сунгурова, в котором наряду

со студентами состояли и офицеры. Хотя деятельность обоих кружков ограничивалась разговорами, их члены подверглись ссылке или сдаче в солдаты.
В 1832 г. университетское начальство узнало о существовании общества «11-го нумера» – студенческого кружка, сложившегося вокруг Виссариона Белинского.
Будущий критик читал в этом кружке свою драму «Дмитрий Калинин».
Чтобы не привлекать полицию и не создавать университету окончательной репутации рассадника вольнодумства, Белинского исключили «по слабости здоровья и ограниченности способностей».

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Критских. Члены его собирались вести антиправительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве.

Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.

Фасад старого здания университета. Рисунок Осипа Бове

Слайд 6

В 1831 г. под влиянием крушения польского восстания и известий о

В 1831 г. под влиянием крушения польского восстания и известий о

восстании лионских ткачей Герцен и его друзья пересмотрели свои взгляды в пользу социалистического учения – сен-симонизма.
Прежние свои взгляды Александр Герцен позднее называл «детским либерализмом 1826 года».
В 1834 г. кружок был раскрыт полицией.
Герцен был сослан в Пермь, позднее – в Вятку. Другие члены кружка также попали в ссылки или были отданы под полицейский надзор.

Александр Герцен (1812-1870)
Студент МГУ в 1829-1833 гг.

Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.

Николай Огарев (1813-1877)
Студент МГУ в 1829-1833 гг.

В Московском университете сложился и кружок Александра Герцена и Николая Огарева.
Члены кружка придерживались либеральных антиправительственных взглядов, восхищались революцией 1830 г. во Франции и восстанием 1830-1831 г. в Польше.

Слайд 7

Наряду с перечисленными в Московском университете существовал кружок Николая Станкевича, не

Наряду с перечисленными в Московском университете существовал кружок Николая Станкевича, не

имевший политического и оппозиционного характера. В этом кружке изучалась труды немецких философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.
Станкевич оказал огромное влияние на идейную жизнь России. Здесь сформировались как самостоятельные мыслители будущие видные общественные деятели, в том числе вожди западничества и славянофильства: Тимофей Грановский, Михаил Бакунин, Виссарион Белинский, Константин Аксаков.

Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.

Виссарион Белинский о Николае Станкевиче:
«Станкевич никогда и ни на кого не налагал авторитета, а всегда и для всех был авторитетом, потому что все добровольно и невольно сознавали превосходство его натуры над своею…».
Тимофей Грановский о Николае Станкевиче:
«Он был нашим благодетелем, нашим учителем, братом нам всем, каждый из нас ему чем-нибудь обязан. Он был мне больше, чем брат. Десять братьев не заменят одного Станкевича… Как вам сказать. что я потерял вместе с ним. Это половина меня, лучшая, самая благородная моя часть, сошедшая в могилу»

Николай Станкевич (1813-1840)
Студент МГУ в 1830-1834 гг.

Слайд 8

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Петра

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Петра

Чаадаева. Это было первое из восьми писем, написанных еще в 1828–1833 гг.

«Философическое письмо» Петра Чаадаева

Николай Надеждин (1804-1856)
русский учёный, критик, профессор словесных наук Московского Университета, философ, журналист, этнограф, знаток раскола церкви и её истории. Издатель журнала «Телескоп».

Петр Чаадаев (1794-1856)
Автор «Философических писем»

Из «Философического письма» Петра Чаадаева:
«Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать»
«…тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства»

Слайд 9

Слайд 10

«Философическое письмо» Петра Чаадаева Николай I увидел в «Философическом письме» «смесь

«Философическое письмо» Петра Чаадаева

Николай I увидел в «Философическом письме» «смесь дерзостной

бессмыслицы, достойной умалишенного» и приказал объявить автора сумасшедшим.
Домой к Чаадаеву еженедельно являлся врач для «освидетельствования его умственного состояния».
«Телескоп» был закрыт, его редактор Надеждин сослан, пропустивший письмо цензор Болдырев, ректор Московского университета, отправлены в отставку.

Из «Философического письма» Петра Чаадаева:
«Мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. … Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого <…> Сначала — дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности… Окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство, — вы на найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. <…> Мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
«Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?»

Слайд 11

«Философическое письмо» Петра Чаадаева Московский чиновник и театрал Степан Жихарев о

«Философическое письмо» Петра Чаадаева

Московский чиновник и театрал Степан Жихарев о «Философическом

письме» Чаадаева:
«Никакое литературное произведение или ученое событие… не производило такого огромного влияния и такого обширного действия, не разносилось с такою скоростью и с таким шумом. Около месяца среди целой Москвы почти не было дома, в котором не говорили бы про “чаадаевскую статью” и “чаадаевскую историю”».
Из письма Александра Пушкина Петру Чаадаеву:
«И (положа руку на сердце), разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератора меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».
Из чернового варианта письма Пушкина к Чаадаеву:
«Надо было прибавить (не в качестве уступки, но как правду), что правительство все еще единственный европеец в России»

Петр Чаадаев (1794-1856)
Автор «Философических писем»

Слайд 12

«Философическое письмо» Петра Чаадаева Петр Чаадаев (1794-1856) Автор «Философических писем» Из

«Философическое письмо» Петра Чаадаева

Петр Чаадаев (1794-1856)
Автор «Философических писем»

Из сочинений Петра Чаадаева:
«Русский

ум есть ум безличный по преимуществу. Дело в том, что оценить, как следует, европейские события можно лишь с того расстояния, на котором мы от них находимся. Мы стоим, по отношению к Европе, на исторической точке зрения, или, если угодно, мы – публика, а там актеры, нам и принадлежит право судить пьесу».
«Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – Запад и Восток, обладает еще третьей стороной».
«Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями».
Слайд 13

Под влиянием дискуссии, спровоцированной сочинениями Чаадаева в конце 1830-х – начале

Под влиянием дискуссии, спровоцированной сочинениями Чаадаева в конце 1830-х – начале

1840-х гг. на первый план в развитии общественной мысли вышли споры об исторической судьбе России.
Сложились два лагеря: славянофилы и западники.
Наиболее видными идеологами славянофильства являлись Константин и Иван Аксаковы, Иван и Петр Киреевские, Александр Кошелев, Алексей Хомяков и Юрий Самарин.

Славянофилы

Юрий Самарин
(1819-1876)

Константин Аксаков
(1817-1860)

Иван Аксаков
(1823-1886)

Алексей Хомяков
(1804-1860)

Иван Киреевский (1806-1856)

Слайд 14

Западники Лидерами западничества были выдающийся историк средневековья Тимофей Грановский, Василий Боткин,

Западники

Лидерами западничества были выдающийся историк средневековья Тимофей Грановский, Василий Боткин, Константин

Кавелин, Михаил Катков.
Левыми западниками называют обычно Виссариона Белинского, Александра Герцена, Николая Огарева, Михаила Бакунина.

Тимофей Грановский (1813-1855)

Павел Анненков
(1813-1887)

Борис Чичерин
(1828-1904)

Михаил Катков
(1818-1887)

Сергей Соловьев
(1820-1879)

Константин Кавелин
(1818-1885)

Слайд 15

Западники и славянофилы Общим для западничества и славянофильства было неприятие существующих

Западники и славянофилы

Общим для западничества и славянофильства было неприятие существующих в

России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна следовать по пути Западной Европы и стать парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.
Слайд 16

Славянофилы Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Славянофил Константин

Славянофилы

Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Славянофил Константин Аксаков

противопоставлял все западные государства российскому. Российское государство, как считал Аксаков, возникло не в результате завоевания (как государства Западной Европы), а основано «добровольным призванием власти».

Славянофилы считали европейский путь гибельным для России.
Все постигшие Россию беды они связывали с тем, что начиная со времен Петра I, Россия отказалась от самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Константин Аксаков
(1817-1860)
славянофил

Из рукописи Константина Аксакова «Переворот Петра Великого»:
«Вся Россия была под двумя властями – Земли к Государства, разделялась на два отдела – на людей земских и людей служилых.
Что же соединяло эти два отдела, что составляло неразрывную связь между ними? Мы говорили прежде о добровольном призвании Землею власти: это относится, собственно, к правительству, к государю; но здесь мы говорим уже о проявлении этих начал, о двух классах: служилом и земском. Что соединяло эти два отдела России? Вера и жизнь; вот почему всякий чиновник, начиная от боярина, был свой человек народу; вот почему, переходя из земских людей в служилые, он не становился чуждым Земле. Выше всех этих разделений было единство веры и единство жизни, быта, соединявшее Россию в одно целое. Верою и жизнью само Государство становилось земским.»

Слайд 17

Славянофилы Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа,

Славянофилы

Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не

тронутой поверхностной петровской европеизацией, славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта, фольклора.

Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Православная церковь и нравственное развитие монарха, согласно идеям славянофилов, должны предотвратить превращение царской власти в деспотическую.

Русский народ славянофилы считали чуждым политике и преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции.

Иван Киреевский
(1806-1856)

Из письма Ивана Киреевского Алексею Кошелеву. 1853 г.:
«Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений»

Слайд 18

Западники доказывали преимущества западноевропейской модели общественного устройства, при этом не рассматривая

Западники доказывали преимущества западноевропейской модели общественного устройства, при этом не рассматривая

ее как предмет слепого подражания.

Термины «западники» и «западничество» возникли в ходе полемики западников со славянофилами и первоначально самими западниками воспринимались как обидные политические клички. В спорах 1840-х гг. использовались также прозвища «западные», «европеисты» и «нововеры».
Основой мировоззрения западников были идеи европейского Просвещения и немецкой классической философии. В политической сфере западники были сторонниками свободы совести, общественного мнения и печати, а также публичности правительственных действий и гласности судопроизводства. Западники (впрочем, как и большинство славянофилов) были противниками крепостного права.

Западники

Иван Тургенев (1818-1883)
Русский писатель. Западник.

Из «Литературных и житейских воспоминаний» Ивана Тургенева:
«Скажу также, что я никогда не признавал той неприступной черты, которую иные заботливые и даже рьяные, но малосведущие патриоты непременно хотят провести между Россией и Западной Европой, той Европой, с которою порода, язык, вера так тесно ее связывают <…> Неужели же мы так мало самобытны, так слабы, что должны бояться всякого постороннего влияния и с детским ужасом отмахиваться от него, как бы он нас не испортил? Я этого не полагаю: я полагаю, напротив, что нас хоть в семи водах мой, – нашей, русской сути из нас не вывести. Да и что бы мы были, в противном случае, за плохонький народец! Я сужу по собственному опыту: преданность моя началам, выработанным западною жизнию, не помешала мне живо чувствовать и ревниво оберегать чистоту русской речи».

Слайд 19

Для западников было очень важно понятие «исторического прогресса», который они представляли

Для западников было очень важно понятие «исторического прогресса», который они представляли

как цепочку качественных изменений общества от худшего к лучшему. Поэтому западники считали Петра I одним из главных деятелей российской истории, который превратил движение страны по пути прогресса в «правительственную систему».

Западники

Петр Чаадаев
(1794-1856)
Публицист.
Один из родоначальников западничества. Автор «Философических писем», спровоцировавших дискуссию западников и славняофилов

Из «Философических писем» Петра Чаадаева:
«Петр хотел цивилизовать Россию для того, чтобы дать нам представление о просвещении, он прикрепил нас к мантии цивилизации: мы схватились за мантию, но мы не коснулись самой цивилизации»
Из «Апологии сумасшедшего» Петра Чаадаева:
«Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу».

Из сочинения Константна Кавелина «Мысли и заметки о русской истории»:
«…дело Петра не умерло после него на русской почве; напротив того, оно, несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, пустило корни и продолжалось почти полтора века, вплоть до нашего времени. Вместо того, чтобы ослабить Россию, реформа вызвала к деятельности дремавшие в ней громадные силы и развила их в невиданных размерах. Вот почему нельзя не признать реформы Петра органическим явлением великорусской жизни».

Константин Кавелин
(1818-1885)
Историк.
Начинал как западник, впоследствии сблизился со славянофилами, затем разошелся и с теми, и с другими

Слайд 20

Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были Виссарион Белинский

Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были Виссарион Белинский

и Александр Герцен.

После изгнания из университета Белинский занялся литературной критикой. В обществе, жившим под гнетом цензуры, литературная критика взяла на себя роль общественно-политической публицистики. Говоря о литературе, критика поднимала проблемы, волновавшие общество.
В своих статьях Белинский критиковал «теорию официальной народности» и официозных литераторов: Фаддея Булгарина, Николая Греча, Нестора Кукольника и др.
Журнал «Отечественные записки», в котором публиковались критические статьи Белинского, приобрел колоссальную популярность.

Революционная демократия

Виссарион Белинский
(1811-1848)

«Отечественные записки» эпохи Виссариона Белинского

Слайд 21

В 1847 году, незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за

В 1847 году, незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за

границей, опубликовал открытое письмо к Николаю Гоголю, в котором резко (но далеко не во всем справедливо) упрекал писателя за восхваление самодержавия и крепостничества в книге «Выбранные места из переписки с друзьями».
В этом письме Белинский обрушился на порядки николаевской России, «страны, где люди торгуют людьми ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка».

Революционная демократия

Из письма Виссариона Белинского Николаю Гоголю
от 15 июля 1847 года:
«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Письмо Виссариона Белинского к Николаю Гоголю от 15 июля 1847 г.

Слайд 22

В 1834-1840 гг. Алесандр Герцен находился в ссылке в Перми, Вятке

В 1834-1840 гг. Алесандр Герцен находился в ссылке в Перми, Вятке

и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но вскоре был сослан в Нижний Новгород.
В краткий период между ссылками Герцен участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общественной жизни для него могла быть литература. В 1840-х гг. Герцен опубликовал повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?».
В 1847 г. Александр Герцен уехал в эмиграцию и уже больше не возвращался в Россию. Кровавые события 1848 г. во Франции заставили его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу, что путь России к социалистическому будущему должен опираться на «ячейку социализма» – крестьянскую общину, сохранившую значительные черты коллективизма. Россия, по мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать «крестьянским (общинным) социализмом».
В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию.
В 1855 г. началось издание альманаха «Полярная звезда», в 1857 г. – журнала «Колокол».

Александр Герцен (1812-1870)

Революционная демократия

Слайд 23

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1810е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1810е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1820е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1830е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1840е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1850е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1860е

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1870е

1827
Клятва в Воробьевых горах

1829-1833
МГУ. Кружок Герцена-Огарева.

1833-1840 Пермь, Владимир. Ссылка.

1840-1847 Москва. Западники

и славянофилы.

1847-1870
Франция, Швейцария, Англия. Эмиграция. Издание журналов «Полярная звезда» и «Колокол». Формирование идей «общинного социализма»

14.12.1825
Восстание декабристов в России

1830
Революция во Франции. Восстание в Польше

1848
«Весна народов». Революции в Европе

1853-1856
Крымская война

1825-1855 Николай I

1801-1825 Александр I

19.2.1861
Отмена крепостного права в России

1855-1881 Александр II

Александр Герцен (1812-1870)

25.3.1812
Рождение. Москва

9.1.1870
Смерть. Париж

1812-1829 Москва. Детство. Юность. Знакомство с Николаем Огаревым.
Поступление в МГУ.

Слайд 24

В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера

В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера

– Михаила Буташевича-Петрашевского. В кружок входили литераторы, чиновники, преподаватели гимназий, офицеры. Среди членов кружка были Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Плещеев, Аполлон Майков.

Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Общество петрашевцев оставалось кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось.
Сам Буташевский-Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении , республики.
Более радикально настроены были некоторые члены общества, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции.

Кружок «петрашевцев»

Михаил Буташевич-Петрашевский (1821-1866)

Федор Достоевский
(1821-1881)

Слайд 25

По поручению министра внутренних дел Льва Перовского агент Иван Липранди установил

По поручению министра внутренних дел Льва Перовского агент Иван Липранди установил

наблюдение над Петрашевским и его единомышленниками, а по прошествии года представил руководителю III отделения Леонтию Дубельту списки лиц, причастных к тайному обществу; все они были арестованы.

Кружок «петрашевцев»

Из всеподданнейшего доклада следственной комиссии по делу петрашевцев Николаю I. Раздел доклада с изложением сути социалистических учений. Сентябрь 1849 г.

Иван Липранди
(1790–1880)

Леонтий Дубельт
(1792–1862)

Слайд 26

Список осужденных петрашевцев: Михаил Буташевич-Петрашевский, титулярный советник, 27 лет Дмитрий Ахшарумов,

Список осужденных петрашевцев:
Михаил Буташевич-Петрашевский, титулярный советник, 27 лет
Дмитрий Ахшарумов, кандидат Санкт-Петербургского

университета, 26 лет
Василий Головинский, титулярный советник, 20 лет
Николай Григорьев, поручик лейб-гвардии конно-гренадерского полка
Ипполит Дебу, служащий в Азиатском департаменте, 25 лет
Константин Дебу, служащий в Азиатском департаменте, 38 лет
Фёдор Достоевский, отставной инженер-поручик, литератор, 27 лет
Сергей Дуров, отставной коллежский асессор, литератор, 33 года
Александр Европеус, отставной коллежский секретарь, 2? лет
Василий Катепев, сын почетного гражданина, 19 лет
Николай Кашкин, служащий в Азиатском департаменте, 20 лет
Фёдор Львов, штабс-капитан лейб-гвардии егерского полка, 25 лет
Николай Момбелли, поручик лейб-гвардии московского полка, 27 лет
Николай Момбелли, поручик лейб-гвардии московского полка, 27 лет
Александр Пальм, поручик лейб-гвардии егерского полка, 27 лет
Алексей Плещеев, неслужащий дворянин, литератор, 23 года
Николай Спешнев, помещик Курской губернии, 28 лет
Константин Тимковский, титулярный советник, 35 лет
Феликс Толь, учитель главного инженерного училища, 26 лет
Павел Филиппов, студент Санкт-Петербургского университета, 24 года
Александр Ханыков, студент Санкт-Петербургского университета, 24 года
Рафаил Черносвитов, отставной поручик (бывший исправник), 39 лет
Пётр Шапошников, мещанин, 28 лет
Иван Ястржембский, помощник инспектора в Технологическом институте, 34 года
Александр Баласогло, поэт, морской офицер в отставке, 36 лет.

Список петрашевцев с указанием главных пунктов обвинения и приговора каждому из них. 22 декабря 1849 г.

Слайд 27

В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую

В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую

заменили каторгой лишь в последнюю минуту, когда осужденные уже стояли под виселицей.

Несмотря на то что общество петрашевцев не предпринимало никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой.

Кружок «петрашевцев»

Обряд казни на Семёновском плацу. Рисунок Бориса Покровского, 1849 г.

Записка начальника III Отделения гр. Алексея Орлова об исполнении приговора над петрашевцами.
23 декабря 1849 г.