- Главная
- История
- Презентация на тему "Общественное движение 30-50 гг XIX века" - презентации по Истории скачать
Содержание
- 2. Особенности общественного движения 30—50-х гг. В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота
- 3. Консервативное движение. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С. С. Уварова,
- 4. Граф С. С. Уваров
- 5. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание
- 6. Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие
- 7. А. С. Хомяков И.Аксаков К.Аксаков
- 8. Кружки 20—30-х гг. Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и революционная идеология. Большую роль
- 9. Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Небольшие кружки быстро
- 10. Революционное движение. Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только
- 11. А. И. Герцена Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И. А. Яковлева. Герцен
- 12. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его
- 13. В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный
- 14. П. Я. Чаадаев Особое место в общественной мысли и общественном движении 30—50-х гг. занимал Петр Яковлевич
- 16. Скачать презентацию
Особенности общественного движения 30—50-х гг.
В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала
Особенности общественного движения 30—50-х гг.
В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала
— оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; — произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; — впервые консервативное направление получило собственную идеологию; — оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; — участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Консервативное движение.
Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии
Консервативное движение.
Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии
Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.
Граф С. С. Уваров
Граф С. С. Уваров
Либеральное движение. Западники и славянофилы.
Российский либерализм был представлен в те
Либеральное движение. Западники и славянофилы.
Российский либерализм был представлен в те
Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».
Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.
Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений
Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений
— отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности; — убежденность в необходимости коренных преобразований; — надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности; — расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; — уверенность в возможности мирного осуществления реформ; — вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.
А. С. Хомяков
И.Аксаков
К.Аксаков
А. С. Хомяков
И.Аксаков
К.Аксаков
Кружки 20—30-х гг.
Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и
Кружки 20—30-х гг.
Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и
В московской гостиной 40-х гг. XIX в. С картины художника Б. М. Кустодиева. Слева изображены В. П. Боткин и Д. Л. Крюков, беседующие с М. С. Щепкиным; вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский; справа — сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. Тургенев
Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского
Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского
В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. — кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания.
Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин.
В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.
Революционное движение.
Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в.
Революционное движение.
Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в.
Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
А. И. Герцена
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского
А. И. Герцена
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского
В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма. Согласно учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.
Другим крупным теоретиком революционного направления был Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича, а с 1834 г. вел литературно- критический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834 г. в «Молве» была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резко критиковал идеи С. С. Уварова.
В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных
В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных
В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество, сложившееся в 1845 г. в Петербурге вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, ученый- географ П. П. Семенов, пианист А. Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848 г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России.
В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.
Многие революционеры 40—50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф. М. Достоевский.
В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг. получило
В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг. получило
Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:
— утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества; — обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; — выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.
Революционное движение 40—50-х гг. стало важной причиной, подталкивавшей власти к реформированию общества.
П. Я. Чаадаев
Особое место в общественной мысли и общественном движении 30—50-х
П. Я. Чаадаев
Особое место в общественной мысли и общественном движении 30—50-х
Главным итогом развития общественного движения 30— 50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.