Призвание Рюрика. Участие Руси в призвании

Содержание

Слайд 2

Участие Руси в призвании В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списке «Повести

Участие Руси в призвании

В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списке «Повести временных

лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в Новгородской Кормчей (1280 год) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна»
Слайд 3

Участие Руси в призвании Участие руси в призвании варягов фиксируется и

Участие Руси в призвании

Участие руси в призвании варягов фиксируется и в

более поздних, чем «Повесть временных лет», источниках: «Владимирском летописце» и «Сокращённом Новгородском Летописце», а также в Степенной книге митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь» и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…» и некоторых других.
Слайд 4

Столица Рюрика Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик.

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно

Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород. В самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.
Слайд 5

Летописи о призвании Рюрика О призвании на княжение Рюрика хорошо знали

Летописи о призвании Рюрика

О призвании на княжение Рюрика хорошо знали в

Древней Руси, и в первую очередь сами князья Рюриковичи. Обстоятельства призвания Рюрика везде начинаются с записи лета 6367 от сотворения мира (859 г. от Рождества Христова), сообщающей, что варяги из «заморя» берут дань со словен, мери и кривичей, хазары же берут с полян, северян и вятичей по серебряной монете и по белке с дыма. Хазар терпели или сильно боялись, а против варягов вспыхнуло восстание, и их изгнали за море. 
Слайд 6

Радзивилловская летопись О Рюрике сказано так же и Радзивилловской – другой

Радзивилловская летопись

О Рюрике сказано так же и Радзивилловской – другой ранней

летописи. Здесь лишь добавлено: «А от тех варяг прозвася Рускаа земля Новгородтии суть люде новгородци от рода варежска, преже бо беша словене». Новгородцы стали от рода варяжского потому, что у них князь варяг, а раньше они были словене. В Лаврентьевской летописи о Рюрике сказано: «Седе Новегороде». 
Слайд 7

Новгородская летопись Новгородская первая летопись младшего извода рассказывает, что словене, кривичи,

Новгородская летопись

Новгородская первая летопись младшего извода рассказывает, что словене, кривичи, меря

и чудь, изгнав варягов за море, но всё обернулось раздором и войнами и тогда они сказали себе: «князя поищем, иже бы владел нами и рядил ны по праву». За морем у варягов они сказали известные слова, что земля наша велика и обильна, но наряду в ней нет и получили трёх братьев «с роды своими», взявшими дружину «многу и предивну».
Слайд 8

Призвание Рюрика как исторический миф От призвания Рюрика (условно — 862

Призвание Рюрика как исторический миф

От призвания Рюрика (условно — 862 г.)

до первой (Несторовой) редакции (1110—1113 гг.) прошло около 250 лет — период достаточный для того, чтобы события, связанные с приходом Рюрика, приобрели легендарный характер. Для сохранения мифов устные традиции имеют свои достоинства: сложившийся миф они передают из поколения в поколение без изменений и новшеств. Точность воспроизведения мифа утрачивается, когда предания попадают в руки летописца.
Слайд 9

Призвание Рюрика как исторический миф Если сказитель у всех на виду:

Призвание Рюрика как исторический миф

Если сказитель у всех на виду: пересказывая

важное предание, он не может менять его содержание — его тут же поправят, то у летописца в монашеской келье свидетелей не было: его мог поправить лишь игумен (если он сам не был игуменом) либо князь (если монастырь считался с князем). Был ещё патриотизм земли: киевский — у киевлянина, новгородский — у новгородца, полоцкий — у полочанина. Летописцы были патриотами и отстаивали интересы своей земли как могли, т. е. в летописании.