Происхождение и ранние формы культуры (культура первобытного общества)

Содержание

Слайд 2

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - процесс возникновения, становления и развития ранних форм культуры в эпоху первобытности.


КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - процесс
возникновения, становления и
развития ранних

форм культуры
в эпоху первобытности.
Слайд 3

ПЛАН ЛЕКЦИИ I. Историко-культурное значение первобытности. II. Основные этапы антропогенеза. III.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

I. Историко-культурное значение
первобытности.
II. Основные этапы антропогенеза.
III. Периодизация первобытности.
IV. Производственная

культура.
V. Первобытные знания и верования.
VI. Происхождение и ранние формы искусства.
Слайд 4

I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОСТИ явилась начальным и наиболее длительным этапом истории

I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОСТИ

явилась начальным и наиболее длительным этапом истории мировой

культуры;
носила всеобщий характер (через первобытную эпоху прошло всё человечество);
создала фундамент современной цивилизации;

Первобытность

Слайд 5

сыграла ключевую роль в истории мировой культуры (предопределила не только темпы,

сыграла ключевую роль в истории
мировой культуры (предопределила
не только

темпы, но содержание,
тематику и многие региональные
особенности историко-культурного
процесса);
5. значительное число достижений
первобытности сохраняет своё
значение в инвентаре современной
культуры.
Слайд 6

Особенность первобытной культуры – в ее синкретизме. СИНКРЕТИЗМ – это нерасчленённое

Особенность первобытной культуры – в ее синкретизме.
СИНКРЕТИЗМ – это нерасчленённое единство

всех форм жизнедеятель- ности первобытного человека, в котором нерасторжимо сливались
труд и общение,
познание окружающего мира и самопознание,
магические обряды и художественное творчество.
Слайд 7

II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения человека как особого биологического вида.

II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс
возникновения человека
как особого

биологического
вида.
Слайд 8

Основные этапы антропогенеза

Основные этапы антропогенеза

Слайд 9

Рамопитек Неандерталец «Человек умелый» «Человек выпрямленный» «Человек разумный» Австралопитек

Рамопитек

Неандерталец

«Человек умелый»

«Человек
выпрямленный»

«Человек разумный»

Австралопитек

Слайд 10

III. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ. ЭТАПЫ СОЦИОГЕНЕЗА Первобытное стадо

III. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ. ЭТАПЫ СОЦИОГЕНЕЗА

Первобытное
стадо

Слайд 11

Слайд 12

Ранний палео-лит cобиратель- ство, охота IV. Производственная культура универсальные каменные ручные

Ранний
палео-лит

cобиратель-
ство,
охота

IV. Производственная культура

универсальные
каменные ручные рубила,
специализированные
орудия труда и охоты

Слайд 13

Орудия раннего палеолита ядрище; листовидное острие; острие; дисковидное ядрище; 5,6 остроконечники;

Орудия раннего палеолита

ядрище;
листовидное острие;
острие;
дисковидное

ядрище;
5,6 остроконечники;
7 двухконечное острие;
8 зубчатое орудие;
9 скребок;
рубило;
нож с обушком;
орудие с выемкой;
13 проколка;
скребло;
двойное скребло;
16,17 скрёбла.
Слайд 14

«Человек выпрямленный»

«Человек выпрямленный»

Слайд 15

Неандерталец

Неандерталец

Слайд 16

Поздний палео- лит широкий набор орудий и оружия; составные орудия (нож, копье, дротик, гарпун и др.)

Поздний
палео-
лит

широкий набор
орудий и оружия;
составные орудия
(нож, копье, дротик,
гарпун и

др.)
Слайд 17

Орудия позднего палеолита 1 – наконечник с выемкой; 2 – листовидное

Орудия позднего палеолита

1 – наконечник с выемкой;
2 – листовидное остриё;
3

– наконечник с черенком;
4 – листовидный наконечник;
5 – остриё с пазом для каменных вкладышей;
6 – наконечник мотыги;
7 – гарпун; 8,9 – трапеции;
10 – микроостриё;
11,12,13 – резцы;
14 – скребок-резец;
15 – ретушированная пластина;
16 – остриё;
17 – статуэтка, изображающая женщину(слоновая кость);
18 – рельефы на камне (женщина с рогом; мужчина, бросающий копьё);
19 – головка львицы (мергель).
Слайд 18

Охота на мамонта

Охота на мамонта

Слайд 19

Охота с копьем на пещерного медведя

Охота с копьем на пещерного медведя

Слайд 20

Мезолит лук и стрелы; микролиты (лезвия, резцы, наконечники)

Мезолит

лук и стрелы;
микролиты
(лезвия, резцы,
наконечники)

Слайд 21

Орудия мезолита 1 – кремневое остриё; 2 – копалка из рога

Орудия мезолита

1 – кремневое остриё;
2 – копалка из рога оленя;
3 –

скребок;
4 – топор;
5 – костяной наконечник с
каменными вставками;
6 – крючок из кости;
7 – геометрические
микролиты;
8 – костяной гарпун.
Слайд 22

Хозяйственная деятельность человека в конце палеолита - мезолите

Хозяйственная деятельность человека
в конце палеолита - мезолите

Слайд 23

Охота с луком и стрелами на оленя

Охота с луком и стрелами на оленя

Слайд 24

Ранний неолит Поздний неолит Ранний неолит орудия общего назначения (топоры, клинья,

Ранний
неолит

Поздний
неолит

Ранний
неолит

орудия общего назначения
(топоры, клинья, долота,
молоты);
орудия земледелия(мотыги,


зернотерки, серпы, плуги);
орудия охоты (боевые то-
поры, палицы, кастеты)
Слайд 25

Орудия неолита 1 – кремневые серпы; 2 – мотыги каменные; 3

Орудия неолита

1 – кремневые серпы;
2 – мотыги каменные;
3 – расписная

глиняная посуда;
4 – деревянные сосуды;
5 – женская статуэтка из глины;
6 – нож ритуальный из кремня;
7 – сосуд глиняный;
8 – сосуд глиняный;
9 – глиняная женская статуэтка;
10 – сланцевое тесло;
11 – гарпун из рога;
12,13 – глиняная посуда;
14 – каменные наконечники
стрел;
15 – лыжники (изображения на
скалах Белого моря);
16 – кинжал с кремневыми
вкладышами
Слайд 26

Оттачивание каменной мотыги

Оттачивание каменной мотыги

Слайд 27

Ранний неолит. Родовой поселок древних земледельцев и скотоводов

Ранний неолит. Родовой поселок
древних земледельцев и скотоводов

Слайд 28

Орудия земледелия эпохи неолита 1 – плуг, 2 – цеп, 5

Орудия земледелия эпохи неолита


1 – плуг, 2 – цеп, 5

– серп, 6 – коса, 7 – соха-суковатка.
Слайд 29

Бронзовый топор VIII-VII вв. до н.э. Медно-каменный век (энеолит, халколит) не стал длительным периодом первобытности.

Бронзовый
топор VIII-VII вв.
до н.э.

Медно-каменный век (энеолит, халколит) не стал длительным

периодом первобытности.
Слайд 30

Желез- ный век

Желез-
ный
век

Слайд 31

V. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗНАНИЯ И ВЕРОВАНИЯ Первобытные люди не выделяют себя из

V. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗНАНИЯ И ВЕРОВАНИЯ

Первобытные люди не выделяют себя из природы

и глубоко интегрированы в социальное окружение.
Формой их духовной культуры является мифология.
Позитивные знания человека не бедны,
но весьма ограничены.
Представления о явлениях, остающихся за пределами положительного опыта человека, составляют область религии, основанной на вере в реальность сверхъестественного.
Слайд 32

РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ Похоронный обряд первобытных охотников

РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ

Похоронный обряд первобытных охотников

Слайд 33

МАГИЯ – вера в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на мир

МАГИЯ – вера в способность человека сверхъестественным
путём воздействовать на мир

(природу, людей, духов).

Бизон. Наскальное изображение. Франция.

Слайд 34

ТОТЕМИЗМ - это вера в сверхъестест-венное родство между людьми данного рода

ТОТЕМИЗМ - это вера в сверхъестест-венное родство между людьми
данного

рода и тотемом (каким-либо животным, растением, реже – неодушев-ленным предметом или явлением природы).

"Колдун" из пещеры
«Трех братьев».
Франция.
16 тыс. лет назад.

Слайд 35

ФЕТИШИЗМ – это поклонение неодушевленным предметам, почитаемым как вместилища духов. АНИМИЗМ

ФЕТИШИЗМ – это поклонение неодушевленным предметам, почитаемым как вместилища духов.
АНИМИЗМ –

вера в душу и духов.

Деревянные идолы. Эфиопия

Неолитическое изображение
Богини-Матери. Средиземноморье.

Слайд 36

VI. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА В ПОЗДНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ появляются рисунок,

VI. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА


В ПОЗДНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ
появляются


рисунок,
живопись,
круглая скульптура («палеолитические венеры»).

«Венера» из Виллендорфа
(23-21 тыс. лет назад)

Слайд 37

Выполнена из смеси золы, толченых костей, глины и жира, которая после

Выполнена
из смеси золы, толченых костей,
глины и жира,
которая
после

обжига приобретает твердость камня.

«Вестоницкая Венера»
(20-30 тыс. лет назад)

Слайд 38

НА КОНЕЦ ПАЛЕОЛИТА приходится расцвет рисунка и живописи. Основной сюжет -

НА КОНЕЦ ПАЛЕОЛИТА приходится расцвет рисунка и живописи.
Основной сюжет -

крупные промысловые животные.
Изображения отличаются
реализмом,
динамичностью,
не лишены перспективы,
неплохо передают объем.
Галереи палеолитической живописи расположены в пещерах, где совершались магические обряды, связанные с охотой и другими сторонами жизни первобытной общины.
Слайд 39

Зубр. Пещера Альтамира. Испания. Лошадь. Пещера Ласко. Франция. Олени. Бык. Пещера Ласко. Франция.

Зубр. Пещера Альтамира.
Испания.

Лошадь. Пещера Ласко.
Франция.

Олени. Бык. Пещера

Ласко. Франция.
Слайд 40

В МЕЗОЛИТЕ осуществляется переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту;

В МЕЗОЛИТЕ
осуществляется переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту;


огромное место в изображениях
занимает человек;
изображения на-носятся на камни, находящиеся в открытых местах.

Изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями на склонах скал к югу от Баку (Азербайджан)

Слайд 41

В НЕОЛИТЕ развивается декоративное искусство, которое дает новые разнообразные формы и

В НЕОЛИТЕ
развивается
декоративное искусство, которое дает новые разнообразные формы

и достигает нередко большой художественной высоты.

Голова лосихи III тыс до н.э.

Слайд 42

БРОНЗОВЫЙ ВЕК – пора высоких достижений декоративного искусства и расцвета мегалитической

БРОНЗОВЫЙ ВЕК – пора
высоких достижений декоративного искусства
и

расцвета
мегалитической архитектуры.

Булавка.
Северная Осетия. Втор. четв. I тыс. до н.э.

Слайд 43

ПЕРВОБЫТНЫЕ МЕГАЛИТЫ МЕНГИРЫ – это одиноч- ные, вертикально поставленные камни различной

ПЕРВОБЫТНЫЕ МЕГАЛИТЫ

МЕНГИРЫ – это одиноч-
ные, вертикально
поставленные камни
различной высоты

(от 1 до 20 м).
Были объектами
поклонения как
символы плодородия,
стражи пастбищ
и источников
или обозначали
место церемоний.

Менгиры. Бретань.
Франция.

Слайд 44

ДОЛЬМЕНЫ – сооружения из двух или более крупных каменных плит, стоящих

ДОЛЬМЕНЫ – сооружения из двух или более крупных каменных плит, стоящих

вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой.
Были местом захоронения членов рода.

Дольмен. Корсика.
Франция.

Слайд 45

КРОМЛЕХИ - расположенные вокруг кургана или жертвенного камня каменные столбы, иногда

КРОМЛЕХИ -
расположенные
вокруг кургана или
жертвенного камня
каменные столбы,
иногда

перекрывав-
шиеся плитами.
Это первые
культовые
сооружения и
древнейшие
обсерватории.

Кромлех Стоунхендж.
II тыс. до н.э. Англия.
Современная фотография
и реконструкция.