Раннехристианская и византийская архитектура

Содержание

Слайд 2

Катакомбы первых христиан

Катакомбы первых христиан

Слайд 3

«Христос – добрый пастырь»

«Христос – добрый пастырь»

Слайд 4

Раннехристианская архитектура (конец IV-V в.) 2. Ранневизантийский период (V-начало VII в.)

Раннехристианская архитектура
(конец IV-V в.)
2. Ранневизантийский период (V-начало VII в.)
3. Средневизантийский

период (VII-XII в.)
4. Поздневизантийский период (XIII-XV в.)
Слайд 5

Триумф веры и многолюдное шествие определили триумфально-грандиозный и монументально-величественный масштаб новых

Триумф веры и многолюдное шествие определили триумфально-грандиозный и монументально-величественный масштаб новых

церковных сооружений. Триумфальная арка как Врата нового мира, место перехода и приобщения к таинству евхаристии, цель шествия. Знаки пути верующих: продольная организация базилики как поэтапное приближение к истиной вере (атриум, нартекс, неф, апсида), мерное шествие колонн, мозаики с изображением святых; сцены Страстей Христовых - событийное наполнение этого пути как эталон для каждого верующего.
Слайд 6

Два основных типа храмов: 1. Базилика; 2. Центричный храм (в плане – круглый, многоугольный или крестовидный)

Два основных типа храмов: 1. Базилика; 2. Центричный храм (в плане – круглый,

многоугольный или крестовидный)
Слайд 7

Базилика святого Петра в Риме

Базилика святого Петра в Риме

Слайд 8

Базилика святого Петра в Риме

Базилика святого Петра в Риме

Слайд 9

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

Слайд 10

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

Слайд 11

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

Слайд 12

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века Девы. Мозаика.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века Девы. Мозаика.

Слайд 13

«Девы», мозаика.

«Девы», мозаика.

Слайд 14

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века Волхвы, мозаика.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Волхвы, мозаика.

Слайд 15

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Слайд 16

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Слайд 17

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Слайд 18

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Слайд 19

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

Слайд 20

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век Конха апсиды – «Христос - добрый пастырь»

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век Конха апсиды – «Христос - добрый

пастырь»
Слайд 21

Особенности раннехристианских базилик: - приоритет внутреннего пространства над внешними формами (

Особенности раннехристианских базилик: - приоритет внутреннего пространства над внешними формами ( стены

интерьера облицовываются мрамором, покрываются мозаиками, полы имеют орнаментальные узоры, строгие, лаконично решенные фасады), - выделение главного нефа при помощи более обильного освещения, - направленность движения к алтарю, который акцентируется апсидой, покрытой мозаикой и обрамленной триумфальной аркой
Слайд 22

Мавзолей Санта Констанца в Риме, первая половина IV века

Мавзолей Санта Констанца в Риме,
первая половина IV века

Слайд 23

Интерьер мавзолея Санта Констанца в Риме, базиликальный разрез впервые был применен к центрическому купольному зданию

Интерьер мавзолея Санта Констанца в Риме, базиликальный разрез впервые был применен

к центрическому купольному зданию
Слайд 24

Мозаика «Христос вручает закон святому Петру и святому Павлу»

Мозаика «Христос вручает закон святому Петру и святому Павлу»

Слайд 25

Мозаика свода мавзолея Санта Констанца

Мозаика свода мавзолея Санта Констанца

Слайд 26

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век

Слайд 27

Мозаика «Христос – добрый пастырь»

Мозаика «Христос – добрый пастырь»

Слайд 28

Мозаика «Святой Лаврентий»

Мозаика «Святой Лаврентий»

Слайд 29

Неонианский баптистерий в Равенне, V век

Неонианский баптистерий в Равенне, V век

Слайд 30

Неонианский баптистерий, интерьер

Неонианский баптистерий, интерьер

Слайд 31

Мозаика купола баптистерия «Крещение Христа»

Мозаика купола баптистерия «Крещение Христа»

Слайд 32

Архитектура Византии

Архитектура Византии

Слайд 33

1. Сильная централизованная власть в лице императора, опиравшегося на развитый бюрократический

1. Сильная централизованная власть в лице императора, опиравшегося на развитый бюрократический

управленческий аппарат. 2. Огромная идеологическая роль христианской церкви. 3. Единая замкнутая внутри себя культура, где выделялись две основные архитектурные школы – столичная и восточно-византийская.
Слайд 34

Базилика в Турманине, V в., Сирия

Базилика в Турманине, V в., Сирия

Слайд 35

Ранневизантийский период: - типологическое многообразие храмов (базиликальные, центричные, латитудинальные); - перекрытия:

Ранневизантийский период: - типологическое многообразие храмов (базиликальные, центричные, латитудинальные); - перекрытия: своды, стропильные

конструкции; - заимствование местных строительных традиций (напр. двубашневый западный фасад, грузный монументальный характер экстерьера и интерьера); - главный строительный материал – камень, плинфа
Слайд 36

Архитектура Константинополя эпохи Юстиниана I (527-565 гг.) развивает тип центрического купольного

Архитектура Константинополя эпохи Юстиниана I (527-565 гг.) развивает тип центрического купольного

храма. Главенствующее значение в нём принадлежало куполу, опирающемуся на пилоны, связанные арками. В микрокосме храма купол символизировал небесный свод и поэтому должен был зрительно выглядеть легко, а подкупольное пространство -обширным и величественным.
Слайд 37

Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

Слайд 38

Святые Сергий и Вакх

Святые Сергий и Вакх

Слайд 39

Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

Слайд 40

Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

Слайд 41

Принцип архитектурного формообразования «изнутри», когда внутреннее пространство определяет наружную форму здания,

Принцип архитектурного формообразования «изнутри», когда внутреннее пространство определяет наружную форму здания,

а масса превращается как бы «в тонкую эпидерму, в эластичный пузырь, натянутый на пространство» (Н.Брунов) присущ всему византийскому зодчеству.
Слайд 42

Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг.

Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг.

Слайд 43

Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг., Арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета

Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг., Арх. Анфимий из Тралл, Исидор

из Милета
Слайд 44

Собор святой Софии в Константинополе, план

Собор святой Софии в Константинополе, план

Слайд 45

Собор святой Софии в Константинополе, продольный разрез

Собор святой Софии в Константинополе, продольный разрез

Слайд 46

Собор святой Софии в Константинополе, интерьер

Собор святой Софии в Константинополе, интерьер

Слайд 47

Собор святой Софии в Константинополе, интерьер

Собор святой Софии в Константинополе, интерьер

Слайд 48

Собор святой Софии в Константинополе, в центре - конха апсиды

Собор святой Софии в Константинополе, в центре - конха апсиды

Слайд 49

Богоматерь на престоле, мозаика конхи

Богоматерь на престоле, мозаика конхи

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем

Слайд 53

Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом

Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом

Слайд 54

Император Лев VI перед Христом

Император Лев VI перед Христом

Слайд 55

Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью с Христом

Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью с Христом

Слайд 56

Храм святой Ирины в Константинополе, 530-е годы

Храм святой Ирины в Константинополе, 530-е годы

Слайд 57

Храм святой Ирины в Константинополе, план

Храм святой Ирины в Константинополе, план

Слайд 58

Храм святой Ирины в Константинополе, интерьер

Храм святой Ирины в Константинополе, интерьер

Слайд 59

Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы

Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы

Слайд 60

Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы

Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы

Слайд 61

Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы, план

Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы, план

Слайд 62

Церковь Сан-Витале в Равенне

Церковь Сан-Витале в Равенне

Слайд 63

Слайд 64

Церковь Сан-Витале в Равенне, Императрица Феодора со своим двором, мозаика

Церковь Сан-Витале в Равенне, Императрица Феодора со своим двором, мозаика

Слайд 65

Церковь Сан-Витале в Равенне, Император Юстиниан со свитой, мозаика

Церковь Сан-Витале в Равенне, Император Юстиниан со свитой, мозаика

Слайд 66

Церковь Сан-Витале в Равенне, Христос, архангелы, св.Виталий, епископ Экклесий, мозаика конхи апсиды

Церковь Сан-Витале в Равенне, Христос, архангелы, св.Виталий, епископ Экклесий, мозаика конхи

апсиды
Слайд 67

Капители колонн в церкви Сан-Витале в Равенне

Капители колонн в церкви Сан-Витале в Равенне

Слайд 68

Храм святого Марка в Венеции, XI век

Храм святого Марка в Венеции, XI век

Слайд 69

Храм святого Марка в Венеции, XI век

Храм святого Марка в Венеции, XI век

Слайд 70

Слайд 71

Крестово-купольный тип храма

Крестово-купольный тип храма

Слайд 72

Церковь в Русафе, 569 – 586 гг.

Церковь в Русафе, 569 – 586 гг.

Слайд 73

В крестово-купольном храме символически воплощена идея «вознесения к небу». В основе

В крестово-купольном храме символически воплощена идея «вознесения к небу». В основе центричного

плана лежит равноконечный крест, увенчанный куполом на световом барабане. Есть три символа: круг купола, крест и точка центра.
Слайд 74

Центр как начало любого творения и абсолютный конец свернувшегося в точку

Центр как начало любого творения и абсолютный конец свернувшегося в точку

мироздания, единство бесконечности и законченности, предел высшего совершенства. Круг символизирует Небо, купол и свод – тоже символы трансцендентного неба. Крест – принятый в христианстве символ крестной жертвы Иисуса Христа, идея победы над смертью и воскрешением. Центробежная направленность ветвей креста подчеркивает идею бесконечности божественной благодати, осеняющей мир.
Слайд 75

В куполе изображался Христос Пантократор

В куполе изображался Христос Пантократор

Слайд 76

В куполе изображался Христос Пантократор – вседержитель мира, его начало и конец

В куполе изображался Христос Пантократор – вседержитель мира, его начало и

конец
Слайд 77

Христа окружали архангелы, между окнами барабана – пророки или апостолы, на парусах – евангелисты

Христа окружали архангелы, между окнами барабана – пророки или апостолы, на

парусах – евангелисты
Слайд 78

В конхе апсиды – Богоматерь Оранта, символ церкви земной, ниже – сцена Евхаристии (Причащения)

В конхе апсиды – Богоматерь Оранта, символ церкви земной, ниже –

сцена Евхаристии (Причащения)
Слайд 79

Сцена Евхаристии (Причащения)

Сцена Евхаристии (Причащения)

Слайд 80

Средневизантийская и поздневизантийская храмовая архитектура

Средневизантийская и поздневизантийская храмовая архитектура

Слайд 81

Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г.

Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г.

Слайд 82

Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе

Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе

Слайд 83

Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, план

Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, план

Слайд 84

Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, XI век

Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, XI век

Слайд 85

Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, план

Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, план

Слайд 86

Церковь святых Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

Церковь святых Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

Слайд 87

Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

Слайд 88

Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

Слайд 89

Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

Слайд 90

Средневизантийский период: - возрастание композиционной роли внешнего объема, - церкви становятся

Средневизантийский период: - возрастание композиционной роли внешнего объема, - церкви становятся более скромных

размеров, имеют более стройный силуэт (за счет барабана купола), - в фасады вводится фигурная кирпичная кладка, стены разрабатываются нишами, полуколоннами, полуциркульными арочками, - в интерьерах возрастает материальность и телесность архитектурных форм при большей расчлененности и замкнутости отдельных пространственных зон.