Развитие духовной культуры

Содержание

Слайд 2

Материальная культура каждого на­рода тесно связана с его хозяйством. В XIV-XV

Материальная культура каждого на­рода тесно связана с его хозяйством. В XIV-XV

веках в хозяйстве казахских ханств преобладало скотоводство. Поэтому материаль­ные блага создавались преимущественно с использованием живот­новодческого сырья.
Однако различие видов хозяйства на огромной территории Казахстана привело к появлению некоторых особенностей разви­тия культуры и быта в разных регионах страны. Например, если на юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое ското­водство, то в западных и центральных регионах - скотоводство кочевое. На юге Казахстана одновременно со скотоводством раз­вивалось и земледелие.
Слайд 3

Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необхо­димость создания переносных жилищ - юрт,

Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необхо­димость создания переносных жилищ - юрт,

приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная казахская юрта - конечный продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры. Каркас и кошмы для наружного покрытия таких жилищ каждая семья изготовляла собственноручно, а производством деталей де­ревянного каркаса юрты занимались мастера - уйши. По сведени­ям письменных источников XIII века, кроме обычной юрты суще­ствовали также и передвижные жилища - куйме, поставленные па повозки. В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков или верблюдов. По свидетельствам путешествен­ников, предметы обихода и мебель были искусно и красочно изго­товлены.
Слайд 4

В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища.

В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища.

Так, например, кочевые и полуоседлые жи­тели пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных горо­дов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, постро­енных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.
Слайд 5

Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур до­машних животных.

Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур до­машних животных.

Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вя­зали рубашки, платья и белье. В ходе археологических раскопок были найдены ножницы для стрижки овец, шилья и головки для веретен. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Так, зимой мужчи­ны носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки /и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Шили и вязали так­же различную обувь из шкур, меха и шерсти.
Слайд 6

Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Ка­захстана давало возможность местному населению,

Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Ка­захстана давало возможность местному населению,

жившему вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги пли различные товары Запада и Востока. Не случайно, наверное, поэтому женская одежда шилась из тканей разных видов и цветов.
Одним из основных показателей материальной культуры яв­ляется пища. Основной едой скотоводов были мясо, молоко, мас­ло, кумыс, шубат (напиток из верблюжьего молока) и другие животноводческие продукты. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XIII веке европейские путешественники. Например, В. Рубрук писал, как кыпчаки предло­жили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он от­мечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.
Слайд 7

Многие образцы устного народного твор­чества созданы в эпоху родового строя и

Многие образцы устного народного твор­чества созданы в эпоху родового строя и

Тюрк­ского каганата и получили дальнейшее разви­тие уже в условиях феодального общества.
Древнейшие фольклорные произведе­ния имеют разнообразные мифологические сюжеты. Например, о возникновении Кос­моса и Земли из Хаоса, о происхождении Солнца, Луны и других небесных светил. Легенды и мифы «Сказание о Солнце» («Куннщ баяны»), «Полярная звезда и Большая медведица» («Темірқазьқ пен Жетіқарақшы») и другие расcказывали о появлении первых людей и животных, о возникнове­нии гор, рек и озер, других природных объектов.
Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген - Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик» и другие волшебно-героического и назидательного содержа­ния. Эти сказки были воспитательного характера.
Слайд 8

В XIV-XV веках наряду с устной литературой стала развивать­ся и письменная.

В XIV-XV веках наряду с устной литературой стала развивать­ся и письменная.

Большинство из ее произведений было написано на кыпчакеком языке. Среди них безымянные «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». В этот период уже были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека и другие литературные произведения.
«Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду с разными целями. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной люб­ви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими прибли­женными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.
Слайд 9

Задание: Политические и экономические особенности послемонгольского периода

Задание:

Политические
и экономические особенности
послемонгольского периода