Развитие естествознания и общественная мысль кон. XIX – первая половина XX вв

Содержание

Слайд 2

1. Революция в естествознании Вывод:

1. Революция в естествознании

Вывод:

Слайд 3

Слайд 4

2. Новые течения в философии (постижение внутренней сущности человека и особенностей

2. Новые течения в философии (постижение внутренней сущности человека и особенностей духовной

жизни через религию, анализ подсознательного)

1909 г. – сборник «Вехи» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.Б. Струве, С.Л. Франк – эмигранты):
осудили увлечение русской интеллигенции революцией, материализмом и атеизмом, призвали её к покаянию, к переосмыслению своей роли в обществе.
Альтернатива – совершенствование личности на основе традиционных православных и культурных ценностей.

Слайд 5

Европейцы заново открывали для себя культуру народов Востока, Африки, доколумбовой Америки

Европейцы заново открывали для себя культуру народов Востока, Африки, доколумбовой Америки
1920-е

гг. – О. Шпенглер (нем.) – закат и упадок европейской цивилизации (рационализм)
1930-е гг. – А. Тойнби (анг.) – мировое развитие – процесс смены локальных цивилизаций: рождение, расцвет, упадок, умирание. Прогресс в духовном совершенствовании личности (религия)
Слайд 6

Психоанализ З.Фрейда (авст., 1859-1939) – структура психики человека – «я», «сверх-я»,

Психоанализ З.Фрейда (авст., 1859-1939) – структура психики человека – «я», «сверх-я»,

«оно»: либидо - сублимировать в различные формы
К. Юнг (швейц., 1875-1961) – «коллективное бессознательное» (архетипы подсознания) сублимировалось в массовые движения, революции, войны – на разрушение «неестественного», чуждого человеку мира
К. Леви-Строс (р. 1908 г.) – в культуре через символы бессознательное начало разума
Й. Хейзинг, Х. Ормега-и-Гасет – о массовой (второсортной) и элитарной (понимаемой немногими) культуре
Слайд 7

3. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. (материалистические

3. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. (материалистические подходы)

Черты:
восприятие

человека, особенностей его духовной жизни прежде всего в связи с тем местом, которое он занимает в обществе, и его материальными интересами;
убеждённость., что социальные преобразования, достижения науки и техники или завоевание государством более прочных позиций на международной арене могут обеспечить решение основных проблем общества и человека;
инструментальное отношение к культуре, т.е стремление использовать её достижения в политических целях
Слайд 8

Представители, направления: Марксизм–ленинизм Философия Д. Дьюи (ам.) представитель философского направления прагматизм.

Представители, направления:
Марксизм–ленинизм
Философия Д. Дьюи (ам.) представитель философского направления прагматизм. Автор более

30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам: познание и творчество – инструмент решения жизненных задач отдельных личностей
Р. Киплинг – «бремя белого человека»
Г. Аннунцио (ит.) – культ сильной личности
Национализм
Технократизм (космизм - Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский)– человек способен изменять не только окружающий мир, но и самого себя
Слайд 9

Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829 - 28 декабря 1903) русский

Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829 - 28 декабря 1903)

 русский религиозный

мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.
Слайд 10

Константин Эдуардович Циолковский ( 1857 -1935) русский и советский учёный-самоучка, исследователь,

Константин Эдуардович Циолковский ( 1857 -1935)

русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель.

Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет