Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в

Содержание

Слайд 2

Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В

Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в.
В

992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. они существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.
Слайд 3

В Полоцком княжестве развивалась письменность. В IX в. в Полоцкой земле

В Полоцком княжестве развивалась письменность. В IX в. в Полоцкой земле

начала осваиваться кириллическая азбука. Об этом свидетельствуют надписи на Борисовых камнях, обнаруженных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодовом камне возле Орши.
В Бресте был найден деревянный гребень для волос с последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита.
Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с нацарапанными на ней буквами. Такие грамоты обнаружены археологами в Витебске и Мстиславле.
Слайд 4

С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий

С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий

по годам (летам) в хронологической последовательности.
В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, о битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян.
Слайд 5

Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X

Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X

в. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.
Слайд 6

Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. В первую очередь –

Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в.
В первую очередь –

это Ефросинья Полоцкая.

Ефросинья Полоцкая — первая женщина среди восточных славян, провозглашенная православной церковью святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня чтят день ее памяти.

Слайд 7

Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — внучка знаменитого

Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — внучка знаменитого

Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручить ее с будущим мужем-княжичем, она выбрала служение Богу и убежала из дому в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала женский и мужской монастыри, где переписывались церковные книги. Дело это в то время было очень трудным, на переписывание одной книги обычно требовалась вся жизнь. На склоне лет Ефросинья совершила религиозный подвиг — отправилась в далекое и трудное паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась.
Слайд 8

Выдающимся религиозным деятелем XII в. был Кирилл Туровский. Он на некоторое

Выдающимся религиозным деятелем XII в. был Кирилл Туровский. Он на некоторое

время стал затворником. И не только читал там книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».
Слайд 9

Выдающимся памятником каменного зодчества был возведенный в середине XI в. в

Выдающимся памятником каменного зодчества был возведенный в середине XI в. в

Полоцке при князе Всеславе Чародее Софийский собор.
Это был третий храм такого типа, возведенный на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий.
Слайд 10

При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма

При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма

была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке.
За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде.
Слайд 11

В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных

В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных

культовых зданий. Одним из них стала Спасо-Ефросиньевская церковь, построенная по просьбе Ефросиньи Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся мощи (останки) Святой Ефросиньи Полоцкой.
Слайд 12

До наших дней частично сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь, построенная в XII

До наших дней частично сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь, построенная в XII

в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву. и голос священника.
Слайд 13

Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня,

Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня,

возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.
Слайд 14

Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали

Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали

мастером Лазарем Богшей по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г.
Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей

На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых.
Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией . белорусов.