Романское искусство

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Трехнефная базилика

Трехнефная базилика

Слайд 4

Замок Лош. Конец XI – начало XII в. Франция.

Замок Лош. Конец XI – начало XII в. Франция.

Слайд 5

Монастырь Клюни. XI – XII века. Франция.

Монастырь Клюни. XI – XII века. Франция.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Портал собора

Портал собора

Слайд 9

Собор Нотр-Дам ла Гранд. Первая половина XII в. Пуатье. Франция.

Собор Нотр-Дам ла Гранд. Первая половина XII в. Пуатье. Франция.

Слайд 10

Западный фасад собора в Шпейере. 1030 – между 1092 и 1106г.г. Германия.

Западный фасад собора в Шпейере. 1030 – между 1092 и 1106г.г.

Германия.
Слайд 11

Мариенкирхе в Лаахе. XII в. Германия.

Мариенкирхе в Лаахе. XII в. Германия.

Слайд 12

Собор в Пизе. Начало строительства – 1063г. Италия.

Собор в Пизе. Начало строительства – 1063г. Италия.

Слайд 13

Слайд 14

Западное окно кафедрального собора Нотр-Дам в Турне, Бельгия

Западное окно кафедрального собора Нотр-Дам в Турне, Бельгия

Слайд 15

Окно в большом зале, Даремский замок, Англия

Окно в большом зале, Даремский замок, Англия

Слайд 16

Портал в романском стиле

Портал в романском стиле

Слайд 17

Церковь в Пуатье. Франция.

Церковь в Пуатье. Франция.

Слайд 18

Дверной проём собора Ле Пюи, Франция

Дверной проём собора Ле Пюи, Франция

Слайд 19

Стул романского периода, обеденный стол из дуба.

Стул романского периода, обеденный стол из дуба.

Слайд 20

Дубовая скамья

Дубовая скамья

Слайд 21

Стул в соборе Святого Петра в Риме

Стул в соборе Святого Петра в Риме

Слайд 22

Дубовый шкаф с резьбой, Нижняя Саксония

Дубовый шкаф с резьбой, Нижняя Саксония

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Замок в Виртумбурге

Замок в Виртумбурге

Слайд 35

Рочестерский замок, Англия

Рочестерский замок, Англия

Слайд 36

Рочестерский замок, интерьер

Рочестерский замок, интерьер

Слайд 37

Виндзорский замок, Англия

Виндзорский замок, Англия

Слайд 38

Слайд 39

Изобразительное искусство В эпоху Средневековья мало кто умел читать. Главным источником

Изобразительное искусство

В эпоху Средневековья мало кто умел читать. Главным источником

знаний о Боге были росписи и рельефы в церквях. Посетитель заходил в церковь и «читал» изображения. И только таким образом он мог узнать, что было в Ветхом и Новом завете, понять, как ему надобно жить, молиться, что такое хорошо и что такое плохо. То есть тема изображений в средневековых храмах была в основном повествовательная и поучательная. Библия в «картинках».
Слайд 40

Церковь Сан Изидоро. Крипта. Усыпальница королей. Около 1063 - 1100 гг. Испания. Леон.

Церковь Сан Изидоро. Крипта. Усыпальница королей. Около 1063 - 1100 гг.

Испания. Леон.
Слайд 41

Жертвоприношение Каина и Авеля.

Жертвоприношение Каина и Авеля.

Слайд 42

Ноев ковчег

Ноев ковчег

Слайд 43

Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте (ок. 1200 г.)

Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте (ок. 1200

г.)
Слайд 44

Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 года.

Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 года.

Слайд 45

Богоматерь на троне. Роспись центральной апсиды церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123-1150 гг.)

Богоматерь на троне. Роспись центральной апсиды церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.

1123-1150 гг.)
Слайд 46

Скульптура Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла

Скульптура

Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла

настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы (входы), а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн.
Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности.
Слайд 47

Адам и Ева. Капитель колонны Церкви Сен-Мадлен в Везле (1120-1150 гг.)

Адам и Ева. Капитель колонны Церкви Сен-Мадлен в Везле (1120-1150 гг.)

Слайд 48

Строительство ковчега. Капитель колонны.

Строительство ковчега. Капитель колонны.

Слайд 49

Страшный суд.

Страшный суд.

Слайд 50

Сцена взвешивания душ: ангел и черт держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону.

Сцена взвешивания душ: ангел и черт держат весы, и каждый старается

перетянуть чашу на свою сторону.
Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Церковь Сен-Трофим в Арле. Портал . (1180—1200 гг.)

Церковь Сен-Трофим в Арле. Портал . (1180—1200 гг.)

Слайд 54

Фигура Христа в портале церкви Сен-Трофим

Фигура Христа в портале церкви Сен-Трофим

Слайд 55

Слайд 56

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Слайд 57

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Слайд 58

Капитель колонны

Капитель колонны

Слайд 59

Слайд 60

Портик да Глория собора Сантьяго Матамороса.

Портик да Глория собора Сантьяго Матамороса.

Слайд 61

Пророки и апостолы. Бамбергский собор (ок. 1230 г.)

Пророки и апостолы. Бамбергский собор (ок. 1230 г.)

Слайд 62

«Всадник». Бамбергский собор (ок. 1230 г.)

«Всадник». Бамбергский собор (ок. 1230 г.)

Слайд 63

Монастырская церковь в Фонтевро. Скульптурное надгробие Генриха Плантагенета и Алиеоноры Аквитанской.

Монастырская церковь в Фонтевро. Скульптурное надгробие Генриха Плантагенета и Алиеоноры Аквитанской.

Слайд 64

Надгробие могилы Ричарда Львиное Сердце - их сына

Надгробие могилы Ричарда Львиное Сердце - их сына

Слайд 65

Романский костюм В романскую эпоху тело старались закрыть как можно плотнее,


Романский костюм
В романскую эпоху тело старались закрыть как

можно плотнее, и в одежде получил распространение кроеный и шитый костюм. Обертывались вокруг тела только плащи. Покрой одежды примитивен, он лишь приблизительно соответствует формам и пропорциям человеческого тела.
Силуэт костюма был близок к трапеции: одежда, узкая в плечах и сильно расширенная книзу. Обычно платья имели, глухой закрытый ворот.
Слайд 66

Покрой одежды

Покрой одежды

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Романское искусство Архитектура: Каменный монастырский храм (храм-крепость) Феодальный замок (замок-крепость) Скульптура:

Романское искусство

Архитектура:
Каменный монастырский храм (храм-крепость)
Феодальный замок (замок-крепость)
Скульптура:
Каменная монументальная

(в форме рельефа, распластавшегося на плоскости стены)
Живопись:
Монументальная в храмах (фрески, росписи по сухой штукатурке клеевыми красками)
Слайд 71

Особенности романского искусства: В композиции – плоскостное начало (нет глубины). Масштаб

Особенности романского искусства:

В композиции – плоскостное начало (нет глубины).
Масштаб фигур зависит

от их места в иерархии.
Зависимость фигур от архитектурных форм.
Изображение человека – нет материальности, нет объема, нет пропорциональности. Складки одежды не согласованы с движениями тела.
Непосредственность в изображении эмоций.
Любовь к фантастическому.
Романское искусство не стремилось передать реальный мир! Оно было сакральным и в зримых образах воплощало представления об иерархической системе мироздания.