Русская культура XIII-XV веков

Содержание

Слайд 2

Этапы развития 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV

Этапы развития

1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV

в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь. 
Слайд 3

2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется

 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется

хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.
Слайд 4

3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в.

3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в.

Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.
Слайд 5

Грамотность Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения

Грамотность

Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности

среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве. 
Слайд 6

Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на

Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на

вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала. Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. 
Слайд 7

Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих

Письменность

Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях

имелись обширные библиотеки. Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. 
Слайд 8

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто

использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.  

В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.

Слайд 9

Литература Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести

Литература

Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести той

эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний. Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной повести об Александре Невском).
Слайд 10

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.

Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской.
Слайд 11

Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда

Архитектура

Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на

Руси после нашествия возобновилось каменное строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками.
Слайд 12

Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в

Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в

резиденцию великих князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.

В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин.

Слайд 13

Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие

Живопись

В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые

фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет.  Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I.
Слайд 14

Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев. Самая знаменитая икона

Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев. Самая знаменитая икона

Рублёва – Троица Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.
Слайд 15

Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий

Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий

(ок или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре.