Русская культура XIV–XV веков

Содержание

Слайд 2

Литература: 1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная

Литература: 1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения; 6. хронограф.

Слайд 3

Устное народное творчество Былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовые сказы.

Устное народное творчество

Былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры,

обрядовые сказы.
Слайд 4

Устное народное творчество Былины о Василии Буслаеве и Садко.

Устное народное творчество

Былины о Василии Буслаеве и Садко.

Слайд 5

Устное народное творчество Былины о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце и других богатырях.

Устное народное творчество

Былины о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце и других

богатырях.
Слайд 6

Устное народное творчество Песня о Щелкане Дудентьевиче. Восстание в Твери в 1327 году.

Устное народное творчество

Песня о Щелкане Дудентьевиче.
Восстание в Твери
в 1327 году.

Слайд 7

«Сказание о невидимом граде Китеже»


«Сказание о невидимом граде Китеже»

Слайд 8

Летописание: Возрождаются при дворах князей и митрополитов; Патриотизм, единства русских земель,

Летописание:

Возрождаются при дворах князей и митрополитов;
Патриотизм, единства русских земель, после

Куликовской битвы под главенством Москвы.
Общерусский характер летописания.
Слайд 9

Летописание: Троицкая летопись (1408) – общерусский летописный свод. (погиб в московском

Летописание:

Троицкая летопись (1408) – общерусский летописный свод. (погиб в московском

пожаре 1812 г.)
Московский летописный свод (1480), обосновывал историческую роль Москвы.
Слайд 10

Исторические повести «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской

Исторические повести

«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Слово о погибели Русской земли»,
«Повесть

о разорении Рязани Батыем».
Слайд 11

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Слайд 12

Исторические повести «О побоище на Дону» «Сказание о Мамаевом побоище» «Задонщина»

Исторические повести
«О побоище на Дону»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
«Сказание о нашествии хана

Тохтамыша на Москву»
Слайд 13

Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».

Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».

Слайд 14

Повесть «Задонщина». Боярин Сафоний Рязанец. Вторая часть повести воспевает согласованные действия

Повесть «Задонщина».

Боярин Сафоний Рязанец. Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских

князей (в т.ч. засадного полка Боброк - Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем. Написана в 1380 — начале 1390‑х гг.
Слайд 15

Повесть о разорении Москвы … «Кто бо не восполачется таковыя погибели

Повесть о разорении Москвы …

«Кто бо не восполачется таковыя погибели славного

града сего»
«плач и рыдание, и вопль мног, и слёзы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасна, и горесть смертная, страх, ужас и трепет»
Слайд 16

Агиография Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый авторы жизнеописания Сергия Радонежского. ,Широкое

Агиография

Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый авторы жизнеописания Сергия Радонежского.
,Широкое распространение получили

жития Святого Александра Невского; митрополитов Петра и Алексея; святого Довмонта.
Слайд 17

Хож(д)ения Записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывают

Хож(д)ения

Записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывают трехлетнее

путешествие в Индию (моря Каспийское, Аравийское, Черное).
Слайд 18

Хронограф - своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных

Хронограф

- своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных государств

того времени.
Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442 году.
Слайд 19

Архитектура 1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество. 2. Зодчество Великого Новгорода; 3.

Архитектура

1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество. 2. Зодчество Великого Новгорода; 3. Начало каменного строительства

в Москве: - храмы Кремля. - Грановитая Палата.
Слайд 20

Новгородское зодчество Строились на средства бояр и купцов. Массивные и монолитные

Новгородское зодчество

Строились на средства бояр и купцов.
Массивные и монолитные храмы, но

с обилием декоративных украшений.
Вместо традиционных трех апсид осталась одна.
Слайд 21

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Слайд 22

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1374 г.) с фресками Феофана Грека (1378 г.)

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1374 г.) с

фресками Феофана Грека (1378 г.)
Слайд 23

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406)

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406)

Слайд 24

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345)

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345)

Слайд 25

Троице -Сергиева лавра (1337)

Троице -Сергиева лавра (1337)

Слайд 26

Тро́ицкий собо́р —воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в

Тро́ицкий собо́р —воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» Сергию

Радонежскому. Главная святыня обители - святые мощи преподобного Сергия в серебряной раке.
Слайд 27

Троицкий собор Троице –Сергиевой лавры

Троицкий собор Троице –Сергиевой лавры

Слайд 28

Рождественнский собор Саввино-сторожевского монастыря. Звенигород. Нач. XV века

Рождественнский собор Саввино-сторожевского монастыря. Звенигород. Нач. XV века

Слайд 29

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря XV века.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря XV века.

Слайд 30

Новгородский Кремль

Новгородский Кремль

Слайд 31

Слайд 32

Грановитая палата – 1433

Грановитая палата – 1433

Слайд 33

Грановитая палата

Грановитая палата

Слайд 34

История Московского Кремля 1156 г. – при Ю.Долгоруким на Боровицком холме

История Московского Кремля

1156 г. – при Ю.Долгоруким на Боровицком холме построена

деревянная крепость.
13390-1340-е гг. Иван Калита воздвиг новый дубовый Кремль.
1367 г. – при Дмитрии Ивановиче Донском, возведена белокаменная крепость в Москве из известняка.
Слайд 35

История Московского Кремля 1485 – 1495гг. при Иван III построены кирпичные

История Московского Кремля

1485 – 1495гг. при Иван III построены кирпичные стены

Кремля. Некоторое время их снаружи белили известкой.
XVI в. при капитальной починке Кремля русским мастером Федором Конём поверху стены были сделаны раздвоенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" (1045 зубца).
Шатры на башнях появились в XVII веке.
Слайд 36

А.М.Васнецов. Московский кремль при Дмитрии Донском. 1922 год.

А.М.Васнецов. Московский кремль при Дмитрии Донском. 1922 год.

Слайд 37

Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов

Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Московский кремль Годы постройки - 1482-1495 Площадь - 27,7 га Протяженность

Московский кремль

Годы постройки - 1482-1495
Площадь - 27,7 га
Протяженность стен - 2500

м
Количество башен - 20
Количество ворот - 4
Высоты башен - до 80 м
Толщина стен башен - 24 м
Высота стен - от 5 до 19 м
Толщина стен - от 3,5 до 6,5 м
Слайд 41

Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг. Реконструкция.

Успенский собор в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.

Слайд 42

Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти 1479 г.

Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти
1479 г.

Слайд 43

Слайд 44

Успенский собор Московского Кремля Успе́нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией

Успенский собор Московского Кремля

Успе́нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией Матери)

— православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I.
4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. При Иване III обветшавший собор был перестроен. Был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Слайд 45

Домовая церковь московских князей Благовещенский собор московского кремля Псковские мастера 1484-1489 гг.

Домовая церковь московских князей

Благовещенский собор московского кремля
Псковские мастера
1484-1489 гг.

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Шедевры Благовещенского собора Спас Вседержитель Богоматерь Заступница

Шедевры Благовещенского собора

Спас Вседержитель

Богоматерь Заступница

Слайд 49

Усыпальница московских князей Архангельский собор Московского кремля Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да Монтаньяна) 1503-1508 гг.

Усыпальница московских князей

Архангельский собор Московского кремля
Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да Монтаньяна)
1503-1508

гг.
Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Церковь Ризоположения Московского кремля. Псковские мастера, 1484-1486 гг. Церковь московских митрополитов

Церковь Ризоположения Московского кремля. Псковские мастера, 1484-1486 гг.

Церковь московских митрополитов

Слайд 53

Колокольня «Иван Великий». Бон Фрязин, 1505-1508 гг.

Колокольня «Иван Великий».
Бон Фрязин,
1505-1508 гг.

Слайд 54

Слайд 55

Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата Московского Кремля


Слайд 56

Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Архитекторы Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари

Слайд 57

Слайд 58

Живопись: 1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись: - Новгородская иконописная школа;

Живопись: 1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись: - Новгородская иконописная школа; -

Псковская иконопись; - Московская школа; 3. Фреска; 4. Формирование авторского стиля: - Феофан Грек; - Андрей Рублёв.
Слайд 59

Основные тенденции в развитии: развитие местных школ на основе традиций; начало

Основные тенденции в развитии:
развитие местных школ на основе традиций;
начало слияния

местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу;
решающее влияние церкви на развитие живописи.
Слайд 60

Новгородская школа иконописи Характерные особенности: Лаконичные композиции, Четкость рисунка, Высокая техника, чистота красок.

Новгородская школа иконописи
Характерные особенности:
Лаконичные композиции,
Четкость рисунка,
Высокая техника, чистота красок.

Слайд 61

«Сошествие Христа во ад».

«Сошествие Христа во ад».

Слайд 62

Авторский стиль. Феофан Грек. Монументальность, выразительность образов, смелая и свободная живописная

Авторский стиль. Феофан Грек.

Монументальность, выразительность образов, смелая и свободная живописная

манера.
Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными.
В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский.
В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.
Слайд 63

Феофан Грек «Спас-Вседержитель» Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г.

Феофан Грек

«Спас-Вседержитель»

Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек.

1378 г.
Слайд 64

«Архангел Гавриил». Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г.


«Архангел Гавриил».
Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.

Слайд 65

Псковская школа Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми

Псковская школа

Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми фигурами.
Святые

Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.
Слайд 66

Псковская иконопись. 15 век Успение. Святые Владимир, Борис и Глеб.

Псковская иконопись. 15 век

Успение.
Святые Владимир, Борис и Глеб.

Слайд 67

Московская школа Фреска - усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился психологизм изображения.

Московская школа

Фреска - усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился психологизм

изображения.
Слайд 68

Авторский стиль. Андрей Рублёв. Инок Троице-Сергиева, позднее - Спасо-Андроникова монастыря. Произведения

Авторский стиль. Андрей Рублёв.

Инок Троице-Сергиева, позднее - Спасо-Андроникова монастыря.
Произведения Рублева отличают

глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом.
Слайд 69

Спас Вседержитель. Андрей Рублёв.

Спас Вседержитель. Андрей Рублёв.

Слайд 70

Андрей Рублев Преображение Господне. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв. 1405 г.

Андрей Рублев

Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Слайд 71

Благовещение. Икона Благовещенского собора. А. Рублёв. 1405 г.

Благовещение.
Икона Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Слайд 72

Троица Ветхозаветна. Икона Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев. 1422-1427 гг.

Троица Ветхозаветна.
Икона Троице-Сергиева монастыря.
Андрей Рублев.
1422-1427 гг.

Слайд 73

Выводы: Монгольское нашествие существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало

Выводы:

Монгольское нашествие существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его,

не нарушило преемственность в развитии русской культуры.
Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV – XV вв. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
Слайд 74

Видение отроку Варфоломею. М.В. Нестеров. 1889- 1890 гг.

Видение отроку Варфоломею.

М.В. Нестеров. 1889- 1890 гг.

Слайд 75

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже. Скульптор В.М.Клыков. 1988 год.

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже.
Скульптор В.М.Клыков. 1988 год.

Слайд 76

Памятник Андрею Рублеву в Спасо – Андрониковом монастыре. Скульптор О.К.Комов. 1985 г.

Памятник Андрею Рублеву в Спасо – Андрониковом монастыре. Скульптор О.К.Комов. 1985

г.