Сословный быт и картина мира русского человека в 17 веке

Содержание

Слайд 2

1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в 17 веке

1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в 17 веке

 

 В XVII веке изменилось восприятие русскими людьми окружающего мира. Они чувствовали свою принадлежность к огромной единой стране. Люди пытались осознать бескрайние просторы своей Родины.
Слайд 3

После Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве. И

   После Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве.

И это было характерно не только для русских, но и для других народов страны.
   В то же время установление крепостного строя заставило русских людей осознать изменившееся положение крестьянина в обществе.
Слайд 4

Участившиеся контакты России с Европой и Азией поставили жителей России перед

Участившиеся контакты России с Европой и Азией поставили жителей России перед

необходимостью понять и осмыслить не столько политический, сколько повседневный опыт других людей, уклад жизни которых сильно отличался от общепринятого в России.
Слайд 5

Раскол в Русской православной церкви изменил церковный ритуал, но не поколебал

   Раскол в Русской православной церкви изменил церковный ритуал, но не

поколебал у большинства верующих отношения к вере и Церкви.    Он лишь заставил часть из них задуматься над сущностью веры и её ролью в своей жизни.
Слайд 6

Обращение к трудам античных авторов и европейских современников в немалой степени

   Обращение к трудам античных авторов и европейских современников в немалой

степени вело к появлению среди столичного чиновничества людей, мыслящих сообразно XVII столетию.
   В XVII в., как никогда прежде, появилось много новшеств в культурной, экономической и политической жизни России. Они не всегда получали поддержку правящего слоя. Новое казалось непривычным и странным, а следовательно, воспринималось с осторожностью.
   Однако именно эти новшества готовили Россию к тем переменам, которые наступили в конце XVII в.
Слайд 7

2. Общинные традиции Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения,

2. Общинные традиции

   Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения,

при этом у него оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение различных договоров, распоряжение своим имуществом.   Личная и общественная жизнь русского крестьянина определялась в это время ещё не столько волей помещика, сколько нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине.
Слайд 8

Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная и

  Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная

и бескорыстная помощь соседу или родственнику в срочной и большой работе (постройка дома, жатва, покос, вывоз леса, вывоз навоза на поле и т. п.). Отказ от работы воспринимался как оскорбление, нанесённое всей общине. Особенно заботилась община о вдовах, сиротах, больных, погорельцах. «Помочи», как правило, устраивались в воскресные или праздничные дни. Помогавшие приходили в назначенное время со своими орудиями труда, инструментами, если нужно — лошадьми и телегами. Работали весело, скоро, много шутили, пели песни. После работы следовало непременное угощение, которое состояло из нескольких блюд.  
Слайд 9

3. Православие в повседневной жизни русского народа Жизнь русской крестьянской общины

3. Православие в повседневной жизни русского народа

  Жизнь русской крестьянской общины

строилась на идеалах православия. Часто община была и приходом православной церкви. Церкви имелись не только в каждом городе, но и во многих сельских поселениях. Самым главным и почётным местом в русской избе был красный угол, где на специальной полочке в определённом порядке устанавливались иконы. После умывания и одевания приступали к утренней молитве. Благословясь, начинали любую трапезу. Если день был праздничный — шли в церковь к заутрене. Благочестие требовало приходить в церковь со звоном колоколов, до начала служения. Обязательной была и вечерняя молитва, после которой рекомендовалось не пить, не есть, не разговаривать. Перед сном следовало совершить три земных поклона, а в полночь, «тайно встав, со слезами, прилежно» вновь молиться Богу «о своём согрешении».
Слайд 10

Наряду с молитвой важнейшее место в жизни людей занимал пост (особенно

Наряду с молитвой важнейшее место в жизни людей занимал пост (особенно

самый строгий из постов — Великий, готовивший христианина к празднованию Пасхи). Великий пост длился семь недель. Есть во время него рекомендовалось только один раз в день, а по субботам и воскресеньям разрешалось принимать пищу два раза в день. По понедельникам, средам, пятницам всем мирянам можно было есть холодную постную пищу, в остальные дни недели — горячую. Помимо воздержания в пище, Великий пост сопровождался усиленными молитвами и покаянием. Также нужно было обязательно причаститься и исповедаться.
Слайд 11

Довольно монотонное и унылое течение крестьянской жизни прерывалось в праздничные дни,

Довольно монотонное и унылое течение крестьянской жизни прерывалось в праздничные дни,

которых насчитывалось не очень много. Отмечались в основном церковные праздники. Они начинались колокольным звоном и торжественным богослужением во всех церквах. В праздники запрещалось работать и было в обычае приглашать гостей.
Праздничными символами крестьянской жизни были Пасха и Троица. Обычно всё село собиралось на братчину: возле церкви ставили столы, выносили иконы и, помолившись, приступали к пиршеству. На братчинах царила атмосфера христианской любви и братства, здесь мирили поссорившихся и творили общинный суд.
Слайд 12

Обычно русские крестьяне всем миром (общиной) решали, когда начинать сев, покос,

Обычно русские крестьяне всем миром (общиной) решали, когда начинать сев, покос,

жатву. 
В поле выходили, как правило, все вместе, но каждая семья работала на своём участке земли и на себя. Все виды работ сопровождались особыми традициями. Например, накануне сева крестьянин мылся в бане, чтобы уродился хлеб. Перед началом посевных работ приглашали священника. Он совершал молебен и кропил поле святой водой. На сев крестьянин выходил в чистой белой рубахе. На покос девушки отправлялись в лучших своих нарядах. Это был своеобразный смотр невест.
Слайд 13

4. Образ царя в народном сознании Русский крестьянин воспринимал существующий мир

4. Образ царя в народном сознании

  Русский крестьянин воспринимал существующий мир

как единую общину, главой которой был царь, выразитель правды и справедливости. Святой обязанностью царя было молиться за Русь и совершать паломничества по монастырям. 
  Православный человек XVII столетия наделял царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Поэтому воля государя воспринималась как закон. За все свои деяния, по представлениям русского человека, царь нёс ответственность только перед Богом. 
  В то же время в народном сознании складывается мечта о добром царе-батюшке, справедливом и милосердном, который заботится о своём народе как родной отец, разрешающий все конфликты, прекращающий все распри и споры.
Слайд 14

5. Домашний быт российских царей Дворцы, в которых жили первые Романовы,

5. Домашний быт российских царей

  Дворцы, в которых жили первые Романовы,

отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI в. Каменные постройки, в которых жил государь, покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое было большой редкостью. По мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
  Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал воображение своим изобилием и разнообразием. 
Слайд 15

Главным развлечением царя и его двора была ловчая (псовая) и соколиная

   Главным развлечением царя и его двора была ловчая (псовая) и

соколиная охота. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович любили охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трёх тысяч человек.
   Новым для XVII в. развлечением венценосных особ стал придворный театр царя Алексея Михайловича.
Слайд 16

6. Повседневный быт первого сословия Немало нового появилось и в повседневной

6. Повседневный быт  первого сословия

  Немало нового появилось и в повседневной жизни

знатных и богатых людей. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были отделаны богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета.
   Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда оставалась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня.
Слайд 17

Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой.

   Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями,

резьбой. Обязательными предметами быта стали многочисленные ковры.
  Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещённых государственных деятелей (В. В. Голицына, Б. И. Морозова) украшали также картины, географические карты. Стали создаваться и первые частные библиотеки.
   Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII в. возникла мода на стеклянную посуду, привозившуюся из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов.
   Ещё с конца XVI в. наряду с сундуками и лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, обитые кожей или парчой кресла.
Слайд 18

Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых её

   Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых

её шили. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.
   Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе знати стала колбаса, обычно подававшаяся с гречневой кашей.
Слайд 19

Новым средством передвижения для феодальной верхушки стали кареты, заменившие традиционные возки

   Новым средством передвижения для феодальной верхушки стали кареты, заменившие традиционные

возки (закрытые сани).
По примеру царя бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.
Слайд 20

7. Повседневная жизнь посадского населения Быт жителей городов был гораздо скромнее.

7. Повседневная жизнь посадского населения

  Быт жителей городов был гораздо скромнее.

Однако и у горожан на дворе располагалось несколько различных строений — жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII в. дома горожан (и в частности, купцов) стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб чёрных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. Скромной (по сравнению с домами знати) была и домашняя обстановка, и утварь посадских домов. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство. Шкафов тогда ещё не было: одежду и посуду хранили в сундуках, большинство которых было обито железом (из-за возможных пожаров).
    В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом.
  Семьи же обычных посадских людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от крестьянского.
Слайд 21

8. Быт и обычаи крестьян Обычный крестьянский двор состоял из крытой

8. Быт и обычаи крестьян

    Обычный крестьянский двор состоял из крытой

дранкой или соломой избы, топившейся по-чёрному, клети для хранения имущества, хлева для скота, сарая. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы по-чёрному внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста.
   Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закреплённых вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьянская семья спала на печи — это было самое тёплое место в доме. 
Слайд 22

Одежду шили из домотканых холстов, шкур овец (овчины) и пойманных на

    Одежду шили из домотканых холстов, шкур овец (овчины) и пойманных на

охоте животных (как правило, волков и медведей). На ногах носили лапти. Зажиточные крестьяне носили также поршни (моршни) — обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.
Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда являлась редкостью и стоила огромных денег. Пища готовилась в русской печке в глиняной посуде. Ели из деревянных тарелок деревянными ложками.
Слайд 23

Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овёс, просо. Из

    Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овёс, просо.

Из ржаной (в обычные дни) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. В пищу употреблялось много овощей — капусты, моркови, свёклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба.
   У зажиточных крестьян имелись также плодовые деревья — яблони, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику, в центральных районах — землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.