Средневековое письмо

Содержание

Слайд 2

Науки, изучающие письмо Эпиграфика – наука, изучающая надписи на твердых материалах

Науки, изучающие письмо

Эпиграфика – наука, изучающая надписи на твердых материалах
Палеография –

наука, изучающая историю и эволюцию письма (чернилами на бумаге, пергаменте или папирусе)
Слайд 3

Слайд 4

Письмо рукописных книг – рассчитано на многократное прочтение, четкое и каллиграфическое

Письмо рукописных книг – рассчитано на многократное прочтение, четкое и каллиграфическое


Письмо официальных документов – не рассчитано на многократное прочтение, обычно – с элементами курсива (т.е. скорописи).
Обычное письмо – то, которому учат в школе и которым пишутся частные документы. Для каждой эпохи существовали свои нормы, но при этом у каждого носителя – свой индивидуальный почерк.

Классификация письма по назначению

Слайд 5

Материалы для письма

Материалы для письма

Слайд 6

Материалы для письма

Материалы для письма

Слайд 7

Папирус Тексты на папирусе изучает подраздел палеографии - папирология Получали из

Папирус

Тексты на папирусе изучает подраздел палеографии - папирология
Получали из сердцевины тростника
Довольно

ломкий материал
Чернила использовались водорастворимые
Слайд 8

Материалы для письма

Материалы для письма

Слайд 9

Восковые таблички Использовались в эпоху античности и средних веков по всему

Восковые таблички

Использовались в эпоху античности и средних веков по всему миру.


Цель – временные записи, заметки, но, в основном – обучение письму
На Руси назывались «церы»
Писали специальной палочкой - стилусом
Слайд 10

Материалы для письма

Материалы для письма

Слайд 11

Скриптории

Скриптории

Слайд 12

Манускрипт Меровингов, VII век н. э.

Манускрипт Меровингов, VII век н. э.

Слайд 13

«Россанский кодекс», Евангелие, VI век «Серебряный кодекс» - перевод библии на готский язык, VI век

«Россанский кодекс», Евангелие, VI век

«Серебряный кодекс» - перевод библии на готский

язык, VI век
Слайд 14

Пергамен Происходит от названия города в Малой Азии – Пергама Во

Пергамен

Происходит от названия города в Малой Азии – Пергама
Во II веке

до н.э. из Египта запретили вывозить папирус, чтобы у Александрийской библиотеки не было конкурентов. Тогда и начинается изготовление материала для письма из кожи
Кожу для пергамена мездрили, золили (вымачивали в извести), шлифовали и меловали. На изготовление одной книги шло 180-250 голов скота
Чернила на основе «чернильных орехов» - галлов, которые образуется на листьях дуба из-за укусов насекомых
Слайд 15

Палимпсест – иногда пергамена не хватало ☹

Палимпсест – иногда пергамена не хватало ☹

Слайд 16

Периодизация латинского письма: от римских могил до монастырских скрипториев Римское капитальное

Периодизация латинского письма: от римских могил до монастырских скрипториев

Римское капитальное письмо

– до III века
Римский унциал – IV-VII века
Каролингский минускул – VIII-XII века
Готическое письмо – XII-XV века
А кроме того существовало:
Огамическое письмо - Ирландия
Руническое письмо - Скандинавия
Слайд 17

Огам и руны

Огам и руны

Слайд 18

Виды письма – по начертанию Майюскульное письмо - состоящее из прописных

Виды письма – по начертанию

Майюскульное письмо - состоящее из прописных букв,

то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в две горизонтальные линии.

Минускул – письмо, состоящее из строчных букв, то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в четыре горизонтальные линии (две внутренние линии ограничивают «тело» буквы, две внешние — её оси и «хвосты»).

Слайд 19

Капитальное письмо Капитальное письмо – майюскульное Все капитальное письмо состоит из

Капитальное письмо

Капитальное письмо – майюскульное
Все капитальное письмо состоит из заглавных букв,

слова пишутся без пробелов и знаков припинания
Этот вид письменности тесно связан с архитектурой
От него произошли многие современные шрифты, в частности – Times New Roman
Самый известный образец капитального шрифта – надпись на арке Траяна
Слайд 20

Текст с арки Траяна «Императору, цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве Траяну,

Текст с арки Траяна

«Императору, цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве Траяну, наилучшему августу Германскому, Дакийскому, великому понтифику,

в 18-й раз трибуну, в 7-й раз императору, в 6-й раз консулу, отцу отечества, могущественнейшему принцепсу — сенат и народ Римский».
Слайд 21

Надгробия

Надгробия

Слайд 22

Унциальное письмо Крупные, округлые буквы Почти не выходят за пределы строки

Унциальное письмо

Крупные, округлые буквы
Почти не выходят за пределы строки
Без острых углов

и ломаных линий
Первоначально – близки к квадратной форме
В отличии от капитального письма есть слабо выраженные выносные элементы
Без пробелов и знаков препинания

Синайский кодекс, IV век

Слайд 23

Каролингский минускул Буквы поставлены свободно Промежутки между строками – 1-2 корпуса

Каролингский минускул

Буквы поставлены свободно
Промежутки между строками – 1-2 корпуса
Выносные детали –

не меньше одного корпуса

Vulgate, Евангелие от Луки, X век

Слайд 24

Готическое письмо Буквы тесно слиты друг с другом Угловатые буквы Появляются

Готическое письмо

Буквы тесно слиты друг с другом
Угловатые буквы
Появляются ярко выраженные жирные

и волосные линии
Промежутки между строками меньше двух корпусов
Выносные меньше одного корпуса
Слайд 25

Латинская библия, Англия, 1407 год

Латинская библия, Англия, 1407 год

Слайд 26

На полях средневековых текстов Глоссы – пояснения к тексту, могли делаться

На полях средневековых текстов

Глоссы – пояснения к тексту, могли делаться на

полях или между строк
Маргиналии – заметки на полях, не имеющие отношения к тексту
Nota bene – значки, отмечающие наиболее важные моменты в тексте
Слайд 27

Nota bene

Nota bene

Слайд 28

Эмилианские глоссы Предположительно, первый текст на испанском языке, молитвенное обращение к Христу на полях религиозного текста

Эмилианские глоссы

Предположительно, первый текст на испанском языке, молитвенное обращение к Христу

на полях религиозного текста
Слайд 29

Маргиналия о Пангур Бане, IX век, аббатство Райхенау

Маргиналия о Пангур Бане, IX век, аббатство Райхенау

Слайд 30

Слайд 31

Messe ocus Pangur Bán, cechtar nathar fria saindan: bíth a menmasam

Messe ocus Pangur Bán, cechtar nathar fria saindan: bíth a menmasam fri seilgg, mu

memna céin im saincheirdd.  Caraimse fos (ferr cach clu) oc mu lebran, leir ingnu; ni foirmtech frimm Pangur Bán: caraid cesin a maccdán.  O ru biam (scél cen scís) innar tegdais, ar n-oendís, taithiunn, dichrichide clius, ni fris tarddam ar n-áthius.  Gnáth, huaraib, ar gressaib gal glenaid luch inna línsam; os mé, du-fuit im lín chéin dliged ndoraid cu ndronchéill.  He fesin as choimsid dáu in muid du-ngni cach oenláu; du thabairt doraid du glé for mu mud cein am messe.

Я и Пангур Бан, мой кот Бдим все ночи напролет. Он мышек гонит в уголки- Я слова ловлю в силки. Нет возвышеннее мига, Чем сидеть с пером за книгой, Пангур мне не досаждает, Ремесло свое он знает. Вот опять в кошачьи когти Угодила мышка в гости, И в мои тенета снова Попадет значенье слова. Вдоль стены кот хищно ходит Взором огненным поводит Я ж пред мудрости стеной Изощряю разум свой. Ежедневная охота – Пангура Кота забота Я ж зрю мудрости завет Обращая сумрак в свет».

Слайд 32

Инициалы От латинского «initialis» - начальный Заглавная буква увеличенного размера, с

Инициалы

От латинского «initialis» - начальный
Заглавная буква увеличенного размера, с которой начинается

текст
Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста.
Слайд 33

The Hunterian Psalter, William Hunter, 1170 г.

The Hunterian Psalter, William Hunter, 1170 г.

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Средневековые миниатюры Иллюстрации в средневековых книгах называют миниатюрами. Более ранние миниатюры

Средневековые миниатюры

Иллюстрации в средневековых книгах называют миниатюрами. Более ранние миниатюры –

стилизованные и упрощенные. Более поздние – настоящие произведения искусства со сложной перспективой
Миниатюры могут занимать весь лист – в таком случае они называются «ковровыми»
Миниатюры не обязательно буквально иллюстрируют произведение, многие имеют аллегорический характер
Слайд 37

Средневековые миниатюры Многие средневековые миниатюры очень условно передают сходство персонажа или

Средневековые миниатюры

Многие средневековые миниатюры очень условно передают сходство персонажа или предмета

с оригиналом. Важна символика: король узнается по короне, рыцарь – по доспехам и оружию, лев - по гриве, слон – по большому размеру и хоботу
Миниатюры модернизируют изображение – библейские и античные персонажи выглядят на них как современники автора (в средневековой одежде, доспехах)
Слайд 38

Средневековая миниатюра

Средневековая миниатюра

Слайд 39

Ковровая миниатюра

Ковровая миниатюра

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Миниатюры

Миниатюры

Слайд 46

Слайд 47

Псалтирь Луттрела 1325-1335

Псалтирь Луттрела 1325-1335

Слайд 48

Псалтирь Луттрела, Англия, 1325-1335

Псалтирь Луттрела, Англия, 1325-1335

Слайд 49

Слайд 50

De Herinacio Рочестерский бестиарий, XIII век

De Herinacio

Рочестерский бестиарий, XIII век