Суздаль. История края

Содержание

Слайд 2

История происхождения названия «Суздаль» На протяжении не одного десятилетия происхождение названия

История происхождения названия «Суздаль»

На протяжении не одного десятилетия происхождение названия Суздаля не давало

покоя многим ученым-историкам. Но, несмотря на тщательные исследования, загадка имени "суздаль" до сих пор не раскрыта.
В XIX веке Д. Европеус предложил начальный компонент сузда- производить от финского слова «susi» или эстонского «suzi» в значении «волк»
Слайд 3

А.А.Шахматов в финно-угорском ключе реконструировал название как *susudal, поскольку территория Суздаля

А.А.Шахматов в финно-угорском ключе реконструировал название как *susudal, поскольку территория Суздаля находится

как раз в месте расположения большого числа географических названий угро-финского происхождения
Слайд 4

По мнению О.Н.Трубачёва, название города происходит от старославянского глагола съзьдати, одно

По мнению О.Н.Трубачёва, название города происходит от старославянского глагола съзьдати, одно из значений

которого было «слепить из глины». От него же происходит глагол «создать»
Слайд 5

Другой известный ученый-лингвист В.П.Нерознак считал, что название Суздаль возникло от формы

Другой известный ученый-лингвист В.П.Нерознак считал, что название Суздаль возникло от формы зижду «строю»

как существительное, обозначающее результат действия глагола
Слайд 6

Так же существуют и другие гипотезы происхождения названия "суздаль". Так, впервые

Так же существуют и другие гипотезы происхождения названия "суздаль". Так, впервые город

упоминается как «Суждаль» в Лаврентьевской летописи 1024 года, что могло обозначать "основатель судил быть тут городу"
Слайд 7

Если предположить греческое происхождение, то "Суз дулус" в переводу с греческого

Если предположить греческое происхождение, то "Суз дулус" в переводу с греческого

означает "раб твой".
Кроме того, слово "сушидало", имеющее значение "осушаемое место", также могло послужить предпосылкой к названию города Суздаль.
Слайд 8

История Суздаля Впервые Суздаль как поселение упоминается в Лаврентьевской летописи в

История Суздаля

Впервые Суздаль как поселение упоминается в Лаврентьевской летописи в 1024

году в результате восстания волхвов
Цитата: «В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью гаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: «Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже»
Слайд 9

Помимо Лаврентьевской летописи, Суздаль, по мнению академика А.А.Зализняка, упоминается в древнейшей

Помимо Лаврентьевской летописи, Суздаль, по мнению академика А.А.Зализняка, упоминается в древнейшей

известной русской книге, получившей название Новгородский кодекс
В Новгородском кодексе говорится, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина
Цитата: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…»
Слайд 10

Русский историк Василий Татищев в своей работе «Истории Российской» пишет: в

Русский историк Василий Татищев в своей работе «Истории Российской» пишет: в

982 году киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил»
Слайд 11

Археологические данные Археологические материалы раскопок 1935—1939 гг. на территории кремля позволяют

Археологические данные

Археологические материалы раскопок 1935—1939 гг.  на территории кремля позволяют отнести

заселение этой части города к IX—X вв. ; рекогносцировочные раскопки на территории острога  дали возможность определить заселение этой части временем не ранее XI—XII вв.

Схема поселений XI-XII вв. на территории Суздаля

Слайд 12

A — ГОРОД-КРЕПОСТЬ, Б — ПОСАД-ОСТРОГ. 1 — ГОРОДСКОЙ СОБОР XI—XII

A — ГОРОД-КРЕПОСТЬ, Б — ПОСАД-ОСТРОГ. 1 — ГОРОДСКОЙ СОБОР XI—XII

ВВ. МОНАСТЫРИ; 2 — ДИМИТРНЕВСКИЙ [УП. 1096 Г.); 3 — КОЗЬМОДАМИАНОВСКИЙ (XII В.); 4 — РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ (1207 Г.); 5 — ТРОИЦКИЙ (XIII В.); Б — АЛЕКСАНДРОВСКИЙ (1240 Г.); 7 — ВВЕДЕНСКИЙ (XIII В.); 8 — ВАСИЛЬЕВСКИЙ (XIII В.); 9 — СПАСО-ЕВФИМИЕВ (1360 Г.); 10 — ПОКРОВСКИЙ (1360 Г.); 11 — АНДРЕЕВСКИЙ (XVI В.); 12 — БОРИСОГЛЕБСКИЙ (XVI В.).

Схематический план Суздаля
XI-XVI вв.

Слайд 13

Височные кольца Датируются XIII веком Воротник золото-тканый с бронзовыми пуговками Датируются XIV веком

Височные кольца
Датируются XIII веком

Воротник золото-тканый с бронзовыми пуговками
Датируются XIV веком

Слайд 14

Кольцевидная пряжка и рубчатый перстень Мжарский некрополь Прекратил свое существование в

Кольцевидная пряжка и рубчатый перстень

Мжарский некрополь
Прекратил свое существование в XII

веке (причина: христианизация Суздальской земли)
Слайд 15

История Суздаля В начале XI века город Суздаль входил в состав

История Суздаля

В начале XI века город Суздаль входил в состав Киевского

государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.
Слайд 16

Суздальский Кремль Является ядром города Суздаля Именно с Кремля началось строительство

Суздальский Кремль

Является ядром города Суздаля
Именно с Кремля началось строительство города
Кремль планировался

как крепость, целью которой является защита города от внешний врагов
Место было выбрано удачным – с 3 сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменка и холмы), а для усиления защиты были возведены земляные валы
Слайд 17

Слайд 18

На рубеже XI—XII веков здесь была сооружена крепость с кольцом земляных

На рубеже XI—XII веков здесь была сооружена крепость с кольцом земляных

валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни
Во второй половине XV века оборонительные сооружения были укреплены и досыпаны, в 1677 году возведена рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году.
Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.
Слайд 19

АРХИЕРЕЙСКИЕ ПАЛАТЫ

АРХИЕРЕЙСКИЕ ПАЛАТЫ

Слайд 20

Рождественский собор (Богородице-Рождественский собор) Постройка собора относится к началу XII века

Рождественский собор (Богородице-Рождественский собор)

Постройка собора относится к началу XII века во

время княжения Владимира Мономаха
По Лаврентьевской летописи, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича первоначальный собор был разобран, а на его месте был построен новый, простоявший до XV века
Руководил постройкой удельный князь Юрьев-Польского княжества Святослав Всеволодович

Первоначальный вид собора в начале XIII века

Слайд 21

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора.
После,

в 1528 году, храм был перестроен во время правления Василия III
В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.
Слайд 22

Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая

Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным

шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.
Слайд 23

Иконостас Рождественского собора Западные врата

Иконостас Рождественского собора

Западные врата

Слайд 24

Ризоположенский монастырь Обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во

Ризоположенский монастырь

Обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне была основана

в начале XIII века святителем Иоанном Ростово-Суздальским - по наиболее распространённой датировке, в 1207 году. 
Вскоре по основании монастырь стал известен духовными подвигами преподобной княжны-монахини Евфросинии
Слайд 25

Каменные постройки появились в Ризоположенском монастыре в XVI веке. Приблизительно к

Каменные постройки появились в Ризоположенском монастыре в XVI веке. Приблизительно к середине века

в обители был возведён каменный Ризоположенский собор, а в 1586 году к нему был пристроен северный придел. В 1688 году в Троицком и Ризоположенском монастырях трудились трое суздальских зодчих, почти всегда работавших вместе - Иван Мамин, Андрей Шмаков и Иван Грязнов.

В XVIII веке Ризоположенский монастырь стал приходить в упадок, чему способствовали секуляризационная реформа 1764 года, лишившая монастырь вотчины, и сильный пожар 1769 года, после которого пришлось полностью обновлять внутреннее убранство собора.
В 1813-1819 годах, в честь победы в Отечественной войне 1812 года, под руководством суздальского каменщика Кузьмина в обители на месте старой обгоревшей шатровой колокольни была построена Преподобенская колокольня

Слайд 26

Ризоположенский монастырь Фотография конец XIX-начало XX века

Ризоположенский монастырь
Фотография конец XIX-начало XX века

Слайд 27

В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные

В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные постройки, пострадали

каменные. После пожара производились частичные перестройки каменных зданий. Вместо прежних деревянных были выстроены из красного кирпича настоятельская келья, церковно-приходская школа и два келейных корпуса, территория монастырского двора выстлана булыжным камнем. К началу XX века при монастыре имелась школа

В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов отправлены в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электростанция, а Святые ворота использовались как склад горючего.
В 1999 году монастырь был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Слайд 28

Собор Положения риз Пресвятой Богородицы Вид на колокольню

Собор Положения риз Пресвятой Богородицы

Вид на колокольню

Слайд 29

Остатки трапезной Сретенской церкви Святые ворота Троицкого монастыря

Остатки трапезной Сретенской церкви

Святые ворота Троицкого монастыря

Слайд 30

Александровский монастырь Александровский монастырь был основан в 1240 году Александром Ярославичем

Александровский монастырь

Александровский монастырь был основан в 1240 году Александром Ярославичем (Невским)
Первоначальные

деревянные постройки обители не сохранились.
Первоначально это был женский монастырь, послушницами которого стали сироты Суздаля
В 1608 — 1610 годах польско-литовские захватчики испепелили Суздаль и сожгли Александровский монастырь
Слайд 31

Собор Александровского монастыря) относится к типичным для Суздаля слободским зданиям. Она

Собор Александровского монастыря) относится к типичным для Суздаля слободским зданиям. Она

представляет собой двухъярусный четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей с пятью высокими, устремлёнными ввысь барабанами. Церковь имеет пятиглавое завершение, а её четверик поверху декорирован шестью кокошниками
Окна собора украшены резными наличниками, дополненными простыми колонками в первом ярусе, и фигурными — во втором
Слайд 32

На территории Александровского монастыря расположились: Монастырская колокольня: Колокольня Александровского монастыря, стоящая

На территории Александровского монастыря расположились:

Монастырская колокольня:
Колокольня Александровского монастыря, стоящая рядом с

собором, видна ещё издали благодаря высокому, стройному шатру. Она уникальна тем, что является единственной в Суздале звонницей шатрового типа, не содержащей украшений на фасадах.
Слайд 33

Святые ворота Александровского монастыря: Массивный восьмигранный столп звонницы, поставленный на низенький

Святые ворота Александровского монастыря: Массивный восьмигранный столп звонницы, поставленный на низенький четверик,

практически лишён декора. Шатёр колокольни, скромно декорированный резными арочными проёмами и слуховыми окнами, подчёркивает чистые грани восьмерика. С вершины звонницы открывается замечательная панорама окрестностей Суздаля.
Слайд 34

Иконостас Александровского монастыря

Иконостас Александровского монастыря

Слайд 35

Спасо-Ефимовский монастырь Изначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, позже, стал Спасо-Ефимовским, в честь

Спасо-Ефимовский монастырь

Изначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, позже, стал Спасо-Ефимовским, в честь первого

игумена – святого Евфимия Суздальского
Слайд 36

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от

внешних и внутренних врагов.
Слайд 37

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в

XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, его сыном Иваном, князьями Пожарскими 
Слайд 38

Интересное событие У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва

Интересное событие

У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под

командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

Плен Василия II

Слайд 39

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях

древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).
Слайд 40

Спасо-Ефимовский собор Бюст Пожарского перед входом в монастырь

Спасо-Ефимовский собор

Бюст Пожарского перед входом в монастырь

Слайд 41

Монастырская тюрьма По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре

Монастырская тюрьма

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма

для «безумствующих колодников». Она была закрыта в 1905 году под влиянием революционных событий. Основную часть узников составляли нарушители устоев церковного права
Слайд 42

Титульный лист дела монаха Авеля

Титульный лист дела монаха Авеля

Слайд 43

Спасо-Ефимовский монастырь в XIX веке Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор

Спасо-Ефимовский монастырь в XIX веке

Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор

Слайд 44

Покровский монастырь Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче «Однажды

Покровский монастырь

Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче
«Однажды князь Андрей плыл по Волге от

Нижнего Новгорода и попал в сильную бурю. Перед лицом неминуемой смерти он дал Господу обет в случае избавления от опасности построить женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тотчас по произнесении обета река успокоилась»
Первых деревянных построек ничего не сохранилось
Наибольший подъём монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат
В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси
Слайд 45

В XVI веке монастырь приобрел известность как тюрьма ( место заточения)

В XVI веке монастырь приобрел известность как тюрьма ( место заточения)
Одной

из первых узниц была жена Василия III – Соломония Сабурова

Свадьба Соломонии и Василия

Слайд 46

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря Покровский собор Панорама главного храма Покровского монастыря

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря

Покровский собор
Панорама главного храма Покровского монастыря предстаёт перед

зрителем во всей красе с противоположного левого берега реки Каменки. Сооружение каменного собора в честь Покрова Богоматери началось в 1510 году по велению Василия III на месте более древнего деревянного храма.
К 1518 году среди низких монастырских келий вознёсся новый собор, стоящий на высоком подклетном этаже. Монументальный, четырёхстолпный храм с трёх сторон окружён двухэтажной открытой галереей, на которую с северо-запада и юго-запада ведут два крыльца. С востока к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами-прорезями
Слайд 47

Шатровая колокольня Шатровая колокольня, примыкающая с юго-запада к Покровскому собору, соединена

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня, примыкающая с юго-запада к Покровскому собору, соединена с

ним крытой галереей. Нижняя пластичная, мощная часть колокольни с широкими угловыми лопатками построена в 1515 году. Этот широкий восьмигранный столб, некогда увенчанный главкой, использовался в качестве церкви во имя «Происхождения честных древ креста». В XVII веке над храмом были надстроены арочный ярус звона и стройный шатёр, завершённый тремя рядами слуховых отверстий. Крытая галерея, связывающая звонницу и собор, пышно декорирована рустом и окнами с изящными наличниками. В звоннице сохранился колокол 1589 года, пожалованный дворянином Демидом Черемисиным Покровскому монастырю.
Слайд 48

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью В южной стене ограды располагался

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

В южной стене ограды располагался парадный

вход в Покровский монастырь — Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные около 1515 года по приказу Василия III. Святые ворота сочетают в себе элементы крепостного и культового зодчества. Нижняя часть строения, выполненная в виде башни, имеет проездную арку. Верхнюю часть массивного четверика занимает трёхглавая церковь, по декору напоминающая Покровский собор.
Слайд 49

Зачатьевская трапезная церковь К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная

Зачатьевская трапезная церковь

К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная церковь,

первоначально освящённая во имя зачатия святой Анны. В 1551 году на месте деревянной церкви Иван Грозный воздвиг каменный храм в память о своей умершей дочери Анне.
Зачатьевская церковь напоминает гражданское здание: её основу составляет прямоугольный трапезный зал, перекрытый двускатной кровлей. С юго-запада к трапезным палатам примыкает шестигранная часовая звонница, а с востока — собственно объём церкви, обозначенный небольшой главкой. Здание украшено ромбовидным орнаментом из мелкого кирпича
Слайд 50

Приказная изба, или Судный дом В юго-западной части Суздальского Покровского монастыря

Приказная изба, или Судный дом

В юго-западной части Суздальского Покровского монастыря находится

приказная изба. Вытянутое прямоугольное здание состояло из трёх помещений: северное занимал архив, центральное — вотчинная канцелярия, а в крайнем южном помещении проводились допросы провинившихся монахинь и крестьян, привезенных сюда за недоимки. Вотчинную канцелярию возглавлял дьяк, управляющий монастырским хозяйством. 
Слайд 51

Башни монастыря Покровский монастырь обнесён каменный оградой с башнями. В северной

Башни монастыря

Покровский монастырь обнесён каменный оградой с башнями. В северной части

обители находится самая старая часть ограды (XVII в.), образующая вместе с шатровыми башнями отдельный дворик.
Башни-восьмигранники, построенные в XVIII веке, выглядят наряднее: они увенчаны полусферическими куполами и расчленены на ярусы горизонтальными тягами.
Слайд 52

Васильевский монастырь Васильевский собор был основан в XIII веке Первое известное

Васильевский монастырь

Васильевский собор был основан в XIII веке
Первое известное упоминание

о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 г. на владение. В грамоте сказано: «Се яз раба Божия Марина черница управила ми есми по его острижение ко св. Василью в монастырь на поминок душе его».
Слайд 53

Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному

Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному

князю Владимиру Святому, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. 
Слайд 54

Собор Василия Великого Васильевского монастыря Построен в 1662—1669 годах на месте

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Построен в 1662—1669 годах на месте прежней

шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объём увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму
Небольшая трапезная соединяет с собором трёхъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века
В 1764 году Васильевский монастырь был переведён в разряд заштатных[1]. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю.