Своеобразие национальных архитектурных традиций

Содержание

Слайд 2

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а

затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Слайд 3

Владимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века) В период политической раздробленности роль Киева как

Владимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века)

В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала

ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами.

Золотые ворота во Владимире. Центральная часть с проездной аркой сохранилась с середины XII века

Слайд 4

Новгородско-Псковская архитектура (конец XII — XVI век) Формирование новгородской архитектурной школы

Новгородско-Псковская архитектура (конец XII — XVI век)

Формирование новгородской архитектурной школы относят к

середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.
Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — один из значительных памятников Новгорода времен феодальной раздробленности.

Слайд 5

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века) Превращение Москвы в сильный политический центр

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века)

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию

архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор Московского Кремля

Слайд 6

Архитектура Русского царства (XVI век) Принятие Иваном Грозным титула «царя» и

Архитектура Русского царства (XVI век)

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство

было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Церковь Вознесения в Коломенском

Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598)

Слайд 7

Русская архитектура XVII века Начало XVII века в России ознаменовалось сложным

Русская архитектура XVII века

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем,

что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле (1687)

Слайд 8

Русский стиль в архитектуре XIX—XX веков В середине XIX и начале

Русский стиль в архитектуре XIX—XX веков

В середине XIX и начале XX

веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

Храм Христа Спасителя — пример русско-византийского стиля

Слайд 9

Сталинская архитектура Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на

Сталинская архитектура

Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца

Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетике, характеризующейся приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления.

Главное здание МГУ

Слайд 10

Современная Россия После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или

Современная Россия

После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены.

Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити. Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас.
Слайд 11

Архитектурные чудеса мира Каталонский архитектор Антонио Гауди потратил 40 лет своей

Архитектурные чудеса мира

Каталонский архитектор Антонио Гауди потратил 40 лет своей жизни

на этот великолепный, хаотически сложенный, но так и не законченный собор в стиле готического ар-нуво. После его безвременной кончины в 1926 (он был сбит трамваем), его единомышленники продолжали его шедевральную скульптурную работу, и, несмотря на то, что оригинальные зарисовки были уничтожены при Второй Гражданской войне в Испании, сооружение собора продолжается и по сей день. Завершение намечено где-то в период между 2017 и 2026 годами.

Саграда Фамилия (Барселона)

Слайд 12

Бурдж аль-Араб (Дубаи) Этот 60-этажный отель в форме паруса, который расположен

Бурдж аль-Араб (Дубаи)

Этот 60-этажный отель в форме паруса, который расположен на

собственном частном острове, был спроектирован как национальный символ. Но именно интерьер в нем самая «изюминка»: возвышаясь на 182,2 метра в высоту, холл является самым высоким в мире. А мощные диагональные скобы башни  вселяют благоговейный трепет.
Слайд 13

Институт звука и изображения (Нидерланды) Яп Друпстен, графический художник, разработал медиаколлаж

Институт звука и изображения (Нидерланды)

Яп Друпстен, графический художник, разработал медиаколлаж размером в

целое здание, которое знают повсюду в Нидерландах. При содействии архитектурного бюро Neutelings Riedijk, он покрыл фасад архива СМИ  и музея кадрами голландского телевидения, соединенных в гигантскую 4-стороннюю фреску и запечатленных непосредственно на литом стекле. Эффект ошеломляющий — как внутри, так и снаружи.
Слайд 14

Музей искусств Нельсона-Аткинса (Канзас) Работа 21-го столетия руки Стивена Холла не

Музей искусств Нельсона-Аткинса (Канзас)

Работа 21-го столетия руки Стивена Холла не дискредитирует

достоинств оригинала, выполненного еще в далеком 1933, являющего собой Академию Изящных искусств. Его поток переливающихся матово-стеклянных коробок, как бы выросших из зеленой лужайки, выглядит невероятно волшебно в сумраке, когда они начинают пылать и пропускать солнечный свет в серию эффектных подземных галерей.
Слайд 15

Монастырь Гнездо Тигра (Бутан) Рискованно расположившийся на отвесной скале в 800

Монастырь Гнездо Тигра (Бутан)

Рискованно расположившийся на отвесной скале в 800 метрах

над Долиной Паро (которая сама находится в 2150 метров над уровнем моря), Монастырь Гнездо Тигра – зрелище, захватывающее дух. Основанный в 1692, комплекс выстраивался вокруг пещеры, где, согласно преданию, индийский гуру Ринпоче медитировал в 8 веке. По преданию гуру Ринпоче прибыл сюда на летающем тигре. Сегодня посетители добираются до монастыря в 7-часовом пешем подъеме. Это удаленное от мира скопление формаций из камня и сооруженный человеком монастырь – одно из самых священных мест поклонения в Бутане.