Театр при Анне Иоанновне

Содержание

Слайд 2

Началом интереса и любви императрицы к итальянскому театру послужило следующее событие:

Началом интереса и любви императрицы к итальянскому театру послужило следующее событие:

на празднества по случаю ее коронации польский король Август II прислал ко двору будущей русской императрицы из Дрездена несколько итальянских актеров.
Выступление «Италианской кампании», состоящей из певцов, комедиантов и музыкантов ей понравилось, и она решила, что необходимо иметь у себя при дворе итальянскую труппу. В 1735 году таковая была выписана из Италии. С этого времени представления шли два раза в неделю, причем драматические спектакли чередовались с балетом.
Слайд 3

Также были спектакли, в которых в качестве актеров были задействованы воспитанники

Также были спектакли, в которых в качестве актеров были задействованы воспитанники

кадетского корпуса, обучавшиеся под руководством французского учителя танцев Ланде.
Некоторое время спустя появилась итальянская оперная труппа. В русских документах труппа называлась «итальянской компанией». В ее состав входили комедианты, танцовщики, музыканты, певцы, художник-декоратор. До 1757 года ее бессменным капельмейстером и композитором был француз Арайя. В его творческой манере не было новаторства (соответственно и в костюмах не происходило никаких новшеств), она вполне соответствовала бытовавшей тогда барочной манере.

Балетный и оперный театр 18 века — см.отдельную презентацию.

Слайд 4

Анна Иоанновна не знала итальянского языка, и поэт Тредьяковский переводил для

Анна Иоанновна не знала итальянского языка, и поэт Тредьяковский переводил для

нее тексты. Государыня смотрела спектакли, читая по ходу действия либретто. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге (до того театры были в Москве). В 1735 году с новой труппой комедии дель-арте приехала итальянская опера-сериа.
Слайд 5

При русском дворе состоял оркестр из 25 прекрасных европейских музыкантов. Большой

При русском дворе состоял оркестр из 25 прекрасных европейских музыкантов.
Большой

популярностью в этот период пользовались выступления фокусников, которые в то время еще не были окутаны таинственностью, как это стало в XIX веке. Фокусники XVIII столетия были чаще всего искусными механиками, которые в основном демонстрировали разнообразные заводные игрушки, бывшие тогда причудливой новинкой.
В 30-е годы XVIII века Россию часто посещали труппы иноземных циркачей: наездники, дрессировщики лошадей, канатоходцы, эквилибристы. В газетах давали объявления об их приезде. Уже в то время широко использовали печатную рекламу для привлечения зрительской публики
Итальянские труппы комедии дель-арте приезжали в Россию в 1731, 1733 и 1735 гг. Спектакли они давали при дворе Анны Иоанновны.
Слайд 6

Императрица любила незатейливый юмор. Общеизвестна ее страсть к шутам и шутовским

Императрица любила незатейливый юмор. Общеизвестна ее страсть к шутам и шутовским

представлениям. Следует отметить, что шутов при дворе официально было шесть. Первыми назовем знаменитого шута Балакирева и португальца д`Акосту, которые «достались по наследству» от Петра I, а позже появился неаполитанец Пьетро-Мира по прозвищу Педрилло (Pedrillo) – ярчайшая личность, о котором написано немало интересных исследований. Остальные трое попали в шуты не по своей воле.

Pedrillo

Слайд 7

Антонио Педрилло - сокращённый русский вариант итальянского имени Пьетро-Мира. Родился в

Антонио Педрилло - сокращённый русский вариант итальянского имени Пьетро-Мира. Родился в

Неаполе, сын скульптора.
Приехал в Петербург в начале царствования императрицы Анны Иоанновны ко двору как музыкант (для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере). Музыкальная карьера не сложилась.Попал в канцелярию герцога Бирона. Педрилло согласился быть шутом и благодаря остроумию и находчивости сделал блестящую карьеру придворного шута. Стал любимым шутом императрицы, был её неизменным карточным партнёром. Уехал из России с большим состоянием.
При дворе носил прозвища «Адам», «Адамка», «Антонио», «Антоний» и «Петрушка». Стал героем исторических анекдотов, выведен в романе И. Лажечникова «Ледяной дом» (1835).

Благодаря своему остроумию Педрилло стал прототипом Петрушки в кукольных спектаклях, а при дворе его так и звали - Петрушка. Педрилло стал героем многих русских анекдотов

Слайд 8

«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны». 1872 Художник Валерий Иванович Якоби (1834-1902)

«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны». 1872
Художник Валерий Иванович Якоби (1834-1902)

Слайд 9

Историки пишут, что Анна из чувства мести сделала шутами князей Голицина

Историки пишут, что Анна из чувства мести сделала шутами князей Голицина

Михаила Алексеевича, Волконского Никиту Федоровича и Алексея Петровича Апраксина. Роли для них она выбирала самые унизительные, например, камергеру князю Никите Федоровичу Волконскому, который был уже пожилой и болезненный человек, императрица поручила заботы и уход за своей любимой левреткой Цитринкой.

Волконский Никита Федорович

Апраксин Алексей Петрович

Слайд 10

Правление Анны Иоанновны ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия. Расходы на

Правление Анны Иоанновны ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия. Расходы на

проведение балов и содержание двора в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота. Одна знаменитая Свадьба в Ледовом доме обошлась казне в крупную сумму.
Слайд 11

Князю Голицыну Михаилу Алексеевичу досталась роль и того хуже. Однажды уже

Князю Голицыну Михаилу Алексеевичу досталась роль и того хуже. Однажды уже

немолодая и очень некрасивая приживалка при дворе, шутиха калмычка Авдотья Ивановна Буженинова пошутила в присутствии императрицы, что «имеет охоту выйти замуж». На что Анна Иоанновна сказала, что присмотрит для нее жениха, да и свадьбу справит, расходы берет на себя. Подыскивала она недолго.
На следующий день разжалованному князю Голицыну объявили, что государыня нашла для него невесту, и чтобы он готовился к свадьбе. Праздник был организован с царским размахом. Учредили государственную комиссию по организации свадьбы-потехи во главе с кабинет-министром А. Волынским.
Слайд 12

Камергер Татищев предложил построить для «молодых» на Неве дом изо льда

Камергер Татищев предложил построить для «молодых» на Неве дом изо льда

и обвенчать их там «курьезным образом». Сразу и место выбрали между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Об этой свадьбе подробно написано в работе Шубинского «Императрица Анна Иоанновна, придворный быт и забавы» и в романе Лажечникова «Ледяной дом».
По высочайшему повелению были доставлены в Петербург со всей России пары – представители разных народов, населяющих владения императрицы (всего 150 пар, т.е. 300 человек), которые должны были войти в состав свадебной процессии. Маскарадная комиссия распорядилась о том, чтобы пары были одеты в национальную одежду, также участников снабдили национальными музыкальными инструментами.

Герб династии Голицыных

Князь М.А. Голицын

Слайд 13

Слайд 14

Свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым, остановился у конного манежа Бирона.

Свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым, остановился у конного манежа Бирона.

Здесь был устроен пир (своего рода антракт), на котором каждая пара угощала своим национальным блюдом и напитком. Придворный поэт Тредьяковский в честь молодых прочел оду. После свадебного обеда – танцы, точнее народные пляски. Участники танцев народов России – те самые 150 пар.

6 февраля 1740 года свадьба состоялась.
После бракосочетания в церкви(!), пестрое шествие на верблюдах, оленях, собаках, волах с музыкой и песнями отправилось по всем главным улицам города.
Шествие возглавляли «молодые», сидевшие в большой железной клетке на спине живого слона.

Слайд 15