Теория Риторики

Содержание

Слайд 2

Содержание Введение.........................................................................................................................3 Основоположники риторики..........................................................................................5 Теоретический смысл риторики...................................................................................11 Законы риторики ….......................................................................................................21 Составные части риторики...........................................................................................23 Вывод..............................................................................................................................24 Список литературы........................................................................................................25

Содержание

Введение.........................................................................................................................3
Основоположники риторики..........................................................................................5
Теоретический смысл риторики...................................................................................11
Законы риторики ….......................................................................................................21
Составные части риторики...........................................................................................23
Вывод..............................................................................................................................24
Список литературы........................................................................................................25

Слайд 3

Риторика (др. греч. — «ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая искусство

Риторика (др. греч. — «ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая искусство

речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.
Слайд 4

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного

выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе.
Слайд 5

Изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой - победа в споре,

Изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой - победа в споре,

считается философ-материалист Протагор из Абдеры (480-410).
По мнению Протагора, наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путем хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.
Слайд 6

Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном

Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном

(427-347 г до н.э.) задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как философ.
Слайд 7

Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 гг.), основавшему Ликей,

Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 гг.), основавшему Ликей,

где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». Аристотель считал, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи.
Слайд 8

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия Цицерона

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия Цицерона

(106–43 гг. до н.э.). Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут, или о знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор».
Слайд 9

Дионисий Галикарнасский (60–7 гг. до н.э.) — ритор и критик. Его

Дионисий Галикарнасский (60–7 гг. до н.э.) — ритор и критик. Его

главный труд — «Римские древности».
Трактат Дионисия Галикарнасского «О соединении слов» интересен рассмотрением риторики литературной в связи с риторикой музыкальной (в частности, автор проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой).
Слайд 10

Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении

Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении

«Риторические наставления» Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма.
Слайд 11

В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавила к античным

В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавила к античным

разработкам, придерживалась правил Аристотеля и поздних теоретиков и лишь перерабатывала их в расчете преимущественно на сочинение посланий и проповедей.
Слайд 12

Направления в риторике Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с

Направления в риторике

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой

и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным
Слайд 13

Алкуин Флакк Альбин (ок. 735 — 804 н.э.) — учёный, ритор,

Алкуин Флакк Альбин (ок. 735 — 804 н.э.) — учёный, ритор,

богослов, поэт. Изложив риторические сведения, автор с легкостью переходит к классификации предметов нравственного богословия. Такой способ изложения воспринимается как убедительный, научно корректный, рациональный, но одновременно он действует на средневекового человека своей иерархичностью.
Слайд 14

В XI в. теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика

В XI в. теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика

- философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.
Слайд 15

Философ и богослов конца XIII - начала XIV столетия Раймунд Луллий

Философ и богослов конца XIII - начала XIV столетия Раймунд Луллий

из ордена францисканцев, развивал идеи схоластики в знаменитой книге «Великое искусство». Он же построил «логическую машину». Она представляла семь вращающихся на одной оси кругов, на каждом из которых записаны понятия и операции («равенство», «различие», «противоречие» и т.д.) Так как круги вращались независимо друг от друга, то можно было получать многообразные сочетания понятий
Слайд 16

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории

красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.
Слайд 17

В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, хитростное глаголание. На

В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, хитростное глаголание. На

Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи («Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе, о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.
Слайд 18

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).

Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».
Слайд 19

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия

по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей.
Слайд 20

В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор

В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор

считал, что «основания красноречия суть страсти». Сперанский рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить»).
Слайд 21

1. Концептуальный закон предполагает систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи

1. Концептуальный закон предполагает систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи

и формулирование основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. В нижеприведенной формуле этот закон обозначен буквой К.
2. Закон моделирования аудитории (А) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о трех главных признаках, составляющих “портрет” любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др. Социально-психологические признаки обоснованы мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др
3. Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить:
цели речевой деятельности (зачем?);
противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения;
главный тезис выступления;
собственную позицию.

Законы Риторики

Слайд 22

Законы Риторики 4. Четвертый закон риторики формирует тактику (Т) составления выступления.

Законы Риторики

4. Четвертый закон риторики формирует тактику (Т) составления выступления. При

этом предполагается следующая последовательность действий:
заинтересовать аудиторию;
вызвать слушателей на размышление;
вывести их на уровень обсуждения предмета речи.
5. Пятый закон риторики (СВ) требует внимания к словесно-речевому выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в действенную словесную форму.
6. Закон эффективного общения (ЭО) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, завоевывать ее симпатии, внимание и интерес. Для этого также предусматривается определенная система действий:
управление собственным поведением;
управление поведением аудитории;
корректировка подготовленного текста по ходу выступления.
7. Системно-аналитический закон риторики (СА) развивает у оратора умение выявлять и оценивать собственные впечатления от выступления и анализировать речевую деятельность других, что помогает по мере накопления опыта совершенствовать мастерство своих публичных выступлений.
Слайд 23

Составные части Риторики В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей

Составные части Риторики

В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики

как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности:
1) нахождение материала для речи;
2) расположение найденного материала;
3) словесное выражение – работа над языковой формой для того, чтобы речь отвечала важнейшим коммуникативным требованиям - точности, ясности, уместности, “пышности”;
4) запоминание (мнемоника);
5) произнесение речи.
Слайд 24

Вывод В заключение необходимо отметить, риторика является искусством. Невозможно переоценить ее

Вывод

В заключение необходимо отметить, риторика является искусством. Невозможно переоценить ее роль

в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.