Церковь и государство на Руси в конце XV - начале XVI веков

Содержание

Слайд 2

Вспомним! Назовите основные внутриполитические действия царя Федора Иоанновича. Почему «заповедь» на

Вспомним!

Назовите основные внутриполитические действия царя Федора Иоанновича.
Почему «заповедь» на выход

крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как, в связи с этим, изменилось положение крестьянства?
Каковы были основные внешнеполитические результаты политики правительства Федора Иоанновича?
В чем суть «углического дела»? Как вы думаете причастен ли к смерти Дмитрия Борис Годунов?
Слайд 3

О ком эти слова? дипломат Лука Новосильцев «Он не Алексеева верста,

О ком эти слова?

дипломат
Лука Новосильцев

«Он не Алексеева верста, то

был великий человек- боярин, а се государю нашему шурин, а государыне нашей брат родной, а разумом его бог исполнил и о земле великой печальник»
Слайд 4

Какое значение имело учреждение патриаршества для Российского государства? Для развития Российского

Какое значение имело учреждение патриаршества для Российского государства?
Для развития Российского

государства учреждение патриаршества имело большое значение: учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом, сделало ее независимой от греческой.

Актуализация знаний

Слайд 5

Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на Куликовскую

Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на

Куликовскую битву, кто поддерживал князя московского во время княжеских усобиц?

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVI в.

Слайд 6

Домашнее задание: Параграф 12 Вопросы и задания на стр. 100 Рабочая

Домашнее задание:

Параграф 12
Вопросы и задания на стр. 100
Рабочая тетрадь №

с 4 по 7
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 100).
На «5» задание 1 или 4 – сообщение. презентация
Слайд 7

План: Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство.

План:
Духовенство и миряне.
Иосифляне и нестяжатели.
Ереси Матвея Башкина и Феодосия

Косого.
Церковь и государство.
Слайд 8

Новые слова и понятия: Флорентийская уния, синодики, ереси, симония, стригольники, нестяжатели,

Новые слова и понятия: Флорентийская уния, синодики, ереси, симония, стригольники, нестяжатели,

старчество, дьяк, жидовствующие.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана Флорентийская уния

Слайд 9

Проблемный вопрос ! (стр. 95) Какую роль играла церковь в Российском

Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Какую роль играла церковь в Российском государстве

в XVI в? Как складывались ее отношения с властью?
Слайд 10

Духовенство и миряне. Стр. 95-96

Духовенство и миряне.

Стр. 95-96

Слайд 11

В период раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению земель Руси.

В период раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению земель

Руси. Она поддерживала политику князей, направленную на преодоление власти монголо-татар и междоусобиц.

Духовенство и миряне

Слайд 12

Духовенство и миряне До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся

Духовенство и миряне

До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский

и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. 
Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.
Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами.
Слайд 13

Какую роль играл приходской храм для округи? Приходской храм для округи

Какую роль играл приходской храм для округи?
Приходской храм для округи играл

большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

Задание (стр.95-960

Слайд 14

До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя

До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя

отдельную Русскую митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем.
Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву.

В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси.

Слайд 15

Изменения в Русской православной церкви 1448 год -Собор русского православного духовенства

Изменения в Русской православной церкви

1448 год -Собор русского православного духовенства избрал

митрополитом рязанского епископа Иону.
1453 год - выборы митрополита становятся внутренним делом церкви.

Церковь становится независимой, ее возглавляют подданные русского государя

Слайд 16

2. Иосифляне и нестяжатели. Стр. 96-97

2. Иосифляне и нестяжатели.

Стр. 96-97

Слайд 17

Что составляло основу экономического могущества церкви? Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады прихожан. Вспомните

Что составляло основу экономического могущества церкви?
Основу экономического могущества церкви составляли земельные

владения, вклады прихожан.

Вспомните

Слайд 18

Церковь проповедовала, что добиться вечного блаженства на том свете можно через

Церковь проповедовала, что добиться вечного блаженства на том свете можно

через посмертную молитву, а чтобы обеспечить ее необходимо мирянам не скупиться на щедрые пожертвования.

Богатые бояре, князья, купцы при разделе земли и другой собственности между наследниками обязательно выделяли значительную долю в пользу монастыря.

Церковь получала с населения и церковную десятину.

Слайд 19

Нестяжатели и иосифляне В конце 15 века, с образованием единого Российского

Нестяжатели и иосифляне

В конце 15 века, с образованием единого Российского государства,

светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.
Иван III задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года.

Иосиф Волоцкий

Слайд 20

Нестяжатели и иосифляне Прочитайте стр.96-97 какие разногласия в церкви имел вопрос

Нестяжатели и иосифляне

Прочитайте стр.96-97 какие разногласия в церкви имел вопрос о

церковных богатствах?
Кто был сторонником этих взглядов?

Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 21

Монастыри Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики

Монастыри

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами

Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий.

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским

Слайд 22

Иосифо-Волоцкий монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь

Слайд 23

Нестяжатели и иосифляне На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах

Нестяжатели и иосифляне

На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах

Слайд 24

Слайд 25

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Стр.97-98

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Стр.97-98

Слайд 26

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
У

верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Задание

Слайд 27

Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») — сознательное отклонение от догматов веры,

Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее

иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Ереси

Слайд 28

Ереси Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») —

Ереси

Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») — это

отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п.
.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.

Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Слайд 29

Ереси Стригольники Выступали против: взятия священниками платы за посвящение в духовный

Ереси

Стригольники
Выступали против:
взятия священниками платы за посвящение в духовный сан,
Церковной иерархии,
Сомневались

в правильности священных таинств.

Жидовствующие
Не признавали догмата о троичности Бога,
Отрицали священность икон,
Отрицали церковную иерархию,
Критиковали монахов, считая, что они не ведут достойный образ жизни.

Слайд 30

На Церковных соборах 1490 и 1504 годов осудили еретиков и приговорили к смертной казни.

На Церковных соборах 1490 и 1504 годов осудили еретиков и

приговорили к смертной казни.
Слайд 31

Матвей Башкин: сомнения относительно правильности некоторых важных решений Священного Писания и

Матвей Башкин: сомнения относительно правильности некоторых важных решений Священного Писания и

церковных обрядов.
Феодосий Косой и его последователи не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества.  Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых.
Башкин, Косой и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

С.97-98 Прочитайте в чем суть суть ерисей?

Слайд 32

Ереси Матвей Башкин Феодосий Косой Осудил холопство Провозглашал равенство людей Максим

Ереси

Матвей Башкин

Феодосий Косой

Осудил холопство

Провозглашал равенство людей

Максим Грек

Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость

русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти
Слайд 33

4. Церковь и государство.

4. Церковь и государство.

Слайд 34

В 1448 году русский православный собор избрал митрополитом рязанского епископа Иону.

В 1448 году русский православный собор избрал митрополитом рязанского епископа

Иону.

После 1453 года русская православная церковь стала самостоятельной.

Слайд 35

Церковь и государство Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия.

Церковь и государство

Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия. В

Москву приезжали греческие, сербские монахи, посланцы находившиеся под властью турецких властью православных иерархов Востока. В свою очередь церковь оказывала поддержку власти
Слайд 36

В 1547 году Макарий стал одним из сторонником и организаторов венчания

В 1547 году Макарий стал одним из сторонником и организаторов венчания Ивана

4 на царство. Он же и возложил на Ивана шапку Мономаха.
Был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. По его инициативе с целью ликвидации местных культов церковные соборы 1547 и 1549 годов канонизировали около 50 новых «святых». При участии Макария составлены «Степенная книга», «Минеи Четьи», Лицевой летописный свод. В них Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве.

Митрополит Макарий

Слайд 37

Митрополит Филипп На смену Макарию митрополитом стал Филипп, который уже также

Митрополит Филипп

На смену Макарию митрополитом стал Филипп, который уже также знаком нам.

Он был противником опричнины, за что с него был низложен сан, после отправили монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым в 1569 году.
Следующие митрополиты уже были покорны светской власти и благословляли действия царя.
Слайд 38

Оформление идеологии самодержавия Теория «Москва – третий Рим» в истории христианства

Оформление идеологии самодержавия

Теория «Москва – третий Рим»
в истории христианства существовало три

великих центра:
Рим
Константинополь
Москва – третий Рим
Слайд 39

Митрополит Зосима Монах Филофей Оформление идеологии самодержавия

Митрополит Зосима
Монах Филофей

Оформление идеологии самодержавия

Слайд 40

Оформление идеологии самодержавия Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой

Оформление идеологии самодержавия

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой представлений

о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.

Шапка Мономаха

Слайд 41

Первый Рим – «ветхий» Второй Рим – Константинополь Заключил унию с

Первый Рим –
«ветхий»

Второй Рим –
Константинополь

Заключил унию с
католической
церковью. Пал от
мусульман.

Третий Рим –
Москва

Остался

верен
православию

Обязан сохранить
чистоту веры и
защитить православ-
ные народы.

Четвертому Риму
не бывать

Пал под ударами
язычников-
варваров

Слайд 42

Почему для светской власти была важна поддержка церкви? Для светской власти

Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Для светской власти была

важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Задание

Слайд 43

Проблемный вопрос ! (стр. 95) Какую роль играла церковь в Российском

Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Какую роль играла церковь в Российском государстве

в XVI в? Как складывались ее отношения с властью?