Церковь и государство в XV веке

Содержание

Слайд 2

В период феодальной раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению земель

В период феодальной раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению

земель Руси. Она же поддерживала политику князей, направленную на преодоление власти монголо-татар и междоусобиц.
Слайд 3

Церковь и государство в XV веке

Церковь и государство в XV веке

Слайд 4

Церковь проповедовала, что добиться вечного блаженства на том свете можно через

Церковь проповедовала,
что добиться вечного блаженства на том свете
можно через

посмертную молитву.
А чтобы обеспечить ее, необходимо мирянам не скупиться на щедрые пожертвования.

Богатые бояре, купцы при разделе земли и другой собственности между наследниками обязательно выделяли значительную долю в пользу монастыря

Церковь получала с населения и церковную десятину

Слайд 5

Освещение Благовещенского собора Кремля в 1489 г. Соперничество церкви и государства

Освещение Благовещенского собора Кремля в 1489 г.

Соперничество церкви и государства за

власть

Благодарные князья предоставляли Церкви земельные владения, налоговые льготы, жертвовали значительные суммы денег.

Слайд 6

Одежда русской знати Россия и Запад Церковь и великие князья были

Одежда русской знати

Россия и Запад

Церковь и великие князья были ярыми противниками

расширения контактов с католическим Западом. Со времени образования Русского централизованного государства оно стало для Запада закрытым. Въезд и выезд из страны жестко контролировались.

Православная икона

Слайд 7

Благовещенский собор Авторитет Церкви значительно вырос после падения Константинополя : Русская

Благовещенский собор

Авторитет Церкви значительно вырос после падения Константинополя : Русская

Православная Церковь стала самой крупной, богатой и могущественной Православной Церковью.

Митрополит Геронтий

Соперничество церкви и государства за власть

Слайд 8

Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (или в 1309)

Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (или в 1309)

была перенесена во Владимир,
а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву.

До 1448 Русская церковь находилась в ЮРИСДИКЦИИ Вселенского (Константинопольского) патриархата,
составляя отдельную Русскую митрополию
и пользуясь большой АВТОНОМИЕЙ,
хотя её митрополиты и ставились Константинополем

Слайд 9

Флорентийская уния В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии

Флорентийская уния

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от

нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью УНИЮ — документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Этим документом признавался ДОГМАТ о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его КАНОНическим правилам.

Слайд 10

Поместный СОБОР 1448 г. Флорентийская уния была отвергнута Участвовавший во Вселенском

Поместный СОБОР 1448 г.

Флорентийская уния была отвергнута

Участвовавший во Вселенском соборе и

подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен
Слайд 11

В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал

В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал

митрополитом русского человека — Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

Поместный СОБОР 1448 г.

Слайд 12

Иван III Великие князья Иван III и Василий III не хотели

Иван III

Великие князья Иван III и Василий III не хотели мириться

с независимостью и особым положением Церкви в государстве. Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот, ограничено расширение земельных владений.

Василий III

Соперничество церкви и государства за власть

Слайд 13

Церковь и еретики В конце XIV – начале XV в. на

Церковь и еретики

В конце XIV – начале XV в. на Русь

через торговые города Новгород и Псков начинают проникать еретические учения. Стригольники (лишенные духовного сана) критиковали церковь, отрицали существование души и загробную жизнь, выступали против угнетения одних людей другими.

Расправа со стригольниками

Святой старец

Слайд 14

Церковь и еретики Расправа со стригольниками Церковь при поддержке власти жестоко

Церковь и еретики

Расправа со стригольниками
Церковь при поддержке власти жестоко преследовала и

карала еретиков. Руководители стригольников в Новгороде были утоплены в реке Волхов

Святой старец

Слайд 15

Церковь и еретики Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих.

Церковь и еретики

Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих. Они

отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.
Слайд 16

Церковь и еретики Ересь получила поддержку не только среди простого народа,

Церковь и еретики

Ересь получила поддержку не только среди простого народа, но

и части духовенства, бояр, дьяков и людей близких Ивану III. Церковь к этому времени погрязла в стяжательстве, погоне за богатством, во многом потеряла ореол нравственной и патриотической силы.
Слайд 17

…Прошли века, и там, где прежде Была лесов дремучих ширь, Стал

…Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал

в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь….

Возросший авторитет русской православной церкви привел к росту числа церквей и монастырей

Слайд 18

Монастыри в конце XV – нач. XVI в. Соловецкий монастырь –

Монастыри в конце XV – нач. XVI в.

Соловецкий монастырь – основан

тремя монахами Германом, Савватием, Зосимой на Соловецких островах Белого моря
Слайд 19

Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Слайд 20

В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь Монастыри в

В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь

Монастыри в конце

XV – нач. XVI в.
Слайд 21

Соловецкий монастырь Иосифо – Волоколамский монастырь

Соловецкий монастырь

Иосифо –
Волоколамский
монастырь

Слайд 22

Троице-Сергиев монастырь основан Сергием Радонежским Монастыри в конце XV – нач. XVI в.

Троице-Сергиев монастырь
основан
Сергием Радонежским

Монастыри в конце XV – нач. XVI

в.
Слайд 23

Соловецкий монастырь Иосифо – Волоколамский монастырь Троице-Сергиев монастырь

Соловецкий монастырь

Иосифо –
Волоколамский
монастырь

Троице-Сергиев
монастырь

Слайд 24

Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах. Они

Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах. Они

призывали Церковь отказаться от имущества, а монастырям от владения землей и крестьянами. Их называли нестяжатели. Их учение получило широкое распространение и поддержку в обществе.

Православный отшельник

Православные монахи

Слайд 25

С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его последователей

С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его последователей

стали называть иосифляне. Они отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности, и необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконами и образами.

Иосиф Волоцкий

Слайд 26

Первоначально на сторону нестяжателей склонялся и Иван III. Но позже он

Первоначально на сторону нестяжателей склонялся и Иван III. Но позже он

поддержал иосифлян, а нестяжателей объявили еретиками и начали их жестокое преследование. Сторонников нестяжателей отправляли в ссылку, на плаху, сжигали.

Нил Сорский

Слайд 27

Москва – Третий Рим Концепция «Москва – Третий Рим» впервые была

Москва – Третий Рим

Концепция «Москва – Третий Рим» впервые была выдвинута

старцем Псковского Елиазарова монастыря Филофеем. Он утверждал, что первый Рим погиб из-за католической веры, второй Рим (Константинополь) погиб из-за нарушения православных канонов, а Москва – Третий Рим.

Православная икона

Филофей

Слайд 28

Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с Ивана

Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с Ивана

III стали считать себя потомками римского императора Августа. Август получил власть божьей милостью, и власть его потомков тоже от Бога и непререкаема.

Василий III в Царском титулярнике, конец XVII в.

Иван III в Царском титулярнике, конец XVII в.

Москва – Третий Рим

Слайд 29

Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр

Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр

считались холопами великого государя. Воля государя считалась волей Бога.

Василий III

Во времена противостояния с врагами народ сплотился вокруг Великого государя. И простой народ, и знатные люди считали, что все, что у них есть они имеют благодаря воле великого государя.