Церковный раскол

Содержание

Слайд 2

В годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили

В годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили

мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей.
Слайд 3

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя

Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нём, ни при его преемниках. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов) —церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи. Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633).

Слайд 4

Патриарх Иоасаф I (1634-1640) Патриарх Иосиф (1642-1652)

Патриарх Иоасаф I (1634-1640) Патриарх Иосиф (1642-1652)

Слайд 5

После смерти патриарха Иосифа новым главой был избран Никон (в миру Никита Минов) 1652-1666 гг.

После смерти патриарха Иосифа новым главой был избран Никон (в миру

Никита Минов) 1652-1666 гг.
Слайд 6

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах,

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах,

переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Слайд 7

Слайд 8

* Двумя - как старообрядцы, выражая веру в две природы Иисуса

* Двумя - как старообрядцы, выражая веру в две природы Иисуса

Христа.
* Тремя, собранными вместе, во исповедание св.Троицы..."
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

* Двукратное пение «аллилуя», заменили троекратным. * Движение верующих в церкви

* Двукратное пение «аллилуя», заменили троекратным.

* Движение верующих в церкви вокруг

алтаря по солнцу, заменили против солнца.

* Написание имени Христа: Исус , заменили на Иисус.

Слайд 12

Они по-разному понимают суть крестного знамения При перемещении руки слева направо

Они по-разному понимают суть крестного знамения
При перемещении руки слева направо крестное

знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.
Слайд 13

1653г. - начало церковной реформы Никона.

1653г. - начало церковной реформы Никона.

Слайд 14

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся

война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты, простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.
Слайд 15

1654 г. - церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие

1654 г. - церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие

обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Слайд 16

Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства

Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства

церковной власти над царской: «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха.
Слайд 17

С 1658 г. – царь не посещает проповеди патриарха Никона, обидевшись

С 1658 г. – царь не посещает проповеди патриарха Никона, обидевшись

он оставляет патриарший престол и уходит в Новоиерусалимский монастырь, ожидая царя с покаянием.
Слайд 18

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в1656 году

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в1656 году

Слайд 19

Разрыв патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем.

Разрыв патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем.

Слайд 20

Слайд 21

Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся».

Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь

и от патриаршества отрекся».
Слайд 22

1666 г. - Никон снят с патриаршего престола и сослан в

1666 г. - Никон снят с патриаршего престола и сослан в

Ферапонтов Белозерский монастырь (по 1681 г.).
Слайд 23

Резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона

Резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона

(«никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум.

Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру.

Слайд 24

Сентябрь 1653 года — Протопопа Аввакума бросают в подвал Андрониевского монастыря,

Сентябрь 1653 года — Протопопа Аввакума бросают в подвал Андрониевского монастыря,

где он просидел 3 дня и 3 ночи «не евши и не пивши». Увещевают принять «новые книги», однако безуспешно. Патриарх Никон велел расстричь его. Но царь заступается, и Аввакум Петров был сослан в Тобольск.
Слайд 25

1653 г. – в темнице Аввакума посещает боярыня Феодосия Морозова.

1653 г. – в темнице Аввакума посещает боярыня Феодосия Морозова.

Слайд 26

1655 год — из Тобольска, протопопа Аввакума с семьёй ссылают «в

1655 год — из Тобольска, протопопа Аввакума с семьёй ссылают «в

Даурскую землю».
Шесть лет провёл там Аввакум, доходил до Нерчинска, Шилки и Амура.

Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.

Слайд 27

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663

году Аввакум был возвращён в Москву.
Обратный путь был тоже страшен и длился он три года.
Слайд 28

Во время пути Аввакум «по всем городам и по селам, в

Во время пути Аввакум «по всем городам и по селам, в

церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие, и уча и обличая безбожную лесть», то есть никонианские новшества.
Слайд 29

15 мая 1666 года — перед Большим Московским церковным собором предстал

15 мая 1666 года — перед Большим Московским церковным собором предстал

протопоп Аввакум, который отказался принести покаяние, и был осуждён в ссылку в Пустозерский острог на Печоре.
Слайд 30

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме

в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания.
Слайд 31

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его автор Аввакум Петров писал:

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его автор Аввакум Петров писал:

«Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить».

Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала.

Слайд 32

Слайд 33

14 апреля 1682г. – сожжение Аввакума в Пустозёрске. Резкое письмо к

14 апреля 1682г. – сожжение Аввакума в Пустозёрске.

Резкое письмо к царю

Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей.
Слайд 34

Место сожжения протопопа Аввакума. Аввакум на горящем срубе.

Место сожжения протопопа Аввакума.

Аввакум на горящем срубе.

Слайд 35

1663 г. – Аввакума возвращают в Москву. Протопоп Аввакум 1653 г.

1663 г. – Аввакума возвращают в Москву.

Протопоп Аввакум

1653 г. –

брошен в темницу на 3 дня, где его посещает
боярыня Феодосия Морозова. Сослан в Тобольск.

1655 г. – из Тобольска ссылают «в Даурскую землю».

1666 г. – Аввакум, на Большом Московском церковном соборе,
отказался принести покаяние и был сослан Пустозёрск.
Здесь напишет автобиографию «Житие протопопа Аввакума …».

14 апр.1682 г. – сожжение Аввакума в Пустозёрске.

Слайд 36

Слайд 37

1653 г. – в темнице Аввакума посещает боярыня Феодосия Морозова.

1653 г. – в темнице Аввакума посещает боярыня Феодосия Морозова.

Слайд 38

Ноябрь 1671 года — верховная дворцовая боярыня, представительница одного из шестнадцати

Ноябрь 1671 года — верховная дворцовая боярыня, представительница одного из шестнадцати

высших аристократических семейств Московского государства Феодосия Морозова, твёрдая сторонница старого обряда, была перевезена в Чудов монастырь в Кремле, откуда после допросов отправлена в заключение на подворье Псково-Печерского монастыря.
Слайд 39

Конец 1674 года — боярыня Феодосия Морозова, её сестра Евдокия Урусова

Конец 1674 года — боярыня Феодосия Морозова, её сестра Евдокия Урусова

и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству.
Слайд 40

14 слуг, Морозовой и её сестры, за принадлежность к старой вере

14 слуг, Морозовой и её сестры, за принадлежность к старой вере

в конце июня 1675 года сожгли в срубе.
Слайд 41

В.И.Суриков «Боярыня Морозова». По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой

В.И.Суриков «Боярыня Морозова».

По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой высланы

в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в 1675 г.
Слайд 42

11 сентября 1675 г. — Евдокия Урусова скончалась от истощения. 2

11 сентября 1675 г. — Евдокия Урусова скончалась от истощения. 2 ноября

1675 г. — Феодосия Морозова также была уморена голодом в земляной тюрьме.
Слайд 43

17 августа 1681г. – скончался бывший патриарх Никон.

17 августа 1681г. – скончался бывший патриарх Никон.

Слайд 44

После реформы в Сибири появились селения старообрядцев.

После реформы в Сибири появились селения старообрядцев.

Слайд 45

После никоновских реформ начались страшные гонения на старообрядцев.

После никоновских реформ начались страшные гонения на старообрядцев.

Слайд 46

Слайд 47

1668 – 1676 гг. – Соловецкое восстание. Причина: отказ принять «новоисправленные богослужебные книги».

1668 – 1676 гг. – Соловецкое восстание. Причина: отказ принять «новоисправленные

богослужебные книги».
Слайд 48

22 января 1676 года — Соловецкий монастырь взят приступом. Бунт в

22 января 1676 года — Соловецкий монастырь взят приступом.
Бунт в

обители был жестоко подавлен.

Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14.

18-го января 1676 года один из перебежчиков - чернец Феоктист - сообщил царскому воеводе, как можно проникнуть в монастырь.

Слайд 49

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее

положение в политической системе страны.
Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти.
Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения её в придаток государственной власти.