К 280-летию со дня рождения. Федота Ивановича Шубина

Содержание

Слайд 2

Федот Иванович Шубин родился 17 (28) мая 1740 года в семье

Федот Иванович Шубин родился 17 (28) мая 1740 года в семье

крестьянина-помора Ивана Шубного в деревне Тючковской Двинского уезда Куростровской волости Архангельской губернии. В детстве Федот с отцом и братьями ходил на рыбный промысел, занимался резьбой по кости — ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). В то время Холмогоры славились своими искусными мастерами-косторезами. Вошли Шубины в историю еще и потому, что, если верить преданию, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу в Москву " тремя рублями и китайчатым полукафтаньем".
Слайд 3

Спустя несколько лет М.В. Ломоносов уже сам помогал младшему Шубину, приехавшему

Спустя несколько лет М.В. Ломоносов уже сам помогал младшему Шубину,

приехавшему в Петербург зимой 1758 года. Принято считать, что именно он рекомендовал земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И. И. Шувалову. Так или иначе, 23 августа 1761 года последовало распоряжение "уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного... который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером".
Слайд 4

Первым учителем Федота Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, один из

Первым учителем Федота Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, один из

многих европейских художников и ученых, приглашенных в 18 веке для преподавания в "российских академиях". По окончании шестилетнего академического курса Шубин выполняет программу на сюжет из древнерусской истории. За барельеф " Убийство Аскольда и Дира Олегом" он удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию "для достижения совершенства в художествах на три года".

Николя-Франсуа Жилле

Слайд 5

В Париже Шубин безвозмездно занимался у известного скульптора Жана-Батиста Пигаля. По

В Париже Шубин безвозмездно занимался у известного скульптора Жана-Батиста Пигаля. По

просьбе самого Шубина Академия художеств продлила срок его пребывания во Франции ещё на год. Здесь молодой скульптор закончил статую «Греческая любовь» (не сохранилась), а также выполнил «Голову Адама» из терракоты. Летом 1770 года по ходатайству Дидро и Фальконе Шубин отправился в Италию. Здесь он работал над скульптурным портретом И. И. Шувалова. В ноябре 1772 года скульптор вернулся в Париж, где вскоре сблизился с крупным заводчиком и меценатом Н. А. Демидовым. Позже они породнились: вернувшись в Россию, Шубин женился на сестре архитектора А. Ф. Кокоринова, чья супруга приходилась Демидову племянницей. Демидов заказал Шубину два парных бюста – свой собственный и своей третьей жены.

Жан-Батист Пигаль

Слайд 6

В 1773 году Шубин вернулся в Петербург. Первой работой Федота Ивановича

В 1773 году Шубин вернулся в Петербург.  Первой работой Федота Ивановича

по возвращении из заграничной поездки стал бюст вице-канцлера князя А. М. Голицына, который имел большой успех и удостоился похвалы императрицы. Она наградила скульптора перстнем и повелела создать свой портрет.

В 1774 г. за бюст Екатерины II Шубину присвоили звание академика. Императрица повелела скульптора «никуда не назначать и быть ему при дворе». На мастера удостоенного похвалы императрицы посыпались заказы. Придворная знать стремилась иметь свои бюсты, выполненные прославленным скульптором. Он создал скульптурные портреты кабинет-секретаря императрицы П. В. Завадовского, графа И. Г. Чернышева, фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского и многих других.

Слайд 7

Постоянные заказы и финансовая обеспеченность создали у скульптора иллюзию независимости от

Постоянные заказы и финансовая обеспеченность создали у скульптора иллюзию независимости от

петербургской Академии художеств, что в конечном итоге вылилось в затяжной конфликт между Шубиным и руководством Академии. В ответ на предложение Совета выполнить программу на звание академика скульптор, сославшись на нехватку времени, предложил «проэкзаменовать» его «по бюстам», которые он делал для императрицы и её приближённых.

С учетом того, что портретный жанр считался низкопробным и не котировался у академических художников, это был весьма дерзкий шаг. 28 августа 1774 года Совет Академии единогласно определил «за оказанный опыт в скульптурном художестве» присвоить Шубину звание академика. Произошёл исключительный случай – впервые человек получил это высокое звание без «программы», за работы в непопулярном портретном жанре. Многие коллеги презрительно называли Шубина «портретным», по поводу чего тот сильно переживал.

Слайд 8

Значительное место в творчестве Шубина занимает образ Екатерины II. В течение

Значительное место в творчестве Шубина занимает образ Екатерины II. В течение

всей жизни он создавал портреты императрицы. По заказу Г.А. Потемкина исполнил статую «Екатерины II законодательница», для которой была сооружена специальная ротонда, примыкавшая к Зимнему саду Таврического дворца. Беломраморная статуя возвышалась там на порфировом пьедестале, утопая в зелени поблескивая в мерцании свечей. За неё Шубин в 1794 году был удостоен звания профессора. Императрица изображена в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди и с царским скипетром. Торжественная парадность сочетаются в её облике с индивидуальными портретными чертами конкретной личности . Свободный хитон и горностаевая мантия не скрывают пропорций тяжеловатой фигуры императрицы и увядающего лица. И в портрете Екатерины II Шубин остается верен своему кредо-реалистической трактовке образа.
Слайд 9

В 1793 году Шубин создаёт скульптурный портрет Ломоносова. Портрет является непарадным,

В 1793 году Шубин создаёт скульптурный портрет Ломоносова. Портрет является непарадным,

интимным. Скульптор изобразил Ломоносова без парика, подчеркнув огромный открытый лоб мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный. Это образ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного.
Скульптурный портрет работы Федота Шубина является лучшим портретом Ломоносова и отличается реалистичностью, многогранностью характеристики образа. В портрете великолепно передан облик того Ломоносова, который о себе сказал: "Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении... и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже..."

Бюст "М.В. Ломоносов"
(копия работы Ф.И. Шубина)

Слайд 10

Руками гениального скульптора выполнено более 200 скульптурных работ, хранящихся в разных

Руками гениального скульптора выполнено более 200 скульптурных работ, хранящихся в разных

музеях.
В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили адъюнкт - профессором с жалованием по штату.
Умер Ф. И. Шубин 12 мая (24 мая по новому стилю) 1805 года в Петербурге в бедности, не дожив нескольких дней до своего 65-летия.
Пенсию его вдове, оставшейся с 6-ю детьми, Академия не дала «по причине кратковременного служения ее покойного мужа».
Похоронен Шубин на Смоленском православном кладбище. В октябре 1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный некрополь XVIII века -Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

Могила Ф.И. Шубина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры