Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

Содержание

Слайд 2

Первый вопрос – Логико-теоретическая основа политико-правового учения Фомы Аквинского. Второй вопрос

Первый вопрос – Логико-теоретическая основа политико-правового учения Фомы Аквинского.
Второй вопрос –

Содержание правового учения Фомы Аквинского.
Третий вопрос – Программная часть учения Фомы Аквинского.
Слайд 3

Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь

Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь

на идеи Аристотеля. Он предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.

1. Логико-теоретическая основа политико-правового учения.

Слайд 4

Работы Фомы: дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и

Работы Фомы:

дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы

на различные темы»)
комментарии на:
несколько книг Библии
12 трактатов Аристотеля
«Сентенции» Петра Ломбардского
трактаты Боэция,
трактаты Псевдо-Дионисия
анонимную «Книгу о причинах»
ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
несколько трактатов об алхимии
стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»
И основные работы: «Сумма теологии» (1265-1274), «О правлении государей» (1266)
Слайд 5

Биография Фома Аквинский 1225/1226г. - 1274 г. Родился в семье графа

Биография Фома Аквинский 1225/1226г. - 1274 г.

Родился в семье графа Ландольфо,

которому принадлежал домен (поместье) в окрестностях города Аквино (Ломбардия).
Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома.

итальянский католический философ, доминиканский монах.

Слайд 6

Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного

Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного

Фридрихом II.
В Неаполе сблизился с доминиканцами - нищенствующими монахами, и стал одним из них, отказавшись от графского титула.

Фридрих II

Неаполитанский университет имени Фридриха II

Слайд 7

Фома продолжил обучение у доминиканца Альберта Великого - сначала в Париже,

Фома продолжил обучение у доминиканца Альберта Великого - сначала в Париже,

а затем - в Кёльне.
В 1252 г. главный магистр доминиканского ордена пригласил Фому в качестве своего ассистента в Париж.
С 1252 по 1254 г. Фома Аквинский - бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. - бакалавр «сентенциариус».
С 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете.

Альберт Великий

Слайд 8

7 марта 1274 г. по пути в Лион, куда он направлялся

7 марта 1274 г. по пути в Лион, куда он направлялся

по приказу папы Григория X для участия в Соборе, Фома Аквинский умер, канонизирован 18 июля 1323 г. В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
Слайд 9

2. Содержание правового учения. Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех

2. Содержание правового учения.

Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех

важнейших проблем:
1. Взаимоотношению церкви и государства;
2. Проблеме тираноубийства;
3. Идеальной форме правления.
Слайд 10

Имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности

Имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности

их власти?
В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на положение Священного Писания о том, что «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также происходит от Бога).
Решая этот вопрос, Фома предлагает различать три элемента государственной власти:

2.1. Церковь и государство.

Слайд 11

Сущность государственной власти установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла:

Сущность государственной власти установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла:

«Существующие власти от Бога установлены».
Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп).
Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.
Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но она оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.

2.1. Церковь и государство.

Слайд 12

Можно ли сопротивляться тирану? Фома высказывал следующие аргументы против тираноубийства: 2.2. Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться тирану?
Фома высказывал следующие аргументы против тираноубийства:

2.2.

Проблема тираноубийства.
Слайд 13

Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления государства: монархию, тиранию,

Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления государства:
монархию, тиранию,

аристократию, олигархию, политию, демократию.
Таблица: Политические взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 14

Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку: 2.3. Идеальная форма правления

Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:

2.3.

Идеальная форма правления
Слайд 15

Правовые взгляды Фомы Аквинского. Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона: 2.3. Идеальная форма правления

Правовые взгляды Фомы Аквинского.
Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики

закона:

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 16

Классификация законов. Существуют четыре вида законов, три из которых представляют собой

Классификация законов.
Существуют четыре вида законов, три из которых представляют собой

иерархию.
1. Вечный закон (lex aeterna) - естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым. Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.
2. Естественный закон (lex naturalis) - отражение Божьего закона человеческим разумом, это «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna.

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 17

Классификация законов. 3. Позитивный человеческий закон (lex humana) - феодальное право

Классификация законов.
3. Позитивный человеческий закон (lex humana) - феодальное право того

времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон.

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 18

Соотношение позитивного человеческого закона и естественного закона. Позитивный человеческий закон должен

Соотношение позитивного человеческого закона и естественного закона.
Позитивный человеческий закон должен

соответствовать естественному закону (lex naturalis). Принудительное осуществление такого закона - признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 19

Классификация законов. 4. Позитивный божественный закон (lex divina) - содержится в

Классификация законов.
4. Позитивный божественный закон (lex divina) - содержится в Библии.

Он адресован «твари читающей» и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 20

Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквянсвого 2.3. Идеальная форма правления

Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквянсвого

2.3. Идеальная форма правления

Слайд 21

В своем учении Фома Аквинский выразил интересы церковной власти, которую он

В своем учении Фома Аквинский выразил интересы церковной власти, которую он

ставил на один уровень со светской властью. Высказав идею об автономии светской и церковной властей, Фома Аквинский, в тоже время выступал за их взаимодействие.

3. Программная часть учения Фомы Аквинского.

Слайд 22

Литература по теме:

Литература по теме: