Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

Содержание

Слайд 2

Живопись – широкие и мелкие мазки красок. Произведение живописи создает художник-живописец.

Живопись – широкие и мелкие мазки красок. Произведение живописи создает художник-живописец.
Графика

– рисунок карандашом, выполненный профессиона-лом. Автор должен обладать необходимыми знаниями и навы-ками.
Скульптура – статуи (фигуры) из гранита, мрамора или какого-нибудь камня.
Архитектура или зодчество – здания, построенные по законам искусства.
Декоративно-прикладное искусство –художественные предметы быта : посуда, ткани, мебель, ювелирные украшения и др.

Виды изобразительного искусства.

Слайд 3

Жанр можно определить в зависимости от того, что изображено на картине.

Жанр можно определить в зависимости от того, что изображено на картине.
Жанр

– понятие, объединяющее произведение по признакам сходства тематики.
Различают жанры:
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Исторический
Батальный
Интерьер
Портрет

Жанры изобразительного искусства

Слайд 4

Портрет – это прежде всего человеческое лицо, изображенное художником так, как

Портрет – это прежде всего человеческое лицо, изображенное художником так, как

он его видит.
Портрет –жанр изобразительного искусства с изображением одного или группы людей.
Портрет – основной жанр живописи, скульптуры, графики.

Жанр портрета. Как определить?

Слайд 5

Разновидности портрета. Специфический вид портрета – автопортрет.

Разновидности портрета. Специфический вид портрета – автопортрет.

Слайд 6

индивидуальный групповой По числу изображений на одном холсте:

индивидуальный групповой

По числу изображений на одном холсте:

Слайд 7

По характеру изображения:

По характеру изображения:

Слайд 8

В фас, в трехчетвертом повороте,в профиль Различные ракурсы рисования головы

В фас, в трехчетвертом повороте,в профиль

Различные ракурсы рисования головы

Слайд 9

Рисунок головы человека с живой натуры

Рисунок головы человека с живой натуры

Слайд 10

Портрет передает: 1) внешнее индивидуальное сходство портретируемого, модели; 2) характер человека,

Портрет передает:

1) внешнее индивидуальное сходство
портретируемого, модели;
2) характер человека, его

духовный мир;
3) отражает эпоху, в которую жил изображаемый
человек;
Портреты доносят:
1) образы людей разных эпох;
2) отражают часть истории;
3) каким видел мир художник;
4) как художник относился к портретируемому.
Слайд 11

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы создавали

довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в неё вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюм-ские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I-IVвв.

Развитие портрета

Слайд 12

Энкаустика – (гр. enkaustike - ;ue? Ds; восковая живопись, выполненная горячим способом. Портрет мальчика из Файюма.

Энкаустика – (гр. enkaustike - ;ue? Ds; восковая живопись, выполненная горячим

способом.
Портрет мальчика из Файюма.
Слайд 13

Тутмес, древнеегипетский скульптор XIV века до н.э., “начальник скульпторов” при дворе

Тутмес, древнеегипетский скульптор XIV века до н.э., “начальник скульпторов” при дворе

фараона Аменхотепа IV - Эхнатона; работал в Ахетатоне, столице Египта при Эхнатоне. Исполненные Тутмесом портреты фараона и царицы Нефертити (найдены в 1912 при археологических раскопках мастерской скульптора в Амарне, бывшем Ахетатоне; ныне в Египетском музее в Каире и других собраниях) отмечены исключительной тонкостью моделировки , трепетной одухотворенностью образов.

Скульптор XIV в. до н.э.

Слайд 14

Тутмес. Портрет царицы Нефертити. Раскрашенный известняк.1-я четверть XIV в. до н.э.

Тутмес. Портрет царицы Нефертити. Раскрашенный известняк.1-я четверть XIV в. до н.э.

Слайд 15

Скульптор первой половины IV в. до н.э. Кефисодот (Kephisodotos) Старший, древнегреческий

Скульптор первой половины IV в. до н.э.

Кефисодот (Kephisodotos) Старший, древнегреческий

скульптор 1-й половины IV века до н.э. Отец и, возможно, учитель Праксителя. Кефисодот создал установленную около 374 до н.э. в Афинах статую “Эйрена и Плутос”, в которой тектоническая строгость классической пластики сочетается с живой передачей человеческого чувства (сохранилась римская копия, мрамор, Глиптотека, Мюнхен). По античным источникам известны и другие работы Кефисодота, в том числе мраморные статуи Мегалополя и Артемиды в храме Зевса Сотера в Мегалополе, 12 статуй муз на горе Геликон в Беотии и др.
Слайд 16

Жанр портрета расцвел особенно в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была

Жанр портрета расцвел особенно в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была

признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто)

Эпоха Возрождения

Слайд 17

Работы Леонардо да Винчи

Работы Леонардо да Винчи

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое . Модели

Лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое . Модели

Рембрандта и Д. Веласкеса(XVI-XVII в.)

В 17 в. глубокая демократизация жанра, стремление художников к многостороннему познанию человеческой личности, эмоциональная насыщенность портретных образов ярче всего сказались в творчестве голландских мастеров (Рембрандта, Ф. Халса), в живописи Д. Веласкеса в Испа-нии, П.П. Рубенса и А. ван  Дейка во Фландрии,
Н. Пуссена во Франции .

Слайд 22

В 18 в. свежая жизненная правдивость, точность и острая аналитичность характеристик

В  18 в. свежая жизненная правдивость, точность и острая аналитичность характеристик свойственны портретам

французских (живопись и станковая графика М.К. де Латура, Ж.О. Фрагонара,
Ж.Б. Перроно, пластика Ж.А. Гудона и
Ж.Б. Пигаля) и английских (У. Хогарта,
Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо) художников. На переломе 18 и 19 вв. существенные аспекты эпохи выпукло отражены в страстно-эмоциональных, романтически-приподнятых картинах Ф. Гойи, в ярких и правдивых портретах главы позднего французского классицизма Ж.Л. Давида.

Классицизм в портретах 18 века.

Слайд 23

В 1-й половине 19 в. в портрете развивались тенденции романтизма (живопись

В 1-й половине 19 в. в портрете развивались тенденции романтизма (живопись
Т. Жерико,

Э. Делакруа во Франции, Ф.О. Рунге в Германии), новым жизненным содержанием наполнялись традиции классицистического портретного искусства (живопись Ж.О.Д. Энгра во Франции, пластика И.Г. Шадовав Германии и др.),
появились значительные образцы сатирического портрета (графика и скульптура
О. Домье во Франции). В середине и 2-й половине 19 в. расширяется география национальных школ портрета, возникает множество стилистических направлений, в рамках которых по-разному решаются проблемы портретной живописи (работы
А. фон Менцеля и В. Лейбля в Германии, Я. Матейко в Польше, Дж. Сарджента,
Т. Эйкинса в США и др.). Достижения мастеров французского импрессионизма
(Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена) и их последователей
(М. Либермана в Германии, Дж. Уистлера в США, А.Л. Цорна в Швеции и др.) привели к обновлению художественной концепции портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде; противоположные тенденции нашли выражение в творчестве художников постимпрессионизма – П.  Сезанна, стремившегося выразить в портретном образе устойчивые, вечные свойства бытия,
и В. ван Гога, в предельно драматических автопортретах отразившего жгучие проблемы нравственной и духовной жизни.

Романтизм в портретах 19 века.

Слайд 24

Портретный жанр в России. В России портретный жанр активно начал развивиться

Портретный жанр в России.

В России портретный жанр активно начал развивиться с

нача-ла 18 века Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны женские образы, написанные этими художниками.
В первой половине 19 века главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К.Брюллова)
Художники В.Перов, И.Крамской, и.Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Человек изображался во всей своей психологической сложности (выражение лица, позы, жесты), оценивалась еще и его роль в обществе