Византийская империя

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий,

В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий,

находящийся на берегу Босфора, и переименовал его в Константинополь – «новый Рим».
Необходимость переноса :
удалённость от напряжённых восточных и северо-восточных границ империи,
организовать оборону из Константинополя было гораздо быстрее и эффективнее, чем из Рима.
религиозные предпочтения Константина: он симпатизировал христианству и не очень любил Рим, где было сильно развито язычество.
Слайд 4

395 г.- раздел Римской империи на Западную и Восточную. 476 г.-

395 г.- раздел Римской империи на Западную и Восточную. 476 г.- Перенос

знаков императорской власти в Константинополь.

*

Слайд 5

395 г.- раздел Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя Восточная Римская империя

395 г.- раздел Римской империи на Западную и Восточную.

Западная
Римская
империя

Восточная
Римская
империя

Слайд 6

Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской („Ромейской“) империей» *

Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской

(„Ромейской“) империей»

*

Слайд 7

Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «Империей

Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «Империей

греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

*

Слайд 8

Периоды истории Византийского искусства Раннехристианский (Предвизантийская культура, I-III века) Ранневизантийский («Золотой

Периоды истории Византийского искусства

Раннехристианский (Предвизантийская культура, I-III века)
Ранневизантийский («Золотой век»

императора Юстиниана I, архитектура храма Святой Софии в Константинополе и равенские мозаики (VI-VII века)
Иконоборческий (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
Македонское Возрождение (867—1056) -классический период византийского искусства. XI век – высшая точка расцвета.
Консерватизм императоры династии Комнинов (1081—1185)
Палеологовский Ренессанс- возрождение эллинистических традиций (1261—1453).
Слайд 9

Византия просуществовала до 1453г., когда Константинополь был захвачен турками – османами.

Византия просуществовала до 1453г., когда Константинополь был захвачен
турками –

османами.
Слайд 10

Слайд 11

Государственное устройство Византии. Форма правление – монархия. Император именовался – Василевс.

Государственное устройство Византии.

Форма правление – монархия.
Император именовался – Василевс.
Власть императора не

была наследственной.
Избранника поднимали по римскому обычаю на щите.
Позже родилась традиция венчания на царство патриархом.
Нередко императорский трон захватывался в ходе переворота.

*

Слайд 12

Приём иностранных послов императором Византии.

Приём иностранных послов императором Византии.

Слайд 13

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы,

Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши.
Слайд 14

народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики» (толкователи природных явлений),

народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики» (толкователи природных явлений),

искусство бродячих мимов, певцов и акробатов
светская культура: придворные церемонии, пиры и охота, игры на ипподроме и триумфы василевса
общенародные торжества: государственные и церковные календарные праздники.
Слайд 15

Отличия византийской культуры Более высокий (до 12 века) уровень материального производства

Отличия византийской культуры

Более высокий (до 12 века)
уровень
материального производства

Культ императора как
сакральной

фигуры

Церковь –
господствующий орган,
подотчётный светской власти
и не претендующий на
политические функции

Борьба
за политическое влияние
между национальными
группами и социальными слоями
(Византия – многонациональная
империя)

Высокоразвитая
государственость
и полное подчинение личности
тоталитарному государству

Устойчивое сохранение
античных традиций,
отсутствие периода
культурного упадка,
какой был в Европе(5-10 век)

Слайд 16

Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в

Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в

пышный обряд. Важнейшая роль в этом принадлежит искусству.
Слайд 17

Слайд 18

Архитектура Византии Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в

Архитектура Византии

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину

здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых. обрамленных арками, и поддерживают купол.

Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Слайд 19

• Должно быть вместительным и удобным для совершения ритуала; • Места

• Должно быть вместительным и удобным для совершения ритуала;
• Места для священнослужителей и

«паствы» разграничены;
• Особое место для алтаря;
• Содержать христианскую символику;

Требования к внутреннему пространству христианской церкви

Византийские храмы отличались величественной архитектурой и великолепием.

Слайд 20

Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии в Константинополе, главный

Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии в Константинополе,
главный

собор империи и всего христианского мира. Он был построен в 532—537 гг. малоазийским зодчими Анфимием и Исидором и соединял в себе базилику с купольным перекрытием.
Слайд 21

Собор Святой Софии-VI в.

Собор Святой Софии-VI в.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из

Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из

боковых, затененных нефов человек попадал в центральную ярко освещенную часть храма, увенчанную куполом высотой 55,6 м. и диаметром 30 м. Грандиозный купол, голубой внутри, с золотым крестом в центре, был у основания прорезан 46 окнами и казался парящим, возносящимся к небу.
Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе

основные части мироздания.
Четыре стены - 4 стороны света под властью единой церкви;
Купол уподоблялся небу,
Алтарь всегда помещался на Востоке, там, согласно Библии, находился Эдем (рай),
Западная часть храма - ад.
Слайд 28

VI век -Начало крестово-купольной формы строительства Церковь Успения в Никее (VII

VI век -Начало крестово-купольной формы строительства

Церковь Успения в Никее (VII —

начало VIII века, разрушена во время греко-турецкой войны 1917—1922 гг.) имела ясно выявленный в интерьере подкупольный крест с короткими одинаковыми рукавами. Он образован благодаря тому, что отделяющие боковые нефы аркады отодвинуты дальше от центра здания.

Храм Апостолов в Константинополе.

Слайд 29

VIII – нач.IX вв. крестово-купольный храм становится главенствующим.

VIII – нач.IX вв. крестово-купольный храм становится главенствующим.

Слайд 30

Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики.

Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики.

Купол положен на парусах, которые опираются на столбы.
Крестообразно расположенные помещения, перекрытые сводами под прямым углом друг к другу, с куполом в центре.
Слайд 31

Слайд 32

С IX века крестово – купольные церкви уже широко распространены. По

С IX века крестово – купольные церкви уже широко распространены.
По своему

плану они напоминают равноконечный т. н. греческий крест, над центром которого, а нередко и над его концами возвышались купола.
Слайд 33

Купол являлся центром постройки, а все такие постройки называют – центрическими.

Купол являлся центром постройки, а все такие постройки называют – центрическими.

Православные церкви строились потом и других странах – и всегда в т. н. русском стиле. Они словно являются отголоском византийской архитектуры.
Родственно византийскому прекрасное зодчество средневековой Армении и Грузии.
Слайд 34

В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На

В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи.

На своде купола помещалось изображение Пантократора, Христа-Вседержителя, окруженного архангелами.
На барабане, поддерживающем купол, в простенках между окнами рисовали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа.
На четырех парусах изображали евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
На своде алтарной арки, в конце апсиды, размещалось изображение Богоматери — Оранты.
На столбах рисовали ветхозаветные сцены, а также множество образов святых и великомучеников. Все эти росписи располагались ярусами, спускаясь от Христа Вседержителя в куполе, символизировавшем небо, к земле, где жили мученики и святые.
Слайд 35

Слайд 36