Возникновение и ранние формы словесного искусства

Содержание

Слайд 2

1.Пещера Альтамира. Бизон. 2.Палеолитические Венеры. 3.Северный Кавказ. Майкопский курган. Все искусства

1.Пещера Альтамира. Бизон.
2.Палеолитические Венеры.
3.Северный Кавказ. Майкопский курган.

Все искусства могли появиться только

после того, как человек овладел членораздельной речью.
Ранее всех появилось изобразительное искусство (XXV- X тыс. до н.э.).
Словесное искусство возникло позже других видов искусства, так как для его возникновения требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие сложных грамматико-синтаксических форм.
Слайд 3

ПОНЯТИЕ МИФА Миф (греч.) – предание, повествование, басня. Мифы – создания

ПОНЯТИЕ МИФА

Миф (греч.) – предание, повествование, басня.
Мифы – создания коллективной общенародной

фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием реальными (С.С.Аверинцев).
В первобытной культуре мифы выполняли роль науки.
Мифы – это целостная система, в терминах которой воспринимается весь мир.
Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ МИФА: чувственная конкретность; эмоциональность и богатство воображения; отсутствие рассудочности; антропоморфизм

ОСОБЕННОСТИ МИФА:

чувственная конкретность;
эмоциональность и богатство воображения;
отсутствие рассудочности;
антропоморфизм (перенесение на предметы человеческих

свойств);
неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта;
замена сущности прецедентом, эпизодом («генетизм»).
Слайд 5

МИФОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА Понятие мифа. Классификация мифов. Мифопоэтическая модель мира. Состояния

МИФОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА

Понятие мифа.
Классификация мифов.
Мифопоэтическая модель мира.
Состояния и стихии мира.
Мифопоэтическое пространство.
Мифологическое

время.
Числа. Геометрические символы.
Металлы и минералы.
Растения.
Еда.
Мифопоэтические персонажи.
Низшая мифология.
Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ МИФОВ: -этиологические(от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования,

КЛАССИФИКАЦИЯ МИФОВ:
-этиологические(от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования, в

которых разъясняется происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.
-тотемические (тотем – на языке североамериканских индейцев племени оджибве – «его род»). В основе тотемических мифов – представления о сверхъестественном родстве между группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.
-космогонические (астральные, солярные, лунарные) – о происхождении вселенной – звезд, солнца, луны.
-антропогонические - о сотворении человека, составная часть космогонических мифов. Характерная черта - первоначально всё имеет антропоморфный облик. Описываются материалы и технологии создания людей.
-эсхатологические - о конце света. Характерны мотивы пророчества.
-близнечные - мифы о близнецах-братьях, о близнецах брате и сестре;
и др.
Слайд 7

МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА Модель – сокращённое и упрощённое отображение представлений о

МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА

Модель – сокращённое и упрощённое отображение представлений о мире

внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах.
 Мир – это человек и среда в их взаимодействии;
«Человеческие» структуры и схемы часто переносятся на среду, и среда описывается на языке антропоцентрических понятий.
Слайд 8

Мифопоэтическая модель мира предполагает описание вселенной: пространственно-временное (связь пространства и времени;

Мифопоэтическая модель мира предполагает описание вселенной:
пространственно-временное (связь пространства и времени; его

постоянные характеристики – небо, год, древо мировое и т.п.; центр мира; начало во времени святынь, праздников и других сакральных точек);
причинное (мера, которой всё соответствует);
этическое (определение сфер хорошего и плохого; должного и запрещённого; создание этических эталонов);
количественное (сакральные числа; чёт-нечет);
семантическое (качественная структура мира);
персонажное.
Отношения между этими противоположностями могут быть описаны и с помощью и более общих оппозиций:
счастье – несчастье;
доля – недоля;
жизнь – смерть;
чёт – нечет.
Эти универсальные знаковые комплексы сами передаются определёнными символами, например – мировое древо.
Слайд 9

Мировое древо(лат. Arbor mundi) мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы

Мировое древо(лат. Arbor mundi) 
мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания;
образ,

который воплощает универсальную концепцию мира и в разных традициях обозначается по-разному:
древо жизни, древо плодородия, древо центра, древо восхождения, небесное древо, шаманское древо, мистическое древо, древо познания. Каждая часть соотносится с особым видом животных, птиц.
Верхняя – птицы; чаще всего – две, расположенные симметрично, или одна, как правило, – орёл – на вершине).
Средняя – копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы); изредка – пчёлы; в поле поздних традициях – человек.
Нижняя – змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, фантастические существа.
Слайд 10

Мировая гора – трансформация мирового древа, это образ мира, модель вселенной.

Мировая гора – трансформация мирового древа, это образ мира, модель вселенной.


Гора находится в центре мира, там, где проходит его мировая ось (аsxis mundi).
Продолжение мировой оси вверх, через вершину горы, указывает положение полярной звезды.
Наиболее известные горы:
Олимп, Парнас (место обитания Аполлона и муз);
Этна (расположена кузница Гефеста, с огнём из этой горы Деметра искала Персефону);
Кавказ (прикован Прометей);
Синай (Яхве открыл Моисею десять заповедей);
Эльбрус (прикован грузинский культурный герой Амирани).
Слайд 11

Парнас - священная гора в Греции, считалась средоточием земли. Ритуально-религиозные сооружения,

Парнас - священная гора в Греции, считалась средоточием земли.
Ритуально-религиозные сооружения, напоминающие

гору:
пирамида, зиккурат, пагода, храм, ступа, чум, арка.
Пуп Земли — космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях.
Слайд 12

Середина мира – это гармонизующий элемент вселенной, источник порядка и чистоты.

Середина мира – это гармонизующий элемент вселенной,
источник порядка и чистоты.


Это эмбрион вселенной, зародыш мира
одна из категорий моделирования пространства. Самая распространённая репрезентация середины мира – мировое древо.
Середина представляется в виде:
очага (или вообще – огня);
колодца;
алтаря;
жертвенного столба;
царственного трона;
солнца (или иного астрального тела);
другие сакрализованные предметы.
Через эти объекты проходит мировая ось (axis mundi).
Слайд 13

СОСТОЯНИЯ И СТИХИИ МИРА ХАОС Характерные черты: -связь хаоса с водной

СОСТОЯНИЯ И СТИХИИ МИРА

ХАОС
Характерные черты:
-связь хаоса с водной стихией;
-бесконечность во времени

и пространстве;
-разъятость вплоть до пустоты или, наоборот, смешанность всех элементов, т.е. аморфность состояния материи;
-неупорядоченность, максимум энтропических тенденций, т.е. абсолютная изъятость хаоса из сферы предсказуемого, сплошная случайность, исключающая категорию причинности, – предельная удалённость от сферы культурного, человеческого, от логоса, разума, слова и, следовательно – ужасность, мрачность;
-роль лона, в котором зарождается мир.
Слайд 14

Мировой океан – первозданные воды, из которых возникла земля и весь

Мировой океан – первозданные воды, из которых возникла земля и весь

космос, одно из самых основных воплощений хаоса или даже сам хаос.
Мировой океан – это:
-стихия;
-пространство, которое этой стихией заполняется;
-различные олицетворённые формы: божественные персонажи или связанные с хаосом чудовища;
-некий абстрактный умозрительный принцип.
Океан был до творения.
Океан остаётся вне космоса и после его возникновения, но он способен к порождению. Из океана появляется земля.
В глубине океана находится некое мифологическое существо, которое или способствует порождению, или препятствует появлению из океана чего-то.