Возрождение истоков. “Точка на карте.”

Содержание

Слайд 2

Занятия в кружке «Возрождение истоков» ставит следующие цели: Возрождение и сохранение


Занятия в кружке «Возрождение истоков» ставит следующие цели:
Возрождение и сохранение

духовного наследия.
Приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям.
Развитие социально-активной творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Слайд 3

Описание проблемы В настоящее время в обществе появилось тенденция к межэтническому

Описание проблемы
В настоящее время в обществе появилось тенденция к межэтническому

расслоению, обособлению, зачастую переходящую в национальную нетерпимость и непримиримость. Поэтому необходимо сохранить и развивать культуру межнациональных отношений и гармонизацию этнических взаимоотношений на современном этапе.
Занятия в кружке направлен на решение проблемы молодежи на селе: его быт, культуру, трудоустройство. Для возрождения этих традиций и обычаев в селе проводят различные мероприятия : это – День села, Ураза-байрам, Курбан-байрам, День молодежи, День матери, День Победы, День призывника, Вечера толерантности .
Основные цели и задачи кружка «Возрождение истоков»:
Создать необходимые условия для развития основных ценностей – это долг, труд, память, отечество, патриот.
Сформировать нравственные качества – уважение к правам человека, любовь к Родине, семье, воспитание толерантности ,как важного качества современного человека.
Возродить и сохранить традиции и обычаи для подрастающего поколения.
Слайд 4

"Память народа – огромная книга, где записано все" Л.Леонов Дети должны

"Память народа – огромная книга, где записано все" Л.Леонов Дети должны

знать свои корни и свято чтить традиции своего народа – быт , обряды , праздники. И в этом хорошим подспорьем является "Фольклорная школа ", где дети изучают свои истоки. Нравственные ценности. . . Они неотделимы от всей жизни человека . Для подлинно гуманистического ,глубоко нравственного воспитания ребёнка , важно всё то , что проникает в его душу , одухотворяет и возвышает её. Самое главное ,чтобы в юном сердце жила святыня.
Слайд 5

Точка на карте. Волгоградская область расположена на юго-востоке европейской части России.

Точка на карте.

Волгоградская область расположена на юго-востоке европейской части России.
Протяжённость

области с севера на юг и с запада на восток составляет 400км. На территории области насчитывается 1514 населённых пунктов.
Среди них наше село Маляевка. Мы родились и живем здесь, нас интересует история родного края.
Слайд 6

Из истории расселения татар на территории Волгоградской области. Да будут славны

Из истории расселения татар на территории Волгоградской области.

Да будут славны в

наши дни,
Кто возвращает память краю!
Я перед ними до земли
В поклоне голову склоняю
(В. Кузнецов)
Слайд 7

Золотоордынские города на Ахтубе. Шел XIII век. В Европу из Азии

Золотоордынские города на Ахтубе.

Шел XIII век. В Европу из Азии нагрянула

новая волна кочевых племен, ни с кем не сравнимых по численности, жестокости и коварности. Это были татаро-монголы. Словно смерч прошла орда хана Батыя по русским землям, превратила многие города и села в развалины и золу. Затем Батый двинулся в Западную Европу, чтобы исполнить завет своего деда Чингисхана – дойти до «последнего моря».
Левобережье Ахтубы стало центром Золотой Орды. На крутом берегу Ахтубы от ее истока почти до впадения в Каспийское море в XII-XIV веках выросло немало городов. Крупнейшими из них были столичные города Сарай и Новый Сарай. В XIX веке русские ученые стали называть эти города по имени их основателей: Сарай-Бату и Сарай-Берке.
Слайд 8

Памятник Золотой Орде. Расположен в 5 км от нашего села.

Памятник Золотой Орде. Расположен в 5 км от нашего села.

Слайд 9

Торговые пути. Особенно впечатлял Сарай-Берке, куда при Узбеке(1312-1342)была перенесена ханская ставка.

Торговые пути.

Особенно впечатлял Сарай-Берке, куда при Узбеке(1312-1342)была перенесена ханская ставка.

Хан Узбек хорошо понимал выгодность географического положения этого города: ближе Северный Кавказ, Крым, Булгарское царство, Русь, с которых бралась огромная дань.
Шли годы. На левом берегу Ахтубы, как и по всему Нижнему Поволжью, возникают русские и украинские поселения. Строилась Астрахань. Сюда с ахтубинских развалин для строительства Кремля вывозились камни и кирпичи. Из «Мамаева камня» было построено немало двухэтажных домов в селе Царев, сохранившихся по сей день.
Слайд 10

Археологические находки Выбирая из руин кирпич и разрывая груды щебня и

Археологические находки

Выбирая из руин кирпич и разрывая груды щебня и ямы

под землянки и избы, местные жители в большом количестве находили старинные монеты, золотые и серебряные изделия и украшения. В начале XIX близ села Царев была найдена золотая корона хана Джаныбека. Местные крестьяне продали ее за 25 рублей. В 1840 году она вместе с другими золотыми и серебряными вещами попала в руки священника немца Цвика и им была вывезена в Германию. Корона долгое время хранилась в музее германского города Иены. Затем бесследно исчезла.
Слайд 11

Куликово поле Хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в

Куликово поле

Хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в

низовья Волги и здесь, среди степей, покрытых редкою полынью, решил построить свою столицу Сарай, воздвигнуть ее на удивление всем соседним народам… Он отдал приказание – всю дань, собираемую им за год, обратить в золото и отлить из него двух коней. Этих золотых, с горящими рубинами глазами коней и поставил при входе в столицу Золотоордынского ханства, у ее городских ворот. Тут стояли они до тех пор, пока столица не была перенесена из старого Сарая в новый, построенный ханом Берке, где их тоже поставили у ворот города.
Шли годы, один хан сменялся другим. Только кони по-прежнему стояли на своем месте. Так было, пока русские не разбили Мамая на Куликовом поле. После боя он бежал с остатками своей орды, чтобы укрыться в низовьях Волги, но узнал дорогой, что князья против него подняли восстание. Мамай был вынужден искать себе убежище на чужбине, где, не пережив позора, умер. На родину было привезено его тело и похоронено на одном из холмов у Ахтубы.
Слайд 12

Легенда о Золотых конях. С ним вместе был погребен и один

Легенда о Золотых конях.
С ним вместе был погребен и один из

золотых коней. Говорят, что Мамай и сейчас сторожит золотого коня, так как никому его до сих пор еще не удалось отыскать.
Легенда о золотых конях распространена по всему Заволжью. Одни старожилы утверждали, что кони были из бронзы и только позолочены, другие же говорили, что они золотые, но пустотелые, а третьи заверяли, что все из чистого золота, и в них никаких пустот не было. В одном лишь были все любители старины единодушны, что Мамай похоронен с одним только золотым конем, а что стало с другим, никто не мог ничего сказать. Краевед ознакомился со многими опубликованными работами о Нижнем Поволжье, стараясь найти хотя бы что либо об этой интересной легенде. В шестом томе капитального историко-географического труда «Россия» он нашел упоминание о заволжском, неподалеку от Пришиба, селе Расстегаевка, где было указанно: возле него находится несколько Мамаевых курганов. А уже далее говорится: сохранилась легенда, что в одном из них и теперь спит Мамай, живой, и сторожит зарытого там коня. Но о другом же коне Батыя и в этом объемистом томе не нашлось ни одного слова. Только через несколько лет после этого, Б. Лащилину, в одном из казачьих хуторов под Астраханью, удалось услышать предание о втором золотом коне Батыя.
После Куликовской битвы, говорилось в нем, отдельные отряды русских воинов-смельчаков, не страшась уже более татар, стали проникать в степи, уходя все дальше и дальше на юг. Один из них перебрался через Волгу и напал неожиданно на столицу золотоордынского ханства – Сарай. Ужас охватил татар, и воины-смельчаки несколько часов были хозяевами в городе.
Несметные богатства хана , его знатных вельмож могли бы стать добычей. Но ничто не прельстило русских, и, только уходя из города, как реликвию татар захватили они с собой одного из золотых коней Батыя. Когда об этом стало известно хану, то он, придя в ярость, тут же за ними снарядил погоню. Несколько дней преследовала их она, и тогда русские смельчаки, видя, что им все равно уже не уйти от татар, спрятали редкостную добычу, а сами все, выехав навстречу погоне, выхватили из ножен мечи и бросились на врагов. Завязалась жаркая сеча. Русских было горстка, и, как ни бились они, как ни крушили они, из них ни один не вернулся домой, все полегли в бою. Найти же золотого коня татары так и не смогли. Они ни с чем возвратились к своему хану.
Слайд 13

Сокровища Золотой Орды. форма для выплавки золота колокол ступа с пестиком

Сокровища Золотой Орды.
форма для выплавки золота
колокол
ступа с пестиком

Слайд 14

История села Маляевка. Можно все заветное покинуть, Можно все бесследно разлюбить.

История села Маляевка.

Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить.
Но нельзя к

минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
Бальмонт.
По преданию - предки татар села Маляевка прибыли из сел Пензенской губернии.
Подавляющее большинство прибывших на новое место были крепостными крестьянами.
Реформа 1861 г. коснулась наших предков. Они получили свободу, а земли нет. Началось заселение свободных земель.
Слайд 15

Поселение наших предков. Весной в 1865 г. выехал из Пензенской губернии

Поселение наших предков.

Весной в 1865 г. выехал из Пензенской губернии обоз,

возглавляемый Габдулаждином, состоявший из 500 душ.
Путь этот был труден: на обоз часто нападали ,уводили коней, нередко встречались волки. Но мечта о привольной жизни помогла преодолеть все трудности.
В июле 1865 г. переселенцы достигли мест назначения. Они поселились около реки. То что они увидели, превзошло их ожидания: великолепный пейзаж, душистые луга, река наводненная рыбой.
Слайд 16

Из книги Зайцева В. Т. мы узнали, что к Александру II

Из книги Зайцева В. Т. мы узнали, что к Александру II

были посланы ходоки Яваев Г. и Канеев А. за разрешением поселиться между Зубовкой и Капустиным Яром .
Слайд 17

Село стало называться Маляевкой. По поводу названия существуют две версии: 1.Село

Село стало называться Маляевкой.
По поводу названия существуют две версии:
1.Село назвали

в честь муллы, которого звали Маляй –Бабай
2.В честь первого поселенца- Маляй –Бабая.
В 1877 году в Маляевке была построена первая ветряная мельница, в 1878 году – первая мечеть и первая начальная школа. В 1900 г. было построено здание Управления, а в 1908 году – пожарка с каланчой. Все это говорило о зажиточности села.
Слайд 18

Современные улицы и старые дома нашего села(старинные мазанки).

Современные улицы и старые дома нашего села(старинные мазанки).

Слайд 19

Край мой родной! Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим

Край мой родной!
Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам.

Они пустили здесь корни, основали свой род. Это люди, которые жили на земле давно и дали жизнь своим детям и внукам. Цветы , деревья не могут жить без корней, человек- тоже.
Великий дар – единожды родиться,
Вдохнуть, раскрыть глаза
И на века увиденному миру удивиться,
Где дом и поле ,роща и река.
Село Маляевка – это татарское село, с устоявшимися национальными традициями и обычаями.
Это не только живописное место , но и люди, которые украшают свои жилища, передают традиции и обычаи своим детям.
Слайд 20

Праздники – это в первую очередь древние обряды, которые отражаются в

Праздники – это в первую очередь древние обряды, которые отражаются в

устном фольклоре , в музыке ( песни, игры , хороводы с использованием татарских национальных инструментов), работы по декоративно-прикладному искусству (оформление праздников , татарских национальных костюмов, выставок детских работ).
В результате познавательной, поисково-исследовательской и культурно-просветительской деятельности студии у старших школьников на базе полученных знаний, умений, навыков и активного созидательного творчества появляется активная жизненная позиция знатока, хранителя, защитника и пропагандиста своей традиционной культуры.
Слайд 21

АНСАМБЛЬ «ЯШЛЕК» ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

АНСАМБЛЬ «ЯШЛЕК»

ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

Слайд 22

ГОСТИ НАШЕГО СЕЛА Ансамбль«Родничок»

ГОСТИ НАШЕГО СЕЛА

Ансамбль«Родничок»

Слайд 23

Патриотическое воспитание начинается с материнской школы воспитания чувств. Поэтому важнейшей частью

Патриотическое воспитание начинается с материнской школы воспитания чувств. Поэтому важнейшей частью

работы студии является привлечение к нашей деятельности родителей. Они принимают активное участие во всех татарских традиционных праздниках, сценических постановках обрядов, выступлениях и творческих поездках коллектива , переживая вместе с детьми и педагогами радости удач и горести поражений. Это и есть патриотическое воспитание детей на культурных традициях народа.
Каждый воспитанник студии вносит личный вклад в актуальное дело сохранения и возрождения культурного наследия своего народа.
Слайд 24

Семья Абайдулиных.

Семья Абайдулиных.

Слайд 25

Обряд Жима. Жирдэ мина ни киряк? Земле что нужно ? Тукай,

Обряд Жима.

Жирдэ мина ни киряк? Земле что нужно ?
Тукай, туган

тел киряк! Родной язык нужен!
Жирдэ мина ни киряк ? Деревня нужна, дом,
Туган ускян иль киряк? Родина, мама, семья!
Минге илян жир киряк!
Ш.Галиев.
Что такое жима?
Жима – это семейный праздник. У татар не принято часто приходить и волновать своих родителей. Каждая молодая семья свои проблемы должна решить самостоятельно.
И вот поэтому пятница-жима- считается как бы женским днем, когда дочь приходит навестить своих родителей на неограниченное время и муж к этому относятся с пониманием, потому что это традиция, заложенная веками. Этой традиции придерживались наши деды и бабушки.
Наступает пятница и(дочь) жена со своими детьми приходят к родителям не только поделиться своими радостями, но и отведать угощения.
Каждая мать старается угостить родных, так как татарская кулинария очень богата.


Слайд 26

Семейные радости

Семейные радости

Слайд 27

Национальные блюда. К традиционным татарским блюдам относятся :Бялеш и Чякча. Бялеш

Национальные блюда.

К традиционным татарским блюдам относятся :Бялеш и Чякча.
Бялеш – традиционное

блюдо ,которое готовится на торжественные случаи .
Чякчя – особое блюдо , которое имеет неповторимый вкус , его делают из меда, ореха, изюма и ставят молодым на стол, в знак того , чтобы жизнь была такой же сладкой, сочной и надежной как это блюдо.
Повседневные татарские блюда: Казанаш, Пярямяча, Эчьпичмак.
Казанаш – это хрупкое блюдо и нежное сделано из особого теста , но выпекать его нужно с особым мастерством .
Пярямяча – сделано из теста и мяса подается в горячем виде ,свидетельство того, что в доме всегда должно быть тепло и сытно.
Эчьпычьмак- это мучное блюдо из трёх углов: счастья , уюта и благополучия.
Слайд 28

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПЯРЯМЯЧА

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПЯРЯМЯЧА

Слайд 29

Слайд 30

Традиционное чаепитие.

Традиционное чаепитие.

Слайд 31

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ.

Слайд 32

Река Мартын. Река Мартын – это любимое место отдыха. Л. Н.

Река Мартын.
Река Мартын – это любимое место отдыха.
Л. Н.

Толстой сказал, что человеческая жизнь похожа на реку с приливами и отливами, так и жизнь в нашем селе – это каждодневный труд и достижения простых людей.
Слайд 33

ДАРЫ РЕКИ МАРТЫН.

ДАРЫ РЕКИ МАРТЫН.

Слайд 34

Дом, как известно всем давно, Это не стены, не окно, Даже

Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже и стулья

за столом –
Это не дом.
Дом – это место, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным , добрым, нежным, злым
Еле живым…
Дом – это там, где нас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом-
Это твой дом.
Слайд 35

Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная

из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
С. Островой
Слайд 36

Обряд «Бябяй-мае» (наречение именем ребенка). Твердят: «Вначале было Слово…» А я

Обряд «Бябяй-мае» (наречение именем ребенка).

Твердят:
«Вначале было Слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с

любви –
И озарение, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви …
Р. Рождественский
Время мчится вперед,
За закатом рассвет.
Мама внука берет,
Ждет с коляскою дед.
От родительских глаз,
Ах, как мне повезло,
Что имею я вас!
Слайд 37

Связь поколений. Дети- самое дорогое для матери. Счастлив тот ,кто с

Связь поколений.
Дети- самое дорогое для матери. Счастлив тот ,кто с

детства знает материнскую ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой. Всем, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба , благодарно произносит : Спасибо, тебе, кормилица мать. Солдат в бою с врагом бьется за Родину-мать.
Встаньте все и выслушайте стоя.
Сохраненное во всей красе.
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: «МАМА».
Слайд 38

СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ . Не для житейского волненья, Ни

СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ .

Не для житейского волненья,
Ни для

корысти ,
Не для битв,
Мы рождены для вдохновения ,
Для звуков сладких и молитв…
Лермонтов.
Совместный труд на крестьянском подворье и гармонизация отношений со старшим поколением. Опыт показывает, что проживание ребенка в сельской местности при правильной организации его жизнедеятельности, прежде всего в семье, обеспечивает возможность его личного участия в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистичного взгляда на необходимость и значимость труда для человека.
Слайд 39

Родители сельских детей стремятся приучать их к домашним делам, воспитывая «хозяина».

Родители сельских детей стремятся приучать их к домашним делам, воспитывая «хозяина».

Вот почему с малых лет дети знают: чтобы выживать, каждый член семьи должен уметь заготовить дрова, затопить печь, принести воды, ухаживать за скотиной.
Опыт показывает, что около 90% сельских школьников умеют это делать. Ведь многие семьи содержат большие подворья: выращивают крупный рогатый скот, домашних птиц, сажают овощи на больших площадях. Выращенную продукцию (мясо, молоко и овощи ) сельчане реализуют на рынках.
Так как это единственно надежный способ обеспечить безбедное существование сельской семьи.
В июне и июле учащиеся занимаются сбором лекарственных трав, произрастающих в их местности : подорожника, крапивы, ромашки аптечной, спорыша, тысячелистника, клевера, листа березы и др.Эта работа проводится во время летнего отдыха в пришкольном лагере . Дети приобретают практические навыки заготовки трав , узнают много полезной информации о лекарственных травах, растворяясь в природе своего края.
Слайд 40

Сельская семья

Сельская семья

Слайд 41

Экзотика нашего села «У нас своя Австралия…»

Экзотика нашего села «У нас своя Австралия…»

Слайд 42

ТРУД РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ НА ДОМАШНЕЙ ПЛАНТАЦИИ Первые плоды труда. УРА!!!Поспели ПОМИДОРЫ!!!

ТРУД РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ НА ДОМАШНЕЙ ПЛАНТАЦИИ

Первые плоды труда.
УРА!!!Поспели ПОМИДОРЫ!!!

Слайд 43

Не только томаты, но и виноград.

Не только томаты, но и виноград.

Слайд 44

Наши достижения: Будь беспокойным! Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай! И все сначала

Наши достижения: Будь беспокойным! Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай! И все сначала начинай! Наши ребята активно

включились в работу по программе губернатора Волгоградской области «Волгоградская область – чистая область».Мы убираем не только территорию нашей школы , села, бережем экологию родного края, сажаем каждый год молодые деревца, выпускаем газету «Экологический вестник». Также в нашей школе большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. На базе нашей школы организована команда «Ветер», которая несет почетный караул у памятника ,погибших односельчан: занимает призовые места в районе, области и России.
Слайд 45

Люби свой край. С чего начинается Родина! С той песни ,что

Люби свой край. С чего начинается Родина! С той песни ,что пела нам

мать, С того ,что в любых испытаниях у нас никому не отнять! Мы родились на замечательной Волгоградской земле: богатой своими традициями и обычаями, боевыми подвигами немеркнущей славы. Наше поколение не только изучает историю своего края, но и продолжает традиции своими делами, знаниями и достижениями. Цените слух, цените зренье, Любите зелень, синеву Все ,что дано нам от рождения двумя словами: я живу!
Слайд 46

Природа - есть родина всех талантов, Начиная от росинки солнца, Сверкнувшей

Природа - есть родина всех талантов,
Начиная от росинки солнца,
Сверкнувшей всеми огнями,
Кончая

талантами,
Переходящими в историю культуры.
М. Пришвин.
Слайд 47

Миг Не привыкайте к чудесам,- Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к

Миг
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к

ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
Слайд 48

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё

что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Они питают его, связывают с землёй.
Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
Человеку важно знать свои корни, тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях.
Слайд 49

Слайд 50


Слайд 51

Слайд 52

КОНЕЦ

КОНЕЦ